“Торговля не разорила еще ни одного народа” - эти слова Бенджамина Франклина, сказанные им более 200 лет назад, справедливы и сегодня. И выставка “Торговля и склад’2000”, прошедшая на ВВЦ, яркое тому подтверждение. Сегодня торговля помогает выжить не только отдельным гражданам (например, “челнокам”), но включает в свою орбиту самые разные отрасли и технологии, позволяя им развиваться и крепнуть. И это уже не просто покупатель, продавец и прилавок, а целая индустрия, обеспечивающая процедуру обмена товара на деньги всем необходимым, причем на самом современном уровне.
Кстати, об индустрии. “Очень отрадно, что среди участников выставки с каждым годом увеличивается количество российских компаний-производителей, - отметил на открытии экспозиции директор фирмы “Экспосервис-Ф” Александр Федоров. - Многие из них сегодня активно реконструируют производство или уже сделали это и приходят сюда с высокотехнологичными продуктами - весами, кассовыми аппаратами, компьютерами, торговым (холодильным, транспортным, складским, общепитовским, охранным и т. п.) оборудованием”. Действительно, из десяти компаний-экспонентов, специализирующихся на контрольно-кассовых машинах (ККМ), половина представляла собой заводы-изготовители: столичные “Измеритель” и “Аркус-Д”, Калужский завод телеграфной аппаратуры, “Счетмаш” из Курска, завод “САМ” (Рязань). Активно работали на выставке и отечественные производители весового оборудования - “Физтех” (Москва), “ПетВес” (Санкт-Петербург) и др.
“Торговля и склад‘2000” в интерьере ВВЦ
Существенно увеличился в объеме и разнообразии раздел экспозиции, представляющий торговое и складское оборудование (стеллажи, витрины, прилавки, холодильные и тепловые установки, автопогрузчики и передвижные магазины).
Однако сегодняшняя торговля неразрывно связана с электронным оборудованием и информационными технологиями, и их разработчики составили наиболее интересный и многочисленный отряд экспонентов (более 70%).
Технологии автоматической идентификации
Штриховое кодирование (ШК), которое так долго насаждалось в торговле столичным правительством (и, кажется, ему еще не удалось это сделать до конца - разве что крупные универсамы да модные бутики сегодня работают с ШК и бар-сканерами), является одной из технологий автоматической идентификации (ТАИ). К последним принадлежат еще и охранные системы, работающие с помощью биоидентификации, магнитных меток либо тех же ШК, нанесенных на пластиковые карты. Современные торговые предприятия (особенно крупные) немыслимы без ТАИ: масштабы огромного универсама не позволяют уследить за каждым покупателем или сотрудником, а объемы продаж таковы, что приходится стремиться к мировым стандартам - не более двух минут на расчеты с одним покупателем (независимо от того, лежит ли у него в корзине один батон хлеба или тележка с продуктами полна до краев). Иными словами, за минуту с небольшим кассир должен ввести в ККМ информацию обо всем, что находится в этой самой тележке, поэтому “вбивать” цены вручную здесь уже нельзя.
При этом ясно, что самый продуктивный путь - это применение ШК на протяжении всего “жизненного цикла” товара, от его изготовления до конечной продажи. Поэтому технологии штрихового кодирования (ТШК) работают не только в супермаркетах, но и на производстве: маркировка комплектующих этикетками с ШК позволяет с помощью специальных сканеров отслеживать сборку той или иной модели сложного изделия и на выходе автоматически формировать документацию с параметрами, соответствующими данной комплектации. Таким способом реализуют сквозной учет в производстве. И подобным же образом организуется учет товаров в торговом предприятии: при поступлении товара на склад данные о нем с помощью бар-сканера (или мобильного терминала сбора данных) попадают в информационную систему, а затем - в соответствии с принятой здесь технологией торговли - идут по цепочке и заканчивают свой путь при оплате проданного товара через кассу. Промежуточная стадия может быть одна (если товар просто переместили со склада в торговый зал), либо их несколько (если товар фасуют, наклеивая новые этикетки с “весовым” ШК, или подвергают его более сложной обработке). Еще одно важное предназначение ТШК в торговле - инвентаризация (как на складе, так и в торговом зале); для этого лучше всего подходят мобильные терминалы.
Генеральный директор компании “Дата-Скан” Николай Пупков пояснил: “На выставке мы демонстрируем новинки американской фирмы Symbol. В первую очередь хочу отметить миниатюрные терминалы SPT 1500 и 1700 со встроенным лазерным сканером, созданные на основе Palm Computing Platform и сочетающие в себе достоинства карманного компьютера и мощного лазерного сканера. Модель 1700 пригодна к эксплуатации даже в условиях пониженной температуры (до -20°С), повышенной влажности и т. д. Обмен данными с основной информационной системой может осуществляться как по кабелю, так и по радиоканалам. Еще одно интересное семейство - радиотерминалы PDT 3100 и 6100, также представляющие собой переносные компьютеры со встроенным лазерным сканером. Передача данных здесь осуществляется посредством радиоволн. Для реализации и сопровождения этих устройств фирме-поставщику требуется разрешение Госсвязьнадзора, и наша компания его имеет”.
Кстати, подобное разрешение, строго говоря, необходимо и компаниям, продвигающим охранные системы, также работающие в определенных частотных диапазонах. Например, рассказывают о случае, когда передвижной пеленгатор Госсвязьнадзора засек передающее устройство, работающее на частотах одной из силовых структур. Это оказалась охранная система (антикражные “ворота”), установленная в ближайшем супермаркете. Попутно выяснилось, что поставщик “ворот” не имел лицензии, каковую ему пришлось в срочном порядке оформлять в этом серьезном ведомстве.
На выставке антикражные системы и другие охранные устройства предлагались компаниями Dialoc, G2 Technology, “ДатаСкан” и др.
Радиосканеры Symbol серии PDT
ТШК демонстрировали почти два десятка компаний, причем добрая половина из них, будучи нацеленными на работу с торговыми предприятиями, старалась предоставить клиентам полный комплекс оборудования и услуг: помимо ТАИ еще и ККМ, весы, компьютерное оборудование, монтаж сетей и всей информационной системы - вплоть до установки и настройки соответствующего ПО). Сегодня такие комплексные работы выполняют “Пилот”, “Синт-Сервис”, “Сервис-Плюс”, “ФИТ”, “Аквариус-Регистр” и т. д.
Программы для торговли
Всего год назад в аналогичном обзоре по этой же выставке (см. PC Week/RE, № 9/99, с. 1) мы предприняли попытку классификации ПО для торговли, подразделив его на следующие виды:
1) кассовые программы;
2) ПО для розничной торговли (объединяет данные, поступающие от весов и ККМ, и осуществляет учет товародвижения в торговом зале);
3) складские программы (для автоматизации складского учета и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, работающих в сфере оптовой и оптово-розничной торговли);
4) бухгалтерские программы, ПО для расчета зарплаты;
5) комплексные системы для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий (включают в тех или иных сочетаниях перечисленные выше участки учета);
6) системы управления торговым предприятием (помимо отдельных участков учета реализован контур “оперативного управления” и возможности финансового планирования, позволяющие иметь оперативную управленческую информацию и планировать деятельность предприятия).
Прошло совсем немного времени, а ситуация здесь изменилась довольно существенно - в соответствии с потребностями рынка. На рынке сегодня - диктат комплексных решений. Поэтому те компании, что прежде предлагали “частичные” схемы (№ 2-4), просто вынуждены были подтянуться по меньшей мере к решениям типа 5 или лучше 6. Так, компания “Фолио”, традиционно продвигавшая в основном ПО для автоматизации складского учета, которое при необходимости могло состыковываться с бухгалтерскими пакетами наиболее известных фирм (“1С”, “Парус”, “Инфин” и т. д.), теперь активно работает над созданием самостоятельного бухгалтерского приложения, которое сможет не просто импортировать данные из торгового или складского модуля “Фолио”, но будет представлять единое, полностью интегрированное решение.
Компания “Пилот”, ранее наряду с оборудованием для торгового предприятия предлагавшая своим клиентам программу OmniLink собственной разработки (для терминалов сбора данных) и работавшая в содружестве с фирмой “Софт-Вест” (торгово-складской комплекс “Домино”, также способный к интеграции с наиболее известными бухгалтерскими пакетами), на нынешней выставке демонстрировала не только новую версию своей разработки для POS-терминалов, но и комплексную торгово-складскую систему “POSейдон” (пока что предназначенную для стыковки с бухгалтерскими пакетами других производителей; однако не исключено, что далее “Пилот” двинется по пути создания собственного бухгалтерского модуля). Кстати, пакет для ККМ под остроумным названием “Профи-Т” в новой версии приобрел немало интересных функций - например, возможность применения разнообразных ценовых схем с учетом любых применяемых скидок (процентных, абсолютных, зависящих от суммы или от времени покупки, а также от других условий). Кроме того, продукт позволяет работать с кард-ридером и термопринтером, печатающим чеки в несколько раз быстрее матричного (это позволяет не только уменьшить время обслуживания покупателя, но и снизить вероятность злоупотреблений).
По пути наращивания “комплексности” идет и корпорация “Парус”. Предложенная еще в прошлом году разработка для управления торговыми предприятиями “Триумф” (с самого начала весьма полно охватившая весь цикл учетных и управленческих процедур) дополнена механизмом стыковки с рядом POS-терминалов и другим торговым оборудованием; пакет “Парус-Магазин 9.2” с более гибкой настройкой и улучшенной структурой каталога, повышающей аналитические возможности продукта, в новой версии будет доступен не только крупным, но и средним и даже небольшим торговым предприятиям (в том числе и по цене - она уменьшилась почти в два раза за счет изъятия некоторых избыточных для этого сектора функций). Кроме того, “Парус” и компания Actis Systems Internet представили совместный проект виртуального магазина, объединяющий систему управления торговым предприятием “Триумф” со средствами электронной коммерции. Собственно говоря, Интернет-магазины - это отдельная тема, возникшая на выставке именно в этом году (о них - чуть ниже).
Фирма “Информконтакт”, продолжая совершенствовать технологии построения распределенных решений на основе системы управления предприятием ALFA, представила новую версию модуля репликации данных. С ее помощью центральный офис может не просто контролировать остатки на удаленных складах или дневной оборот филиала в другом городе, а в реальном времени анализировать их работу вплоть до отдельных операций. Новый модуль, входящий в состав системы ALFA, передает сведения об изменениях из удаленных баз, причем не только в режиме on-line, но и дискретными пакетами, и прямое модемное соединение для этого совершенно не обязательно (данные могут быть переданы и по e-mail, и на магнитном носителе).
В этом году многие компании, работающие в области систем учета и управления, празднуют свои десятилетние юбилеи. Казалось бы, данный сектор рынка уже сложился, “входной билет” на него стоит довольно дорого, ожидать новых игроков практически не приходится. И все же!..
И все же они появляются - на нынешней выставке сразу два: компании AVACCO и “Эльбрус-МЦСТ” с системами соответственно AVACCO и “Эльбрус 1.0”. Оба продукта создавались с помощью современных инструментальных средств, оба выполнены в архитектуре клиент-сервер на базе MS SQL Server (при разработке второго, отметим, использовались Enterprise-решения компании Inprise), оба представляют собой комплексное решение для управления предприятием. Конечно, для систем подобного уровня и их разработчиков помимо достоинств продукта огромное значение имеют маркетинговые шаги и в целом то, что на Западе именуется success story. Здесь у новичков еще все впереди - и много работы, и нешуточная конкуренция. Однако заявки сделаны серьезные.
Интернет-магазины нынче популярны
Кроме “Паруса” интернет-решения на выставке представляли еще около десятка компаний: “Фолио”, демонстрировавшая недорогой Интернет-магазин ($120), “Формоза Софт”, предлагавшая два продукта для электронного бизнеса; eTops, “Акант”, “Референт-Сервис”, Bolero. Однако особо хотелось бы отметить интенсивную работу на выставке компании “Альтер-Вест”: около ее стенда постоянно толпились посетители, привлеченные красноречием и активностью сотрудников фирмы, рассказывавших о достоинствах организованного ими торгового портала (www.tradeline.ru) и о возможностях аренды на нем Интернет-магазинов.
Семинары и презентации
Программа мероприятий на выставке не претендовала на количество, но отличалась целевой направленностью и качеством. В первую очередь следует отметить двухдневный бесплатный (для посетителей) семинар по логистике, который собрал не только ведущих лекторов, но и большую аудиторию. Сегодня, как отметили организаторы, интерес к этой теме очень велик, поскольку логистика - это не только рациональный подход к сбыту, но и организация собственно товародвижения в общем смысле этого слова. Именно поэтому внимание и к семинару, и к выставке в целом проявили не только торговые фирмы, но и промышленные предприятия.
Кстати, по наблюдениям Алексея Иванова, начальника коммерческого отдела компании “Информконтакт”, 30-40% посетителей стенда составили именно представители промышленности, многих из них интересовали комплексные системы. На первый взгляд, это не совсем логично - ведь выставка прежде всего ориентирована на торговые организации. Но, с другой стороны, интерес реального сектора к автоматизации вполне объясним: здесь начинают понимать значимость управления сбытом и предприятием в целом, а также роль современных ИТ в этих процессах. Наплыв производственников отмечали и на стендах “Паруса”, “Интеллект-Сервиса”, “ДИЦ” и ряда других компаний, причем, по словам Ирины Волковой (“ДИЦ”), в основном это были руководители высшего звена - директора, их заместители, руководители коммерческих и финансовых служб, интересующиеся полноценными интегрированными решениями.
Из других мероприятий выставки скажем еще о двух: о пресс-конференции компании “Интеллект-Сервис”, посвященной ее вступлению в Российскую ассоциацию магазиностроителей, и о семинаре компании “Мультисофт”, на котором демонстрировались возможности новой разработки - фискального регистратора MSTAR-Ф (на базе принтера SP 300) с соответствующим ПО. Это решение позволяет розничное предприятие оснастить фактически POS-системой (MSTAR-Ф, соединенный с компьютером или POS-терминалом; для последнего в таком случае уже не нужна регистрация в Госреестре, потому что зарегистрирован MSTAR-Ф) всего за $1000-$1900, тогда как обычно средняя цена POS-терминала - 2,5-3,5 тыс. долл.
По мнению многих участников, выставка удалась, большинство уже “забронировало” стенды на будущий год
Четвертая международная выставка “Торговля и склад’2000” (оборудование, автоматизация, логистика)
Организатор: компания “Экспосервис-Ф”
Учредители: Министерство торговли РФ, Правительство Москвы, СВК ГАО ВВЦ
Время проведения: 29 февраля - 4 марта 2000 г.
Количество участников: более 120
Выставочная площадь: 4000 кв. м