СОТОВАЯ СВЯЗЬ
Операторы мобильной связи, действующие в столичном регионе, намерены вложить сотни миллионов долларов в развитие сетей
Фирмы “ВымпелКом” и “Мобильные ТелеСистемы” - два ведущих оператора сотовой связи, функционирующих на московском рынке, - практически одновременно объявили предварительные результаты своей работы в прошедшем году и анонсировали планы на 2000 г.
Компания “ВымпелКом”, работающая под торговой маркой “Би Лайн” (www.beeline.ru), сообщила, что общее число ее активных абонентов увеличилось со 124 тыс. до 352 тыс.
Сергей Авдеев, зам. директора АО “ВымпелКом” по сетевому планированию и развитию: “Компания планирует внедрить новые услуги и технологии. Среди них - VPN, GPRS, GSM-банкинг, WAP, EFP”
Количество клиентов сети “Би Лайн 800” (стандарт DAMPS) достигло 220 тыс. против 103 тыс. в 1998 г. Число базовых станций (БС) сети DAMPS за год увеличилось с 265 до 300.
В сети “Би Лайн GSM” отмечен рост абонентской базы с 21 тыс. до 132 тыс. пользователей. Число БС этой сети увеличилось более чем вдвое - с 234 до 500.
“Как признак доверия инвесторов можно рассматривать заметный рост рыночной стоимости компании: в течение 1999 г. капитализация нашей фирмы увеличилась более чем в три раза и превысила 1 млрд. долл., - отметил Николай Прянишников, заместитель генерального директора АО “ВымпелКом”. - Основным фактором роста акций компании на международном рынке стало заметное увеличение ее абонентской базы”.
Компания “Мобильные ТелеСистемы” (MTC, www.mts.ru) тоже времени даром не теряла. Число ее абонентов превысило 400 тыс. За год было подключено 250 тыс. пользователей.
Рекордными темпами устанавливались БС - здесь реализовывался принцип “один день - одна базовая станция”. Если в январе 1999 г. у компании было 349 БС, то через год их стало больше 700.
Реклама “Би Лайн” утверждает, что в сотовой связи есть только один лидер. И хотя в последнее время “Би Лайн” заметно упрочил свои позиции, до реального лидерства ему еще далеко: каждая из его сетей в отдельности уступает сети фирмы МТС и по числу БС, и по зоне охвата, и по качеству обслуживания клиентов, и по количеству пользователей, и по ряду других показателей.
Годовые инвестиции в развитие инфраструктуры у обеих компаний примерно одинаковы: около 100 млн. долл. Но МТС использует эту сумму на подъем единой сети, а “Би Лайн” - на поддержку и расширение нескольких сетей.
В итоге “Би Лайну” будет значительно труднее обеспечить эффективность своих капиталовложений. К тому же некоторые нынешние показатели МТС, например число БС сети GSM, “Би Лайну” удастся достичь лишь через год и существующий ныне разрыв вряд ли сократится.
Вместе с тем в действиях “Би Лайна” усматривается много инноваций, которые в прошедшем году серьезно повлияли на московский рынок сотовой связи. Среди них - и “коробочка” за $49, и посекундная тарификация разговоров после первой минуты, и некоторые другие удобства. Конкуренты в той или иной форме были вынуждены повторить такие шаги. А в результате заметно выиграл потребитель.
Нынешний этап развития сетей ведущих операторов мобильных коммуникаций в определенной мере является переходным, поскольку на первый план уже начинают выступать услуги связи. И в этом отношении 2000 г. обещает быть особенно интересным.
Например, “Би Лайн” планирует внедрение виртуальных частных сетей (VPN), препейд-роуминга, усовершенствованного кодирования речи, высокоскоростной передачи данных GPRS (General Packet Radio Services), упрощенного доступа в Интернет на основе WAP (Wireless Application Protocol) и т. д. Примерно те же услуги будет вводить и МТС.
По данным сайта “Сотовик” (www.sotovik.ru), распределение сотового рынка Москвы на конец декабря выглядит следующим образом: МТС - 44%, “Би Лайн” - 41%, МСС - 13%, СОНЕТ - 2%.
“Московская сотовая связь” (МСС, www.mcc.ru) - крупный оператор, работающий в стандарте NMT-450i, - пока об итогах 1999 г. не сообщала, но и об этой компании можно сказать, что она закончила год на высокой ноте, сменив в декабре руководство и объявив план модернизации сети стоимостью около 100 млн. долл.
МСС начинает тестирование новейших технологий сотовой связи GSM-400 и IMT-2000, которые в ближайшем будущем могут стать платформой для проведения новой технической политики. Таким образом, фирма приступает к начальному этапу масштабной программы цифровизации сети с дальнейшим переходом на системы мобильной связи третьего поколения.
Одновременно со строительством и вводом в действие цифровой сети МСС будет продолжать модернизацию и расширение спектра услуг действующей сети NMT-450i, входящей в федеральную сотовую сеть СОТЕЛ. Общий бюджет компании на эти цели превысит 16 млн. долл. При этом будут созданы благоприятные условия для добровольного перехода абонентов МСС, заинтересованных в услугах связи третьего поколения, от аналоговой сети к цифровой.