Буквально за год корпоративная IP-телефония совершила гигантский скачок, пройдя стадию тестовых испытаний и реализовавшись в совершенном сетевом оборудовании, анонсированном всемирно известными производителями.
На CeBIT’2000 редактор PC Week/RE Ярослав Власов встретился с Барри Каслом, директором по маркетингу европейского подразделения голосовых решений корпорации 3Com. Несколько лет назад Барри представлял 3Com в комитете по разработке стандартов ETSI и H.323.
PC Week: На CeBIT’2000 3Com продемонстрировала решения и продукты для самых “горячих” областей сетевых технологий - IP-телефонии и беспроводных устройств доступа. Как вы охарактеризуете позиции компании на рынке корпоративных IP-УАТС?
Барри Касл: Приобретя всего год назад разработчика систем LAN-телефонии фирму NBX, мы к сегодняшнему дню внедрили уже более 2000 таких систем. По данным аналитической группы Synergy Research, мы уже занимаем пятое место на рынке офисных УАТС США, и нашими соперниками здесь являются Lucent и Nortel. Другие производители аналогичных систем пока только говорят об отгрузках, реально же лишь предоставляют клиентам оборудование для тестирования.
Наша позиция в телефонии очень агрессивна, поскольку мы знаем, что рынок движется именно в этом направлении. Текущий объем рынка УАТС составляет 22 млрд. долл. Два его сегмента - системы, имеющие от 11 до 100 портов и от 100 до 400 портов, - охватывают около 75% всего объема. Именно здесь мы и сосредоточим свои усилия.
PC Week: Какие стимулы заставляют ваших клиентов заменить обычные УАТС на системы IP-телефонии?
Б. К.: Таких стимулов множество, самый очевидный - создание единой сети для передачи трафика данных, видео и голоса, что позволяет существенно сократить расходы на содержание всей коммуникационной инфраструктуры. Однако не менее важным фактором является возможность внедрения новых сетевых приложений. Системы IP-телефонии, подобные NBX 100, позволяют быстро разрабатывать и внедрять такие приложения. Среди наших клиентов есть крупная компания, занимающаяся телепродажами, чей бизнес построен на центрах обработки телефонных звонков. Благодаря установке NBX они каждые пять дней запускают новую услугу. В современных технологиях продаж очень трудно помешать конкурентам копировать твои идеи. Единственный способ оставаться впереди - внедрять новые услуги.
Наши решения объединяют голосовые приложения с существующей инфраструктурой локальной сети и сервисами, развернутыми в ней. Например, голосовую почту теперь можно передавать непосредственно через E-mail: служба технической поддержки получит возможность направлять голосовые сообщения прямо на ПК клиента, а пользователи вне офиса смогут прослушать голосовую почту, приняв ее на мобильный ПК.
Приложения телефонии являются важнейшим стимулом для создания корпоративных решений для телефонии следующего поколения. Приведу лишь некоторые их характеристики: управление через Web-браузер, реализованный непосредственно на ПК клиент телефонии, унифицированные сообщения (unified messaging), возможность интеграции компьютерной телефонии для приложений центра обработки телефонных вызовов, автоматический секретарь.
PC Week: Известно, что трафик данных имеет нелинейный, взрывной характер. Не нарушается ли работа LAN-телефонии в условиях пиковых нагрузок на локальную сеть?
Б. К.: В случае NBX мы имеем дело с технологией, позволяющей гарантировать высокое качество телефонного вызова, сравнимое с тем, что предоставляют унаследованные УАТС. Мы уже обеспечили поддержку качества сервиса QoS по всей коммутируемой инфраструктуре 3Com на основе протокола 802.1p, добавляющего к голосовым пакетам тег приоритизации. Эта технология реализована и в сетевых адаптерах, выполняющих приоритизацию трафика, порождаемого программно реализованными IP-телефонами, и в голосовых шлюзах, к которым подключаются унаследованные УАТС, и в маршрутизаторах 3Com PathBuilder, обрабатывающих голосовой трафик из глобальной сети. То есть весь голосовой трафик как в локальной, так и в глобальной сети имеет повышенный приоритет и обрабатывается Ethernet-коммутаторами в первую очередь.
В глобальной сети для приоритизации трафика используется поле типа сервиса (TOS), технология резервирования полосы пропускания RSVP и приобретающая все большую популярность DiffServ. Наши маршрутизаторы отображают теги 802.1p в теги DiffServ.
Таким образом, мы обеспечиваем надежную и приоритетную передачу голосового трафика как в локальных, так и в глобальных сетях. Кроме того, наши маршрутизаторы обеспечивают голосовые коммуникации через виртуальные частные сети.
PC Week: Если в локальной сети, имеющей сложную топологию с резервированием, произойдет отказ одного коммутатора, то при работе алгоритма STP голосовое соединение может прерваться на 10-15 секунд. Какова степень надежности решения 3Com для LAN-телефонии?
Б. К.: Нам удалось обеспечить обработку подобного отказа в сети за долю секунды. Для этого у нас есть протокол MPLA (MultiPoint Link Aggregation), который мы передали в комитет IETF по стандартам.
PC Week: Насколько сложна система NBX в эксплуатации? Кто и как будет осуществлять ее поддержку?
Б. К.: Станция устанавливается очень быстро. Недавно представителям одной европейской аналитической фирмы предложили после двухминутного инструктажа установить с нуля NBX и два IP-телефона. Им понадобилось всего полторы минуты, чтобы подключить все устройства и сделать первый звонок с одного телефона на другой. Конечно, настройка номерного плана, системы голосовой почты и других функций NBX займет несколько больше времени.
Что касается поддержки - мы планируем, что ее будут осуществлять местные реселлеры и канальные партнеры, инженеры которых получат необходимую подготовку. Несмотря на то что компания 3Com вошла в телефонный бизнес недавно, для нас это ключевой элемент стратегии. Пока продукты производителей унаследованных УАТС развиваются существенно медленнее, чем наши. NBX - это платформа для приложений телефонии будущего.