Электронный бизнес требует новых способов оценки эффективности инвестиций

 

    

Карлил Маранхао, менеджер фирмы Rhone-Poulenc Rorer (Колледжвил, шт. Пенсильвания) по глобальным проектам, всегда понимал, что убедить руководство в целесообразности перевода компании на Microsoft Office 2000 он сможет лишь в том случае, если подтвердит свои доводы тщательным экономическим расчетом. Однако приступив в мае прошлого года к подготовке такого обоснования, он обнаружил, что, опираясь на данные о снижении издержек, ему вряд ли удастся получить приемлемые показатели окупаемости инвестиций (ROI, return on investment). Для перехода на Office 2000 компании нужно было оплатить 22 000 лицензий, что обошлось бы примерно в 22 млн. долл., и Маранхао опасался, что если он не докажет свою правоту, то экономисты предпочтут более консервативный вариант обновления ПО - замену Office 4.3 на Office 97.

Маранхао из RPR рассчитывает, что методика real options

поможет реально влиять на ИТ-инвестиции компании

Погрузившись в мир финансов и инвестиций, Маранхао воспользовался методикой бюджетного планирования, известной под названием real options (реальные возможности), позволяющей учитывать не только немедленную выгоду от инвестиций (например, сокращение издержек), но и те преимущества, которые могут быть получены в перспективе. Благодаря такому подходу Маранхао сумел показать руководству, что переход на Office 2000 приведет к повышению производительности труда и, кроме того, даст возможность развернуть новые, важные для компании приложения, в том числе и средства групповой работы на базе Web. В итоге деньги на переоснащение компании были выделены и Маранхао приступил к развертыванию новейшего ПО.

Маранхао был, видимо, первым, кто применил метод real options для обоснования расходов на ИТ, однако уже не он один понимает, что в эпоху электронного бизнеса традиционные способы оценки ROI малопригодны. Это связано с тем, что от внедрения проектов, базирующихся на Web, ждут не только снижения издержек бизнеса, но и возможности выхода на новые рынки, качественно иного уровня влияния на такие ключевые факторы, как заинтересованность клиентов и эффективность каналов поставки. К тому же обычная оценка ROI требует немало времени, а это - серьезное препятствие для быстрой реализации и своевременной корректировки проектов электронной коммерции.

Вот почему компании ощущают потребность в новых критериях оценки эффективности ИТ-инвестиций. Вполне объяснимо, что многие из существующих методик (в том числе и real options) зародились в мире финансового инвестирования, требующего умения приспосабливаться к быстрым изменениям рынка. Принимая на вооружение эти методики, ИТ-менеджеры берут на себя определенный риск. Однако, по мнению экспертов, они могут извлечь и немалую выгоду благодаря более эффективному взаимодействию с бизнес-отделами.

“Обычно заявки на выделение средств для обновления ПО обосновывают необходимостью перехода на усовершенствованную версию. И очень редко ИТ-менеджеры исходят из реальных экономических оценок, подтверждающих целесообразность проекта с точки зрения бизнеса, - отметил Маранхао. - На самом же деле нужно объяснить руководству, что речь идет не о новых меню и кнопках в текстовом процессоре или электронных таблицах, а о новых возможностях, открывающихся, например, благодаря внедрению средств организации группового взаимодействия, способных изменить весь стиль работы персонала компании”.

Очевидно, что традиционные методы определения ROI, основанные на оценке немедленной экономической отдачи, теряют свое значение. По данным последнего исследования фирмы Gartner Group (Стамфорд, шт. Коннектикут), анализ прямой или косвенной эффективности реализуемых проектов проводят менее 5% процентов опрошенных ИТ-специалистов. Ненормальность подобной ситуации особенно бросается в глаза в сфере электронного бизнеса. Компании, несущие ответственность за работоспособность систем электронной коммерции, гораздо чаще склонны пренебрегать строгим экономическим обоснованием вложений, особенно если традиционные методы оценки ROI становятся неубедительными в условиях динамичного развития рынка.

Потребность в новых методиках анализа ИТ-инвестиций, по мнению экспертов, возросла еще и в связи с высвобождением финансовых ресурсов, прежде направлявшихся на решение “Проблемы 2000”. ИТ-менеджерам теперь придется думать, как лучше использовать эти средства. “При традиционном подходе к оценке ROI каждая конкретная инициатива должна предполагать и конкретную выгоду, но если вы не знаете, что будет завтра, нужно платить и за то, чтобы обеспечить гибкость системы, - пояснил Чип Глидман, аналитик фирмы Giga Information Group (Норуолк, шт. Коннектикут). - Неважно, с помощью какого инструмента будет решена задача, но ее суть состоит в том, чтобы чисто технологические концепции трансформировать в понятную бизнес-выгоду”.

Ищите собственные варианты

Real options - лишь одна из методик, используемых компаниями при обосновании инвестиций в ИТ в условиях неустойчивого бизнес-климата. Есть и другие подходы. Некоторые компании, например, переходят от годового планирования к поквартальному, превращая составление бюджета в непрерывный процесс. В результате появляется возможность реагировать на изменение внешних условий без ущерба для стратегии и основных целей бизнеса.

Некоторые руководители информационных служб перенимают часть функций финансовых менеджеров компании и берут под свой контроль все, что имеет отношение к ИТ: оборудование, ПО, инфраструктуру, кадровые проблемы и индивидуальные проекты. Это позволяет снизить общий уровень риска путем разумного распределения инвестиций между высокодоходными, но рискованными проектами и другими, может быть, менее прибыльными, но зато более надежными.

Иные ИТ-менеджеры дополняют традиционные оценки ROI решением ответственных комиссий, сформированных из представителей главных бизнес-подразделений, ИТ-служб и высшего руководства компании. Такие комиссии могут поддержать стратегически важные ИТ-проекты, не допустив их отклонения лишь на том основании, что они не гарантируют получения немедленной отдачи.

RPR и компания Hewlett-Packard (Пало-Альто, шт. Калифорния) входят в группу лидеров, предпочитающих метод real options для оценки и поддержки ключевых ИТ-проектов. Некоторые компании, вроде фирмы BP Amoco, уже несколько лет пользуются этой методикой в других областях своей деятельности и теперь рассматривают возможность ее применения в сфере ИТ. Об этом нам сообщил Эндрю Кокерилл, менеджер по бизнес-информации подразделения Upstream Technology Group фирмы BP (Лондон).

По словам представителей HP, новый подход помог ведущим менеджерам компании продвинуть проект электронной коммерции бизнес - бизнес, вряд ли имевший перспективы с точки зрения традиционного анализа ROI. В HP искали способ улучшения управления товарными запасами. Пользуясь методом real options, руководство HP приняло решение не развертывать традиционную систему прогнозирования, а создать портал электронной коммерции бизнес - бизнес (www.tradinghubs.com), через который можно осуществлять разовые закупки продукции поставщиков или же сбывать избытки собственных запасов. Коммерческий узел расширил возможности HP, позволив сочетать традиционные контракты с более динамичными разовыми сделками с поставщиками. Как сказал директор HP по стратегическому планированию и моделированию Кори Биллингтон, в итоге компания повысит эффективность своей системы поставок.

Учет неизвестного

ИТ-менеджеры, такие, как Биллингтон, утверждают, что метод real options учитывает неполноту имеющихся знаний и позволяет оценивать критически важные ИТ-проекты с точки зрения не только немедленной отдачи, но и будущих перспектив.

Рассмотрим, например, проект создания сети. Сам по себе он обещает определенные выгоды для компании. Но, кроме того, у нее появляется возможность (хотя это вовсе не обязательно), вложив дополнительные ресурсы и приобретя необходимые средства, организовать вертикальное взаимодействие с партнерами. Вторичную выгоду можно извлечь лишь при условии первичных инвестиций. Анализ реальных перспектив позволяет оценить потенциальную выгоду от инвестиций в сравнении с возможными последствиями отказа от них. (Схема процесса принятия решений по методу real options показана на рисунке.)

В то же время метод real options признает неопределенность и изменчивость сегодняшних решений, связанных с бизнесом и ИТ. “Компании должны иметь возможность многократно менять свои намерения по сравнению с первоначальным планом без потери инвестиций, - отмечает Марта Амрам, управляющий директор отделения Center for Excellence in Real Options фирмы Navigant Consulting (Менло-Парк, шт. Калифорния). - Традиционные методы не дают решений, совместимых с многовариантными результатами”. Амрам - один из авторов книги “Real Options: Managing Strategic Investment in Uncertain World” (“Реальные перспективы: управление стратегическими инвестициями в неопределенном мире”).

Стоит ли вкладывать средства в этот ИТ-проект? Метод real options предлагает пять этапов поиска ответа

Real options - не единственный из подходов, используемых творчески мыслящими руководителями ИТ-служб для обеспечения гибкости при планировании и составлении бюджетов. Некоторые менеджеры, например заместитель директора по информатизации и старший вице-президент фирмы Elf Atochem North America (Филадельфия) Роберт Рубин, составляют бюджет и осуществляют планирование в тесном партнерстве с бизнес-продразделениями. Рубин никогда не пойдет к руководству фирмы с ИТ-проектом без убедительного обоснования, составленного кем-либо из партнеров, работающих в бизнес-отделах компании. Почему, спрашивает Рубин, ИТ-персонал сам должен доказывать выгодность новой системы для бизнеса? На его взгляд, это должны делать менеджеры, занятые непосредственно бизнесом.

Не отказываясь от традиционного анализа ROI, в Elf Atochem ищут более гибкие и многовариантные подходы. Хотя здесь еще не пробовали применять методику real options, компания планирует свой ИТ-бюджет как непрерывный цикл, ежемесячно обсуждая проблему капиталовложений на высшем исполнительном совете. Не задействованные в нем топ-менеджеры компании просматривают эти рекомендации еженедельно.

Очень важно привлекать к обсуждению ИТ-бюджета членов высшей администрации компании, считает Брайан Джоунс, президент фирмы Nypro (Клинтон, шт. Массачусетс). В фирме действуют многочисленные советы и управляющие комитеты, но многие предложения по ИТ-расходам поступают непосредственно в высший совет, в который входят исполнительный и финансовый директора и руководитель административных служб. Это позволяет увязать ИТ-проекты с корпоративной стратегией бизнеса. Для Nypro она заключается прежде всего в улучшении взаимодействия с заказчиками. Половина ИТ-бюджета фирмы выделяется на системы типа Web-приложений, позволяющих клиентам делать заказы и проверять их выполнение без непосредственного обращения в фирму.

“Такие проекты могут и не принести выигрыша в производительности, повышении товарного или кассового оборота, и потому их не так просто обосновать, - пояснил Джоунс. - Они ценны тем, что облегчают жизнь нашим заказчикам. Именно поэтому нам приходится обсуждать подобные предложения на уровне исполнительного директора. В противном случае важные проекты, способствующие повышению конкурентоспособности, могли бы не пройти по финансовым соображениям”.

Преодолевая неопределенность

Нельзя сказать, что переход на новые модели планирования бюджета будет легким. Многие ИТ-руководители, включая тех, кто привык оперировать финансовыми категориями ROI, теряются при оценке неопределенных ситуаций и связанных с ними рисков. Ведь применяемые в таких случаях методы мало соответствуют образу мышления многих ИТ-менеджеров. “Большинство ИТ-специалистов приучено к тому, чтобы сводить неопределенность к нулю, - считает Джон Хендерсон, руководитель отдела информационных систем и директор центра системных исследований Бостонского университета. - Финансисты же понимают, что там, где есть неопределенность, есть и возможность сделать деньги. Эту концепцию нужно продвигать в среду ИТ-отделов”. Для освоения практики real options Хендерсон рекомендует ИТ-менеджерам подходить к ней, как к изучению новой технологии. Помогут книги, беседы с консультантами, знакомство с новыми программными продуктами и методиками.

Чтобы улучшить планирование ИТ-бюджета и приблизить его к потребностям бизнеса, Маранхао из фирмы RPR привлек к работе консультантов. Сочетая оценки ROI с учетом реальных перспектив, группа Маранхао сумела убедить руководство компании в пользе широкомасштабного обновления ПО. Первым делом Маранхао и его сотрудники показали, что новые функции Office 2000 упрощают подготовку объемистых документов для органов фармакологического надзора Food and Drug Administration. В то же время они ссылались на то, что развертывание Office 2000 поможет RPR в организации группового взаимодействия. По иронии судьбы, как раз в то время, когда Маранхао с коллегами готовились разъяснить эту проблему руководству, в компании объявили о слиянии с корпорацией Hoeschst. Хотя переход на Office 2000 из-за этой сделки еще не завершен, Маранхао надеется, что в итоге от 30 до 40 тыс. сотрудников обеих корпораций будут работать с Office 2000 и это поможет наладить взаимодействие между ними.

“Исполнительный комитет сегодня расценивает Office 2000 как составную часть проекта интеграции Aventis, - сказал Маранхао. - Мы выиграли нашу битву, хотя ее поле стало уже иным”. Как убедился Маранхао, рискованный бизнес иногда оказывается самым выгодным.

Бет Стекпоул - внештатный автор из Ньюбери, шт. Массачусетс. С ней можно связаться по адресу: b_stack@stackpolepartners.com.

Из сферы финансов в сферу ИТ: real options

Следует ли компании вкладывать значительные ИТ-ресурсы в создание экстрасети? Интернет меняет образ ведения бизнеса, и руководителям информационных служб все чаще приходится отвечать на подобные вопросы. Кто же, как не ИТ-специалисты, могут лучше воспользоваться инструментом, помогающим оценивать риски и выгоды вложения денег в системы, которые должны составить базу для новых технологий?

Этот инструмент - методика real options, часто используемая для оценки инвестиций в сфере финансов. Ее суть изложена в книге “Real Options: Managing Investment in Uncertain World” (“Реальные перспективы: управление стратегическими инвестициями в неопределенном мире”). Авторы книги - Марта Амрам, управляющий директор отделения Center for Excellence in Real Options фирмы Navigant Consulting (Менло-Парк, шт. Калифорния), и Нейлин Кулатилака, профессор финансов Бостонского университета, - попытались помочь менеджерам из разных сфер бизнеса освоить процесс принятия ключевых решений в условиях неопределенности ситуации и риска.

Книга состоит из трех частей. Первая дает представление о методе real options как образе мышления, во второй части рассматривается процесс подготовки решений на основе этого метода, а в третьей приводятся примеры из жизни, демонстрирующие использование метода при оценке эффективности стратегических инвестиций.

Амрам и Кулатилака утверждают, что стандартные средства финансового анализа не дают эффективных решений в условиях риска, поскольку лишены гибкости, не учитывают изменений рыночной ситуации и бизнес-климата. Именно в таких случаях, по мнению авторов книги, метод real options особенно важен, поскольку позволяет получить опору для дальнейших действий.

Наряду с формулами и схемами финансовых моделей книга содержит множество описаний, показывающих, как компании применяют теорию на практике. В главе 6 техническая сторона вопроса и теоретические выкладки сведены в одиннадцать кратких практических уроков, проиллюстрированных случаями из жизни.

В книге подробно описываются этапы четырехступенчатой процедуры принятия решений: формулировка условий задачи, применение модели оценки перспектив, обзор результатов и пересмотр проекта. Некоторые модели непросты для понимания, но разобраться в них помогут примеры, приведенные в заключительном разделе книги, названном “A Portfolio of Applications” (“Портфель приложений”). Вот несколько из них: как оценить финансовые перспективы создаваемой мини-пивоварни, надо ли нефтеперерабатывающему заводу вкладывать средства в поиск нефти в конкретной местности и как фармацевтическая компания может улучшить управление процессом разработки нового препарата. Амрам и Кулатилака убеждены, что ИТ-сфера является как раз той областью, где метод real options может принести максимальную пользу, и в главе 14 авторы рассказывают о том, как руководитель информационных служб ипотечной компании обосновал покупку системы сканирования документов стоимостью 5 млн. долл. ИТ-специалистам стоит ознакомиться хотя бы с одним из этих примеров.

Версия для печати