ПОРТРЕТ ФИРМЫ

Владимир Митин, Эдуард Пройдаков

Системных интеграторов, набивших руку на установке локальных сетей и информационных систем в финансовых, торговых и небольших промышленных компаниях, достаточно много, а вот фирм, работающих с крупными научными учреждениями, конструкторскими бюро, космической индустрией и тяжелой промышленностью, существенно меньше.

Одна из таких компаний - Catalyst Silicon Solutions (CSS, www.catalyst.ru). Это сравнительно небольшая (около 20 штатных сотрудников, из них трое - кандидаты наук) московская фирма, существующая с 1994 г. и специализирующаяся в области системной интеграции в науке, промышленности и телекоммуникационной отрасли.

Леонид Клюев: “Выбор оборудования, на котором

ПО будет функционировать оптимальным образом, -

достаточно сложная многокритериальная задача”

Среди клиентов CSS Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, Центр технического перевооружения службы управления полетами ОС “МИР” и МКС, РКК “Энергия”, РНЦ “Курчатовский институт”, ОКБ “Гидропресс”, химический и биологический факультеты МГУ им. М. В. Ломоносова, Пущинский научный центр, Институт биоорганической химии РАН, Институт биомедицинской химии РАМН и т. д. (полный реестр - около 100 заказчиков).

Первой в списке поставщиков CSS (см. врезку) стоит компания Silicon Graphics. Именно с освоения оборудования этой фирмы (как аппаратной платформы для функционирования “тяжелых” САПР Duct (Delcam), Euclid (Matra Datavision), Pro/ENGINEER (PTC)) и началось становление коллектива, название которого означает буквально следующее - ускоритель решений Silicon Graphics. “Это только в теории любой софт работает на любом железе соответствующей архитектуры, - отметил генеральный директор CSS Леонид Клюев. - На самом же деле выбор оборудования, на котором ПО будет функционировать оптимальным образом, - довольно серьезная многокритериальная задача. Если же система состоит из разнородных аппаратных и программных продуктов, если необходимо заложить возможности развития системы, то задача еще более усложняется. И мы знаем методы решения таких задач. В этом и состоит наше ноу-хау, привлекающее клиентов и позволяющее нам извлекать "прибавочную стоимость"”.

Компьютеры, системы хранения, сетевое оборудование

Программные продукты

Поставщики CSS (внутри групп перечислены в порядке установления партнерских отношений)

О проблемах, возникающих при оптимизации компьютерной системы любого уровня, прекрасно осведомлены и поставщики. Вот, например, мнение менеджера по маркетингу продукции Fujitsu Siemens Computers Владимира Колина: “Квалифицированный выбор аппаратуры - достаточно сложная задача. Это только на первый взгляд кажется, что все рабочие станции и серверы с одинаковыми процессорами и одинаковым объемом ОЗУ обладают примерно равной производительностью. Но если решать задачи оптимизации аппаратно-программного комплекса, оптимизации полной стоимости владения им, перспективности системы и даже удобства эксплуатации, то требуется высокая квалификация, профессионализм, большой опыт и нацеленность на интересы заказчика”.

Игорь Чернин: “США - самая забюрократизированная

страна в мире. Гораздо проще иметь дело с

европейскими государствами”

Fujitsu Siemens Computers является второй по значимости компьютерной аппаратной платформой (и первой в классе Intel/ WinNT), поставляемой CSS в своих проектах.

В течение полуторагодового сотрудничества с компьютерным подразделением Siemens компания CSS добилась серьезных результатов именно в области решений, целенаправленно продвигая технологии на базе графических рабочих станций Siemens CELSIUS, серверов Siemens PRIMERGY и компьютеров Siemens SCENIC. Решения на базе технологий Siemens используются в Центре технического перевооружения службы управления космическими полетами, в опытном конструкторском бюро “Гидропресс” (г. Подольск), на Тульском оружейном заводе и т. д.

Оптимальность комплекса, согласованность и совместимость всех его компонентов - не единственная забота научно-промышленных интеграторов. Как известно, КОКОМ умер, но дело его живет.”Мы часто работаем с уникальным оборудованием, однако мало выбрать правильную технику, зачастую много усилий отнимает доставка ее заказчику, - говорит менеджер по маркетингу CSS Игорь Чернин. - Например, когда в 1996-1997 гг. мы занимались оснащением Института ядерных реакторов, входящего в Российский научный центр "Курчатовский институт", то на борьбу с американскими "ограничительными" департаментами потратили свыше года! Нам пришлось задействовать Министерство энергетики США и напомнить, что финансирование данного проекта ведется по межправительственному соглашению России и Канады. И только после этого дело сдвинулось с мертвой точки. Из этой истории мы сделали вывод: США - самая забюрократизированная страна в мире. Гораздо легче иметь дело с европейскими государствами. Взять ту же Siemens (кстати, одного из немногих OEM-партнеров SGI) - договориться с ней куда проще!”.

Олег Михеев: “Мало кто знает, как

проектируется intranet-сервер”

Разумеется, деятельность CSS заключается не только в борьбе с кознями подозрительных империалистов и выяснением того, какие продукты любят друг друга, а какие нет. “Есть у нас и собственные наработки, - отметил технический директор CSS Олег Михеев. - Рассмотрим, например, intranet-технологии. Разные компании вкладывают в этот термин разный смысл. Мы проповедуем идею использования intranet-технологии (в группе, отделении и т. д.) как способ организации регулируемого централизованного доступа к информации. При практической реализации этой идеи выяснилось следующее: создание внутреннего intranet-сервера на предприятии (в учреждении) - далеко не простая вещь. Мало кто знает, как это делается. Вот HTML-страничку изготовить - нет проблем. Базу данных сконструировать - тоже достаточно просто. А вот как скоординировать работу над проектом, в котором задействованы несколько десятков человек, и как наилучшим образом интегрировать их усилия? Как грамотно организовать доступ к совместно наработанным данным? Какую структуру intranet-сервера выбрать? Как наполнять эту структуру без лишней головной боли и сделать так, чтобы пользователи своими действиями эту структуру не нарушили, чтобы она не вступала в противоречие со структурами созданных ранее баз данных? Как организовать доступ к архивным данным, которые требуются не чаще чем раз в квартал? Отдельная проблема - перевод бумажных данных в электронные. Как во все это дело интегрировать электронную почту? Ясные и вразумительные ответы на все эти вопросы мало кто может дать+”.

Владимир Колин: “Это только кажется, что все

рабочие станции и серверы с одинаковыми

процессорами и одинаковым объемом ОЗУ

обладают примерно равной производительностью”

Итак, чем в настоящее время живут научно-промышленные интеграторы, примерно ясно. А какие проблемы они будут решать в ближайшем будущем? Вот что рассказал по этому поводу Леонид Клюев: “Сейчас в моду входят относительно дешевые кластерные решения (на платформах Siemens, Compaq и некоторых других фирм). Если раньше кластеры использовались исключительно для решения профильных задач, то теперь их можно применять практически везде, где необходима повышенная надежность. Надеемся, что в этом году они будут пользоваться большим спросом на нашем рынке. Другая важная тенденция - появление коммерческих версий Linux и коммерческих приложений под Linux. Их широкое распространение может существенно повлиять не только на топ-лист ведущих производителей ПО и оборудования, но и на список ключевых интеграторов.

Еще один важный момент в сфере информационных технологий в России связан с системами хранения данных, их архивирования и резервного копирования. С нашей точки зрения, в этой области накоплен достаточно крупный информационный объем, что повлечет повышение интереса и спроса на данные технологии. И здесь наша компания готова предложить, наряду с оборудованием известных производителей, как общий концептуальный подход в этом вопросе, так и ряд отработанных решений.

Мы всячески проповедуем новые информационные технологии и практически каждые две недели либо участвуем в научных и специализированных конференциях, симпозиумах, съездах, либо сами проводим для наших клиентов (в том числе и потенциальных!) бесплатные тематические семинары. Милости просим к нам в гости!”.

Вот такой получился портрет. Возможно, он слегка в розовых тонах. Будем считать это форой. Время, как известно, все окрашивает в свой истинный цвет.

Версия для печати