Во время форума “Российский компьютерный бизнес 2000” (см. с. 1) состоялась беседа главного редактора нашего еженедельника Эдуарда Пройдакова с президентом компании “Эпсилон технолоджиз” Александром Сергеевым. То, что рассказал Александр, представляется нам достаточно интересным.
Александр Сергеев
PC Week: Александр, о вашей компании, которая раньше активно продвигала свои технологии на российском рынке, за последний год не было ничего слышно. Интересно, чем вызвано это молчание?
Александр Сергеев: Мы были заняты конкретным проектом, основанным на технологии “Байконур”, и продвижением его на западный рынок. Сейчас данное направление идет вперед самостоятельно, а мы получили новые возможности по развитию базовых технологий. Все это время не стоял на месте и проект “Байконур”, может быть, в прошлом году он продвигался несколько медленнее, чем хотелось, но сейчас на него брошены дополнительные силы, тем более что мы получили хорошую обратную связь от выполнения реального проекта. Развивается и связанная с ним технология TAXi Communicator. Наши партнеры сделали на основе этих технологий несколько систем, мы приобрели опыт работы с западными заказчиками.
PC Week: Традиционный вопрос - каковы ваши планы?
А. С.: Думаю, что мы выпустим в ближайшее время серию продуктов под Linux и новые версии “Байконура” и TAXI Communicator’a. Я был на выставке CeBIT - там ажиотаж вокруг Linux. Действительно, рынок Linux растет, и это чувствуется. У фирмы есть также проекты и партнеры в России.
PC Week: Что-то изменилось в структуре фирмы?
А. С.: Долгая работа над упомянутым западным проектом привела к тому, что часть коллектива, занимающаяся именно этим проектом и аналогичными ему, была выделена в отдельное предприятие, оставшееся в старом здании, а другая часть переехала в новый офис в Зеленограде.
PC Week: Я знаю, что вы много времени в ушедшем году провели в США. Что это дало вам и вашему бизнесу?
А. С.: Самое интересное за год - это реальный опыт раскрутки большого проекта на американском рынке. Если говорить образно, то удалось наступить на все грабли, на какие только можно было наступить, и теперь я знаю, что можно делать, чего нельзя, как осуществляются такие проекты. Соответственно изменился менталитет - если прежде я мыслил мерками российского рынка, то теперь - глобального. В связи с этим в наших планах - создание стартап-компаний, базирующихся на разработанных нами технологиях. Для этого мы готовы сотрудничать с российскими фирмами, обладающими чем-то интересным, достойным того, чтобы раскрутить их как новый стартап и оснастить нашими технологиями. Раньше я стремился все сделать сам, а теперь больше ориентирован на сотрудничество.
PC Week: Сейчас многие отмечают, что российские фирмы не готовы работать с инвесторами. В чем, по-вашему, здесь дело?
А. С.: Основная проблема в менталитете. У них нет опыта раскрутки стартап-компаний. И главное - у российских технологических компаний, разрабатывающих что-то свое, менталитет художника: они вначале сделают, а потом думают, как продать. Американский подход прямо противоположен: сначала нужно придумать бизнес-идею, а потом под нее подтягивать технологию и совершать реальные действия.
PC Week: По сравнению с американским российский компьютерный рынок выглядит крохотным. Есть ли здесь возможность создавать стартап-компании?
А. С.: Самое главное, что этому мешает, - отсутствие у инвестора возможности выйти из дела: не существует рынка продаж раскрученных стартап-компаний, вывода их в public и т. д. Движение в этом направлении идет сейчас только в отношении Интернет-компаний. Но все равно критическая масса еще слишком мала. Нужно, чтобы накопился опыт, примеры большого числа удачных и неудачных проектов. А перспектива есть.
PC Week: Очевидно, что Интернет-бизнес пока меньше других зависит от политической стабильности в стране.
А. С.: Конечно, чтобы заниматься стартап-компаниями, нужна стабильность в стране. Инвестор вкладывает деньги, чтобы через два-три года получить отдачу. Поэтому для него важны преемственность в политике и предсказуемость в экономике.
PC Week: Что полезного стоит отметить из опыта американских стартап-компаний? Каковы основные причины их неудач?
А. С.: К сожалению, пресса не пишет о проваленных проектах. Она пишет, как все легко и просто. Например, я знаю проект, который провалился из-за слабого менеджмента. Был взят менеджер, выросший из программистов, а это плохо, потому что он не должен заниматься разработкой. Еще одна частая серьезная ошибка, когда менеджмент - сам по себе, а разработчики - сами по себе. Стартап-компания - это единая команда, работающая в тесной спайке. Меня все в Штатах убедили, что технология не имеет особого значения для растущих стартап-компаний. Существует множество проектов, основанных не на технологии, а на менеджменте и энергии. Есть бизнес-идея, у нее достаточно хорошо проработаны какие-то узловые точки, ключевые элементы, и технология играет роль одного из базовых элементов, но таких элементов должно быть несколько. Очень большое значение имеют личные качества людей, работающих в стартап-компании.