РИФ’2000: начало эпохи профессионалов

Перефразируя классика, можно сказать, что Российский Интернет-форум (РИФ) - зеркало российской Интернет-революции. Наблюдая за ним, можно судить о процессах, идущих в Рунете. А изменения происходят просто-таки колоссальные.

Очередной РИФ, состоявшийся 16-19 марта в подмосковном пансионате “Лесные дали”, оказался намного более “коммерциализированным”, чем его предшественники. Речь, конечно, идет не о росте сумм, которые нужно было заплатить за возможность сделать доклад, провести секцию, круглый стол или разместить свой стенд на проходившей в фойе выставке, хотя, по словам докладчиков, эти суммы были весьма существенными.

Эстер Дайсон - одна из участниц РИФ’2000

Изменился состав участников и список обсуждавшихся тем. На прошлые РИФы приезжали в основном представители компьютерных фирм, рекламирующих свое оборудование, ПО и услуги, сотрудники фирм - потребителей этих услуг и просто энтузиасты, готовые потусоваться в любой приятной компании. При этом первая и третья категории почти полностью совмещались, а их излюбленными темами были взаимодействие государства и Интернета, проблемы Интернет-провайдеров, перспективы электронной коммерции и новых Интернет-технологий.

Конечно же, описанные лица никуда не исчезли, просто одни из них стали солиднее, а другие, наоборот, менее заметными на разросшемся РИФе, собравшем в этом году около 700 человек. Среди участников появились и люди совершенно нового для Интернет-сообщества типа: инвесторы (финансисты), финансовые консультанты и профессиональные управляющие. Например, в форуме участвовали Сергей Васильев, председатель совета директоров инвестиционной группы “Русские фонды” (вложившей средства в Rambler), руководители ru-Net Holdings (инвестор “оЗона”), Юрий Аммосов, директор группы венчурного финансирования “Никойл”, и Эстер Дайсон, которая в представлении не нуждается. (Мнения этих людей об инвестиционном климате в России читайте ниже.)

Их выступления собирали большое количество слушателей, а сами они использовали РИФ не только для того, чтобы донести до целевой аудитории факт своего существования, но и для сбора дополнительной информации о ситуации на рынке и потенциальных объектах для вложения денег. Инвесторов интересовали выступления конкурентов и представителей фирм, в которые эти конкуренты вложили деньги, а также дискуссии на тему регулирования Сети.

Старые, любимые темы по-прежнему числились в повестке дня, и все желающие могли обсудить их на секциях по интересам, число которых выросло до 21. Однако они отошли на второй план, уступив по популярности дискуссиям о том, какие проекты наиболее перспективны с точки зрения инвестиций, что нужно сделать для привлечения инвестиций в свой проект, как правильно вести маркетинговую кампанию Интернет-проекта, как рекламировать свою фирму через Интернет, строить менеджмент Интернет-проекта и т. п.

Такая смена антуража отражает тенденцию российского Интернета: время энтузиастов проходит. Жизнь предлагает им выбор - либо стать компетентными управляющими, либо передать свой бизнес в руки сторонних менеджеров. Наступает скучная эпоха профессионального ведения дел.

Инвесторы, принявшие участие в РИФе, о проблемах российского Интернета *1

_____

*1. По материалам докладов и интервью.

Сергей Васильев, председатель совета директоров инвестиционной группы “Русские фонды”.

- Для всего инвестиционного сообщества очевидно, что в экономике наступает новая эра. Пока же российский рынок напоминает рынок США в начале 1996 г. Сейчас все существующие российские Интернет-фирмы можно смело назвать стартующими. Но этот рынок будет экспоненциально расти.

Однако привлечение инвестиций в России затруднено несколькими факторами. Во-первых, на регистрацию нового акционерного общества требуется от одного до трех месяцев - слишком много по меркам Интернета. Во-вторых, для привлечения иностранных инвестиций приходится получать лицензию ЦБ на вывоз капитала.

Кроме того, чтобы стартующая компания могла привлечь инвестиции, она должна как минимум отвечать нескольким критериям: иметь юридически оформленные права на доменное имя и торговую марку, обладать хорошей командой, современным программным обеспечением, уметь осуществлять бизнес-планирование. Практика показывает, что такое планирование в Интернет-компаниях полностью отсутствует, поэтому важно, чтобы они брали в партнеры консалтинговые фирмы для подготовки бизнес-планов. Идей сейчас много. Для компаний важно не замыкаться на одной идее, а постоянно развиваться.

Компаниям следует иметь в виду и то, что возможны разные типы партнерства с инвестором. Если компания прибыльна и самостоятельно устойчиво растет, то она может продать меньшую долю своих акций. Если же инвестиции в развитие намного больше ее текущего оборота, то владельцы такой фирмы должны уступить инвестору контрольный пакет.

Для инвесторов сейчас крайне важно, чтобы была площадка типа NASDAQ, где выставлялись бы акции технологических компаний и определялись их котировки. Никто пока до конца не понимает, заплатил ли он за startup-компанию втридорога или хорошо на ней заработал. Насколько я знаю, ММВБ и другие биржи о создании таких площадок подумывают. По моему мнению, без этого российские компании, связанные с высокими технологиями, не смогут быстро расти.

Юрий Аммосов, директор группы венчурного финансирования “Никойл”.

- Российский Интернет - наиболее “западный” сектор экономики, относительно независимый от политического и инвестиционного климата. Считается, что инвестиции в него будут высокодоходными. Кроме того, вложения в “.com” рассматриваются сейчас финансистами как успешные.

Все это обуславливает интерес к российскому рынку со стороны иностранных инвесторов. В настоящее время идет активное вложение денег в Интернет в Латинской Америке. Как только инвесторы закончат с латиноамериканским рынком, они придут сюда. Думаю, это произойдет в сентябре.

Российские финансисты и предприниматели также будут вкладывать деньги в Рунет. Этому способствуют рост аудитории Интернета, увеличение числа и повышение качества Интернет-ресурсов, неудовлетворенный текущий инвестиционный спрос, а также опасения, что результаты выборов вызовут приток иностранного капитала.

Ясно, что все эти процессы приведут к избытку средств в Рунете, ожесточению конкуренции, консолидации сектора и росту стоимости компаний-лидеров. Сейчас “цена” всего российского Интернета, по моей оценке, составляет 50-70 млн. долл., но эта сумма будет линейно расти. К началу 2002 г. Рунет будет “стоить”, вероятно, порядка 250 млн. долл. Далее пойдет экспоненциальный рост. К 2004 г. стоимость Рунета составит около 8 млрд. долл., т. е. примерно столько, сколько стоит “Сургут-Нефтегаз” (все оценки очень и очень предварительные).

На первом этапе инвестиций вложения будут идти по аналогии с инвестициями в США: в порталы, поисковые машины, контент-проекты, электронную торговлю. В среднесрочной перспективе - в бесплатные онлайновые сервисы, технологические компании.

Порталы сейчас представляют наибольший интерес: у них низкие издержки и небольшая цена выхода на рынок, в них будут интегрироваться многие контент-проекты. Однако конкуренция в этом секторе будет расти пропорционально объему инвестиций. К концу года здесь начнется “мясорубка”.

Я думаю, что правильнее вкладывать средства в провайдеров специализированного контента, особенно в поставщиков деловой информации и информации об ИТ. Что касается крупных провайдеров общего контента, то их уже сейчас больше десятка, для рынка это многовато. Посмотрим, как они доживут до осени.

Развитие розничной электронной торговли будет затруднено из-за сложностей при расчетах, бедности населения, проблем с доставкой и высоких кредитных рисков. (Я с этим не совсем согласен. Риски в проектах с хорошим менеджментом не превышают 5%, как и для обычных магазинов. Хотя в секторе e-коммерции в России скоро тоже будет “мясорубка”. - В. Б.). В то же время производители ПО для электронной коммерции, баннерных сетей и других сервисных бизнесов - хороший объект для инвестиций.

На мой взгляд, наиболее привлекательны бесплатные онлайновые сервисы и технологические компании. Первые позволяют сгенерировать обширную лояльную аудиторию зарегистрированных пользователей (база таких пользователей ценна сама по себе), служат рекламной площадкой и обеспечивают создание добавочной стоимости за счет предоставления новых или более эффективных по сравнению с оффлайном услуг. Вторые не зависят от внутреннего спроса в России, могут самостоятельно выходить на международные рынки, в случае необходимости переносить бизнес в развитые страны и напрямую выходить на рынок венчурного капитала в США.

В результате в российском Интернете будет сильная конкуренция, которая приведет к тому, что старые игроки уйдут, зато появится много новых лиц.

Эстер Дайсон, председатель совета директоров ICANN, инвестор разных российских ИТ-компаний, в том числе компании TerraLink, участвовавшей в РИФе.

- Несколько слов о е-коммерции в России. Я приехала в эту страну в 1989 г., семь лет изучала российский рынок и только после этого решилась на инвестиции в него. Теперь здесь немало инвесторов. Боюсь, что многие из них захотят быстро получить свои деньги назад, как в ГКО. Мы же хотим помогать бизнесу расти, поэтому пять лет назад я вложила средства в TerraLink. (На РИФе эта консалтинговая компания объявила об открытии направления esolutions.ru, т. е. начале предоставления услуг по помощи компаниям в создании решений для электронного бизнеса, намерении вскоре привлечь институционального инвестора и через год стать IPO. - В. Б.). Я делала инвестиции и в других странах и сейчас по окупаемости Россия уступает лишь США.

Нужно, чтобы все поняли: e-коммерция - это не просто Web-сайт. Web - это только интерфейс. В Америке коммерция типа бизнес - потребитель развивается успешно, однако в России лучше создавать системы класса бизнес - бизнес, автоматизировать бухгалтерский учет, налаживать управление отношениями с клиентами, строить биржи. E-коммерция способствует прозрачности отношений между компаниями, открытости цен, возможности сравнивать их. Иными словами, электронная комерция способствует развитию рынка. Это средство конкуренции, большое подспорье для вашего рынка.

Версия для печати