Пять правил, помогающих руководителю ИТ-службы идти в ногу со временем
Вот небольшой тест, который поможет определить ваш потенциал как руководителя ИТ-службы в электронном бизнесе. (Правильные ответы вы найдете в статье.)
- Следует ли ИТ-руководителю (CIO) онлайновой компании регулярно употреблять термины типа “клиент-серверная система” или лучше полностью от них отказаться?
- С кем необходимо поддерживать постоянный контакт - с техническими специалистами или исполнительным директором компании?
- Допустимы ли в работе CIO ошибки или они должны быть сведены к минимуму?
Ответить на эти вопросы не так просто, как кажется на первый взгляд, но от правильности ответов зависит деловая карьера ИТ-лидера: займет ли он достойную позицию в перспективной онлайновой компании или ему придется покинуть свое место. С одной стороны, электронный бизнес открывает перед CIO доселе невиданные возможности. Но с другой стороны, эта работа связана и с повышенным личным риском. Ведь теперь, когда хлопоты с Y2K уже позади и на первый план выдвигаются задачи электронного бизнеса, руководство и советы директоров компаний начинают обращать пристальное внимание на личные качества глав ИТ-служб и, надо признать, далеко не всегда остаются ими удовлетворены. Вместо провидцев в области онлайновой коммерции, умеющих общаться с представителями венчурного капитала и клиентами компании (а также ее высшим руководством), они нередко сталкиваются с однобокими ИТ-специалистами, оперирующими заумной терминологией вроде “SQL-запросов”. В новом мире электронного бизнеса это, увы, уже нетерпимо.
Марк Спикер из Service911 видит в Интернет-
бизнесе отличные перспективы для карьеры
Неудивительно, что сегодня, как утверждают эксперты и ветераны, проработавшие на должностях CIO немало лет, в среде ИТ-руководителей царит небывалый хаос. Те, кто соединил свое знание технологий с пониманием крупномасштабных проблем бизнеса, коммуникабельностью и умением найти общий язык с руководителями компании, стали лидерами онлайновой коммерции. А некоторые даже заняли должности исполнительных директоров и главных управляющих. “Многие из моих знакомых оставляют прежнюю работу и уходят в онлайновые фирмы+ Это совсем другой мир”, - отметил Бад Матхайзел, ветеран ИТ-индустрии и CIO корпорации Selectron (Милпитас, шт. Калифорния).
Перспективы остальных, однако, куда менее блестящи. Ф. Уоррен Мак-Фарлан, профессор Гарвардского университета в области бизнес-администрирования и знаток проблем ИТ-управления, которому довелось просмотреть множество резюме бывших CIO, оставшихся не у дел, считает, что все они не смогли приспособиться к новым требованиям мира онлайнового бизнеса. “В течение 30 лет CIO отвечали за перемены внутри компаний, - пояснил Мак-фарлан. - А теперь те же люди должны обеспечивать перемены за их пределами в совершенно другом мире. Сегодня им очень и очень трудно”.
Это верно, но не для таких людей, как Марк Спикер. Ему 30 лет, и он занимает должность CTO (технологического руководителя) фирмы Service911.com (Остин, шт. Техас), хотя до этого не работал в сфере ИТ и не имеет степени в технических науках. Марк - в первую очередь бизнесмен и лишь затем технолог. До прихода в Service911 он трудился в одной начинающей фирме и первым в ней провел электронную сделку с клиентом, при этом сумел обнаружить дефект в программе и самостоятельно исправить ее код. Благодаря практическим навыкам и опыту в бизнесе он смог занять пост главного технолога Service911 (этот сайт предоставляет онлайновую техническую поддержку, полезную информацию и советы для пользователей ПК), и другие ведущие менеджеры этой компании относятся к Спикеру, как к равному.
Марк Спикер - пример CIO нового типа, в котором так нуждаются многие компании. Вот что сказала Беверли Либерман, президент кадрового агентства Halbrecht Lieberman Associates (Стамфорд, шт. Коннектикут). Когда к ней обращаются исполнительные директора компаний, они не просят найти специалистов по обработке данных. Им нужен человек, начинавший работать в торговле, затем перешедший в производство, а потом ставший заведующим отделом. Они ищут людей с разносторонними навыками, а вовсе не тех, кто занимался только ИТ.
Возникает естественный вопрос, как стать таким человеком? Независимо от того, являетесь ли вы опытным ИТ-руководителем или еще только взбираетесь по служебной лестнице, вам пригодятся пять практических советов, которые, по мнению экспертов, повысят ваши шансы занять должность CIO в электронном бизнесе.
1. Наденьте костюм делового человека
А еще лучше, станьте таким. CIO должен влиться в среду людей бизнеса, ничем из нее не выделяясь. Для начала нужно постараться войти в роль. “Вы должны думать, действовать и говорить, как нормальный бизнес-администратор, - советует Либерман. - Вам придется перебраться в помещение для управленческого персонала и выглядеть так же, как другие руководители компании”.
Но это только внешняя сторона дела. CIO онлайновой компании должен представлять, как следует разговаривать о технологии с людьми бизнеса. “Не стоит заводить речь о клиент-серверных системах или упоминать о том, что вы заведуете центром данных, - считает Дуг Алдрич, вице-президент и управляющий директор отделения Global E-Services Practice фирмы AT Kearney (Даллас). - Надо акцентировать внимание на использовании информации для успеха бизнеса и лишь потом вдаваться в технические детали.”
Иными словами, пояснила Кэти Хотка, глава National Retail Federation (Вашингтон), “вы не должны выделяться из среды сотрудников, не имеющих технического образования. Надо навсегда отказаться от технической терминологии”.
Так же считает и Либерман: “Если вы предлагаете инсталлировать систему SAP AG стоимостью 100 млн. долл., нужно убедительно доказать, что вы ищете максимальной выгоды для компании. Говорите об отдаче и прибылях, но ни в коем случае не о клиент-серверных системах и программистах”.
И наконец, держитесь в обществе бизнесменов как солидный и общительный человек, с которым приятно вместе позавтракать или, скажем, сыграть в гольф. “Исполнительные директора любят людей с хорошими манерами, - заметила Хотка. - Технология сегодня так важна для бизнеса, что исполнительный директор заинтересован в постоянном контакте с CIO+ И будет лучше, если они найдут общий язык”.
2. Не стремитесь в бизнес-школы
Кое-кто, возможно, думает выбиться в бизнесмены, получив диплом MBA (Мастер бизнес-администрирования). По мнению экспертов, в этом нет смысла, по крайней мере сейчас. У кого есть время для обучения в бизнес-школе? “Пока вы пройдете программу и получите свидетельство MBA, все кругом переменится”, - предостерегает Джефф Никерсон, руководитель практических курсов по Интернету в PricewaterhouseCoopers (Даллас). Он советует побольше читать и постараться влиться в круг людей, чувствующих и понимающих происходящее вокруг. “Программы MBA только уведут вас в сторону”, - считает Никерсон.
Артур Тайси - вот человек, с кем полезно общаться и у кого есть чему поучиться. Бывший CIO Музея искусств “Метрополитен” в Нью-Йорке ныне занимает должность CTO начинающей Интернет-компании Circline в Манхэттене, специализирующейся на онлайновой торговле предметами искусства. Тайси признается, что, создавая инфраструктуру новой компании, приобрел поистине бесценный опыт. По его словам, за последние месяцы он понял и узнал больше, чем за предыдущие несколько лет, и впервые смог занять заметное место на Web-сцене Нью-Йорка.
“Я встречаю много CIO и CTO в возрасте от 20 до 30 лет, - рассказал Тайси. - Все они славные ребята, увлеченные своим делом. Жизнь для них - это работа. В 37 лет мне уже трудно быть таким же, как они, но я стараюсь и учусь”.
3. Не бойтесь ошибаться
Работа в электронном бизнесе означает постоянные переделки того, что уже сделано, а поэтому у вас есть право на ошибки. Это трудно понять CIO традиционного типа, приученному к обдуманным и взвешенным решениям. Тайси признается, что вначале ему казалось это очень странным. “Посещая начинающие компании, я подолгу сидел в приемных и мог наблюдать за людьми. В глаза бросались их энергия, высокая активность и способность быстро принимать решения за чашкой кофе. Они не всегда были правы, но зато не теряли времени. Все это необычайно отличалось от того, что я видел на своей прежней службе”, - рассказал Тайси. Он уже начал привыкать к кипучей атмосфере онлайновой компании и считает, что лучше ежедневно ошибаться, чем ничего не делать. Так думает не он один. “Очень многие CIO считают традиционный стиль своей работы единственно правильным, - заметил Милтон Вуд, президент компании M. Wood Associates (Чикаго), занимающейся консалтингом и подбором кадров руководителей ИТ-служб. - Они придерживаются узких взглядов и не умеют работать в среде потенциального риска. Они не годятся в лидеры. Если вы поручите таким CIO реализовать стратегию электронного бизнеса в рамках существующей ИТ-структуры, они наверняка завалят дело. Суть в том, что они боятся рисковать”.
4. Ликвидируйте собственные пробелы
ИТ, особенно в онлайновой компании, не существует в изоляции. И, значит, CIO не может запереться в центре данных. Он должен понимать, как работает окружающий его бизнес. Вот что думает об этом Алдрич: “Если вы хотите быть информационным архитектором, вы должны разбираться в рыночной логистике, управлении каналами дистрибуции, динамике спроса, обороте информации, взаимоотношениях с клиентами, поставщиками и партнерами, в связанных со всем этим технологиях и вопросах защиты информации”. И это еще не все, поскольку в зависимости от специфики отрасли вам может потребоваться понимание проблем снабжения, поставок сырья и работы торговых агентов. Иными словами, вам надо знать почти все.
Вероятно, это покажется неподъемным грузом, однако задачу можно решить по частям. Неплохой опыт, считает Никерсон, приобретается в центре обработки вызовов, в торговом отделе или в отделе поставок. По мнению Либермана, хорошо поработать в другой отрасли, поскольку это поневоле расширяет кругозор и заставляет переучиваться с азов.
Если вам подходит вариант со сменой отрасли, лучше перейти в розничную торговлю, рекомендует Кэти Хотка. Ведь CIO с опытом в розничной торговле пользуются высоким спросом - как в Интернет-компаниях, так и в традиционном бизнесе, пытающемся наладить электронную торговлю. “В этой отрасли вы поймете, что такое покупатель и чего он хочет. Это драгоценное знание для большинства ИТ-специалистов”, - отметил Хотка.
5. Умение подбирать людей и управлять персоналом
Старая поговорка гласит: блажен тот CIO, кому не приходится отчитываться перед исполнительным директором и тратить время на беседы с начальством. Однако тот, кто хочет стать у руля онлайновой компании, должен смотреть на вещи иначе. По мнению Вуда, у преуспевающего CIO 70% времени уходит на общение с равными по положению менеджерами и руководством компании, а также на переговоры с клиентами и поставщиками и лишь 30% - на управление подчиненным персоналом. “К сожалению, многие CIO по-прежнему пытаются замкнуться в зоне личного комфорта, в этом случае они вряд ли могут рассчитывать на светлые перспективы”, - констатировал Вуд. Но если тратить массу времени на горизонтальные и внешние контакты, когда же заниматься ИТ? Все упирается в квалификацию и умение работать с людьми, полагает Роберт Рубин, CIO фирмы Elf Atochem (Филадельфия). “Бизнесмены легко переключаются с одного занятия на другое, а их рабочий день включает множество различных дел, - отмечает он. - Толковый CIO должен мыслить творчески и владеть навыками общения с людьми. Причем значение имеет не столько его технический багаж, сколько способность к быстрому обучению”.
Большие ожидания
CIO уже нельзя ограничиваться тесными рамками ИТ-отдела или центра данных. Руководители компаний рассчитывают, что информационные технологии будут способствовать росту корпоративных доходов. Недавний опрос исполнительных директоров показал существенные перемены в их ожиданиях.
На первых порах важно иметь хороших заместителей, которые могут взять на себя управление ИТ-группой, освободив ваше время для других дел. “Лидеру необходимо уметь набирать надежную команду и избавляться от бестолковых людей”, - считает Вуд. В подборе персонала, налаживании отношений с клиентами и решении проблем внутренних взаимоотношений в компании поможет умение руководителя общаться с людьми. Для некоторых это довольно сложно. “Обратите внимание, - предлагает Хотка, - сколько людей потянулось в ИТ из-за того, что они не умеют нормально общаться. Им нравится такая работа, где нет лишних контактов. Но сегодня подобный подход уже неприемлем”.
Изменение требований к ИТ-руководителям для многих означает серьезные личные проблемы, но в этом нет ничего нового. По мнению экспертов, все, что происходит, - часть длительного процесса, в ходе которого CIO постепенно превращается из чисто технологического лидера в бизнесмена с сильной технологической подготовкой. “Нынешние коренные перемены чем-то напоминают середину 80-х годов, когда в бизнес вошел ПК, - заметил Матайзел из Selectron. - И проблемы решаются теми же способами. Все дело в правильном руководстве. Нужно выработать направляющую идею и внушить ее всей компании. Нет никакого конфликта между технологией и бизнесом. Они должны идти в ногу, и только так”.
Валери Райс - внештатный автор из Сан-Карлоса, шт. Калифорния. Ее адрес: valsean@pacbell.net.
Необычная карьера ИТ-лидера электронного бизнеса
Хотя Марк Спикер занимает должность CTO, он предпочитает называть себя предпринимателем. Спикеру 30 лет, он работает в начинающей Интернет-компании Service911.com, имеет дипломы математика и финансиста. По окончании колледжа он устроился в финансовый отдел Telus Communications. Позднее отличился тем, что сумел внести усовершенствования в ПО голосовой сети компании.
В 1997 г. Спикер перешел в начинающую фирму MetroNet.com, где заведовал всеми системами оптоволоконной коммутации на территории Канады. Именно в MetroNet, которая насчитывала тогда всего 12 человек, а теперь имеет 3500 сотрудников, он понял, что может играть активную роль в руководстве компанией, определяя ее стратегию и технологию.
Приобретя управленческий опыт, он увлекся предпринимательской деятельностью. Написал книгу “The Complete Idiot’s Guide to Networking Your Home” (“Домашняя сеть: руководство для полного идиота”), а затем совместно с LearnLots.com организовал отдельную компанию. “Здесь я смог употребить с пользой свою техническую подготовку и умение находить общий язык с людьми”, - вспоминает Спикер. Его сайт, созданный для консультирования по вопросам онлайновых операций “бизнес - бизнес”, недавно слился с Service911.com.
Сегодня Спикер управляет всеми технологическими решениями этой компании, имеющей штат из 70 сотрудников. Однако функции CTO выходят за рамки чистой технологии. “Я должен понимать, чего хотят клиенты, понимать технические проблемы и как следует знать рынок”, - отметил он.
Спикер считает, что для работы в Интернет-компании в первую очередь нужно разбираться в бизнесе, а уж потом в технологии. И тот факт, что он не получил ИТ-образования, играет положительную роль. “Ежедневно мне приходится выбирать между коммерческой выгодой и чистой технологией. Если бы я был обычным ИТ-специалистом, я бы, наверно, выбрал второе. Но часто бизнес диктует иные решения, и я им следую”, - пояснил он.
Его непосредственный руководитель и прежний партнер из LearnLots.com Марк Томпсон ценит в своем CTO и опыт в развертывании крупномасштабных сетей в сфере телекоммуникаций. “Он прекрасно понимает, что может произойти, если число наших клиентов завтра вырастет в десять раз, - сказал Томпсон. - Благодаря этому мы можем планировать свой рост. Он отвечает не только за ИТ-отдел, но и за бизнес, и в этом его большое преимущество”.