РЕЙТИНГИ

Любой компании всегда интересно посмотреть на себя со стороны. Но не станешь же хватать всех реальных и потенциальных клиентов за рукав и спрашивать: “Ну как, хорошо я выгляжу?”. Вопросы такого рода задавать как-то неэтично, да и ответы на них скорее всего будут неискренними (любителей говорить правду-матку в глаза не так много). Поэтому обычно роль коллективных “зеркал” играют аналитические фирмы, проводящие маркетинговые исследования и берущие на себя либо роль расспросчика, либо роль опытного стороннего наблюдателя. Нередко тот или иной срез данных, накопленных в результате платных исследований, становится достоянием общественности в виде открытого отчета, дающего определенное представление о рынке и его основных игроках. На отечественном рынке делового ПО таких “зеркал” - раз-два и обчелся. Одно из самых старейших - агентство “Ламинфо” (www.glasnet.ru/~laminfo), коллектив которого начал исследование популярности софтверных компаний еще в 1992 г.

Игорь Аглицкий: “Далеко не все аспекты деятельности фирмы,

влияющие на ее имидж, поддаются точному количественному учету!”

1 марта состоялось торжественное подведение итогов некоммерческого исследования “Компания века”, проведенного этим агентством, и награждение наиболее влиятельных (с точки зрения “Ламинфо”) игроков российского рынка делового ПО.

“Мы отдаем себе отчет в том, что не существует идеальной методики определения рейтинга, и результаты, хоть они и основаны на объективных данных, могут быть отчасти субъективными. На нас каждый раз кто-нибудь обижается, хотя большинство компаний признает, что мы стараемся быть максимально объективными. Кто-то невольно (в силу выбранной методики) оказывается на более низком месте, чем, возможно, заслуживает, однако в целом наши оценки в большинстве случаев совпадают и с тем, как компании оценивают друг друга, и с отзывами пользователей систем”, - отметил генеральный директор “Ламинфо” доктор экономических наук Игорь Аглицкий.

По его словам, рейтинг определен на основе уже опробованной в 1998 и 1999 гг. (см. PC Week/RE, № 40/99, с. 11) методики, несколько измененной и дополненной. При этом источниками информации стали накопленные за многие годы данные о деятельности компаний, результаты предыдущих рейтингов, публикации, анализ выставок и многое другое. Влиятельность (читай - известность) российских софтверных компаний агентство “Ламинфо” оценивало по 10 критериям. По каждому из них эксперты выставляли от 1 до 10 баллов.

Учитывались основные количественные характеристики фирм-разработчиков:

- стаж работы на рынке (один год - один балл, для компаний старше десяти лет - максимальная оценка);

- оборот компании или его экспертная оценка (как и в 1998 г., учитывался оборот только по собственным программным продуктам);

- количество партнеров в регионах;

- эффективность труда (частное от деления оборота компании на численность персонала);

- оценка роста (падения) бизнеса за последние 5 лет (для более молодых компаний - за весь срок существования).

Принимались во внимание также маркетинговые характеристики компаний:

- рекламная активность (объем и методы прямой рекламы);

- выставочная деятельность (участие в специализированных выставках);

- упоминания в прессе (компьютерной, экономической, деловой);

- присутствие в регионах (региональные выставки, семинары, пресса и т. д.);

- оценки компании коллегами, пользователями, прессой и экспертами.

Таким образом, в рейтинге “Ламинфо” каждая фирма-разработчик могла получить от 10 до 100 баллов включительно. Безусловно, приведенные критерии не равнозначны для определения авторитета фирмы, однако согласитесь: достаточно трудно объективно установить правильные весовые категории для каждого критерия (ведь из вузовского курса теории вероятностей известно, что нет критерия для выбора правильного критерия!).

Таблица 1. 10 наиболее влиятельных компаний

“Рейтингованию” подверглись свыше 120 компаний. Больше всех баллов (91) набрала фирма “1С” (интересно отметить, что все участники торжественной церемонии были уверены, что главный приз достанется команде Бориса Нуралиева, но никто не отгадал, с какой суммой баллов эта победа будет достигнута!). Остальные 10 самых-самых (в порядке уменьшения рейтинга) перечислены в табл. 1. В табл. 2 в алфавитном порядке приведены 30 наиболее влиятельных компаний.

Таблица 2. 30 наиболее влиятельных компаний (алфавитный список)

Разумеется, сравнивать разработчиков и интеграторов достаточно трудно, поэтому “Ламинфо” разделила исследуемые фирмы на 10 категорий и в каждой номинации выделила где одну, где две, а где и три лучшие компании (табл. 3).

Таблица 3. Итоги исследования “Компания века” (по отдельным номинациям)

Кроме того, компании “ИнтелГрупп” (как самой быстроразвивающейся) был вручен “Кубок прогресса”, а экспозиции “Бухгалтерский учет и аудит” (организатор - “Экспосервис-1”) присвоено звание “Выставка года” (за этот титул кроме нее боролись SofTool, “Комтек”, “Управление”, “Торговля и склад”, а также профильные выставки Санкт-Петербурга, Перми, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Полная информация об исследовании “Компания века” появится на сервере “Ламинфо” в середине марта.

Как известно, ни одно дело, особенно некоммерческое, нынче не обходится без спонсоров. “Компания века” - не исключение. Его генеральным спонсором была названа фирма “1С”, просто спонсорами - “Диасофт” и “Интеллект-Сервис”. Кроме того, компаниям Rainbow Technologies, “Галактика”, “ИнтелГрупп”, “Инфософт” и “Банковские информационные системы” (БИС) был присвоен статус “полных участников”. По словам г-на Аглицкого, спонсорство (различие в статусах обусловлено разницей в сумме контрактов на информационное или консультационное обслуживание в “Ламинфо”) никак не повлияло на распределение мест, но спонсоры (в том числе “полные участники”) получили право выступить на церемонии вручения почетных дипломов. К сожалению, не все смогли этим правом умело воспользоваться и рассказать о себе ярко, доходчиво и коротко. Что, естественно, тут же вызвало справедливые нарекания со стороны некоторых острых на язык асов маркетинга. И то верно - подать себя надо уметь. Однако такое умение - дар свыше, научиться этому практически невозможно.

“Ламинфо”: (095) 284-1646.

Аксиома

Имидж фирмы определяется не только качеством ее товара или оказываемых ею услуг, не только финансовыми показателями ее деятельности, не только степенью удовлетворенности ее клиентов, но и положением компании в различных рейтингах.

Версия для печати