По сообщению газеты Washington Post, американское МИД всерьез напугано тем, что в его посольствах могут быть потайные ходы. В данном случае речь идет не о дырах в охране территорий, из-за которых происходят то теракты с трагическим исходом, то анекдотические угоны посольских автомобилей. Не менее - если не более - опасной брешью представляются штатовским спецслужбам гипотетически существующие “задние дверки” (back door) в невинном бухгалтерском ПО, инсталлированном во всех 170 посольствах США.
Как раз невинность программного кода и оказалась под сомнением. Американские контрразведчики сильно подозревают, что программа была развращена при самом ее рождении путем внедрения в нее так называемых закладок, или “задних дверок” - кусков никак не задокументированного кода, дающих возможность доступа в систему в обход механизмов защиты. По сообщению представителя МИД Джеймса Рубина, именно на поиске подобных кусков сосредоточились сейчас силы безопасности.
Отягчающей уликой в деле бухгалтерской системы послужило то обстоятельство, что ее автором является бывший советский гражданин Ашот Хованесян. ПО, созданное по заказу некого посольского чина в середине 90-х годов, с тех пор получило прописку на американских мидовских ЭВМ во всем мире. Однако безупречный послужной список никогда и нигде не являлся доказательством стопроцентной лояльности - и в софтверном мире в особенности. Попавшая под подозрение программа была стерта с лица земли и с дисков в течение пяти дней: мидовское распоряжение датировано 2 февраля, конечный срок исполнения - 7 февраля. Сам программист уже дал показания ФБР. Он выразил уверенность, что сыщики вскоре сами убедятся в безопасности написанного им ПО.
Понять нервозность штатовских спецслужб несложно: серия недавних кибератак на серверы Министерства обороны не служит спасению чести мундира. Проблема, как известно, находится под личным контролем самого президента Клинтона, неоднократно подчеркивавшего прямую связь безопасности Америки с безопасностью компьютерных систем страны. Лишь бы только вся эта история не была замешана на приснопамятном психозе 50-х годов с криками “Русские идут!” и выпаданием из окон. Или русские программисты представляют уже такую конкурентную опасность для американского рынка труда?