СЕМИНАРЫ

17 марта в рамках IV Российского Интернет-форума состоялся семинар “Финансовые Интернет-услуги”, значительное место на котором было уделено вопросам торговли ценными бумагами через Интернет (Интернет-трейдингу). На РИФе эта тема была поднята впервые, что еще раз подтверждает тезис о постоянно растущем интересе к данному сегменту финансового рынка. Сегодня, когда кризис фактически кончился, Интернет-трейдингом интересуются все участники этого рынка: и биржи, и брокерские фирмы, и инвестиционные компании. Объясняется это тем, что торговля ценными бумагами через Интернет способна не только увеличить обороты этих организаций, сохранив их клиентскую базу, но и преумножить число клиентов, одновременно снизив операционные расходы. Конечно, подобный интерес во многом можно считать следствием кризиса, однако Россия в этом не одинока: указанная тема активно обсуждается на страницах западных изданий, а в 1999 г., по зарубежным данным, онлайновыми услугами при торговле ценными бумагами воспользовались около 12 млн. инвесторов, что обеспечило примерно 33% объема оборота рынка.

Основные вопросы Интернет-трейдинга

Всех потенциальных игроков рынка (инвесторов) условно можно разделить на три категории: так называемых day-трейдеров - профессиональных спекулянтов, осуществляющих по нескольку сделок в день и зарабатывающих на этом деньги, среднесрочных инвесторов (к ним относится наибольшее число участников рынка), которые совершают несколько сделок в неделю, и долгосрочных инвесторов, заключающих несколько сделок в год. Требования, предъявляемые ими к скорости выполнения приказов на покупку/продажу и пользовательским интерфейсам, различны: если для первой группы игроков время реакции более секунды - уже криминал, а пользовательский интерфейс - дело далеко не первое, то для долгосрочных инвесторов и время выполнения приказа, и пользовательский интерфейс не играют существенной роли. В то же время среднесрочным инвесторам подавай удобный интерфейс с брокером, но зато они не предъявляют очень высоких требований к времени исполнения заявок и их вполне устраивает время реакции в несколько секунд. Именно последняя категория инвесторов - клиенты систем Интернет-трейдинга.

Исходя из сказанного, следует сделать вывод, что брокерская фирма, желающая расширить число своих клиентов, должна иметь две системы: одну для day-трейдинга, а другую для предоставления услуг Интернет-трейдинга, чтобы клиенты разных категорий могли пользоваться разными системами.

Что такое система Интернет-трейдинга? Это система, задачей которой является организация связи инвестора с торговой площадкой, где заключаются сделки по ценным бумагам. Между ними находится брокер. Для того чтобы начать предоставлять онлайновые услуги, брокерской фирме необходимо иметь у себя систему, обеспечивающую доступ клиента к ее фронт-офису (торговой мини-площадке, которая осуществляет перенаправление приказов клиентов на покупку/продажу ценных бумаг на различные торговые площадки или, при определенных условиях, - выполнение заявки внутри фирмы-брокера). Естественно, что брокерская фирма должна иметь и шлюзы к соответствующим торговым площадкам.

Поступая во фронт-офис, приказ клиента проходит все проверки на лимиты и ограничения по счету. Для этого задействуется бэк-офис, где также готовится отчетность о совершенных сделках и откуда клиент получает информацию о состоянии своего счета (кроме того, именно в бэк-офисе при необходимости производятся операции по кредитованию клиента деньгами и ценными бумагами). Далее через шлюз заявка клиента попадает на биржу.

Какие средства для работы могут быть предоставлены клиенту? В принципе, есть три варианта. Во-первых, может быть реализован “толстый клиент” в классической клиент-серверной архитектуре с локальной БД, синхронизирующейся в режиме реального времени с расположенной на сервере брокерской фирмы центральной БД (и это не Интернет-решение). Второй вариант - “тонкий клиент” в виде специального приложения (эта технология работы используется в настоящее время, например, в системе Remote Trader брокерской фирмы “ГУТА-Инвест” и дает возможность открывать различные окна, что позволяет просматривать мировые индексы и курсы валют, графики трендов и другую аналитическую информацию). И наконец, решение, которое многие специалисты, несмотря на все его недостатки, считают единственно возможным с точки зрения допустимых затрат при массовом обслуживании, когда счет идет на тысячи клиентов, - использование стандартного браузера, как это реализовано, например, в системе Технического центра РТС. В последнем случае обслуживание клиентов обходится гораздо дешевле (соответственно существенно ниже и цена обслуживания), поскольку от них поступает меньше запросов на сервер, к тому же при этом нет необходимости часто проводить мониторинг.

Какой информацией пользуется клиент для принятия решений? Это прежде всего ценовая информация, поступающая с биржи. Плюс к этому в большинстве случаев ему требуется и новостная информация, которую может поставлять или сама брокерская фирма, или какое-либо информационное агентство. Нужна ему и качественная аналитическая система.

Вообще-то вопрос о том, кто именно должен поставлять клиенту информацию, необходимую ему в процессе работы, - спорный. Сегодня многие брокерские фирмы считают, что, создав удобный интерфейс для доставки этой информации, они способны потеснить информационные агентства на их поле. Однако на пленарном заседании РИФа 17 марта в выступлении представителя Oracle Михаила Елашкина ярко прозвучала одна важная мысль (она, правда, касалась вопросов организации “обычной” Интернет-торговли, но легко может быть спроецирована и на вопросы информационного обеспечения Интернет-трейдинга). Эта мысль, поддержанная на данном семинаре представителями Технического центра РТС и агентства “Интерфакс”, заключалась в том, что очевидно непрофессиональное решение вопросов, связанных с непрофильной деятельностью, в большинстве случаев приводит к тому, что с ростом числа клиентов (критический уровень определяется примерно в 100 человек) система попросту начинает “разваливаться”, поскольку перестанет справляться с нагрузками на каналы и серверы. В результате организации, вздумавшие “поиграть на чужой площадке” (в данном случае это брокерские фирмы), рискуют столкнуться с необходимостью совершать через некоторое время крупные незапланированные финансовые вложения в “железо” и переписывать ПО.

Ну и, конечно, говоря об Интернет-трейдинге, нельзя не коснуться вопросов обеспечения безопасности. Самое незащищенное звено в инфраструктуре передачи информации между клиентом и торговой площадкой - сегмент между ним и фронт-офисом брокерской фирмы. При работе через Интернет на этом сегменте применяются виртуальные частные сети (шифрование каналов), шифрование сессий (решения типа SSL и ряд других), а также шифрование собственно сообщений. Однако одного шифрования недостаточно, и для обеспечения целостности передаваемых клиентом приказов требуется и электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Ее применение также позволяет хранить информацию в виде удостоверенных электронных документов, которые можно использовать при разборе конфликтных ситуаций и предъявлять налоговым органам.

О конкретных системах для Интернет-трейдинга

Ну, а теперь о том, что говорилось на семинаре о конкретных системах, решающих задачу Интернет-трейдинга. Этой теме было посвящено три доклада. В первом из них представители ГУТА-Банка рассказали о своей системе Remote Trader, используемой брокерской фирмой “ГУТА-Инвест”, о которой я уже писал (см. PC Week/RE, № 9/2000, с. 29). А вот новая важная информация: скоро должна начать функционировать система следующего поколения, получившая название Remote Trader Plus. Основное ее отличие от Remote Trader будет заключаться в том, что она предоставит клиенту единый торговый счет (сейчас ему приходится открывать свой счет на каждой торговой площадке, а для перевода средств с одного счета на другой необходим его личный визит в ГУТА-Банк) и возможность распределять средства между счетами динамически (при стандартной процедуре это займет меньше суток, а при уплате определенной комиссии будет осуществляться мгновенно).

Клиент также сможет заниматься внебиржевой торговлей ценными бумагами на РТС (в настоящее время можно только просматривать котировки). Помимо этого новая система предоставит ему доступ к полному реестру заключенных им сделок и поданных заявок, сводным сальдовым ведомостям и т. д. (сегодня система работает в разрезе дня). Планируется также подключить возможности осуществления сделок на денежном рынке (Inernational FOREX).

Предполагая значительный рост клиентской базы, ГУТА-Банк предусмотрел для пользователей системы Remote Trader Plus возможность использования на клиентском рабочем месте и Web-интерфейса. Причем в рамках системы будет открыт игровой сервер, работающий на основе этого интерфейса. На нем все желающие смогут зарегистрироваться, получив логин и пароль, “поторговать” некоторое время, чтобы освоиться на интересующих их рынках, а потом принять участие в соревнованиях с ежемесячным подведением итогов (победители получат призы - открытые торговые счета в системе с определенной суммой на них). Кроме того, будет открыт аналитический сервер, на котором клиенты смогут знакомиться с аналитическими статьями сотрудников фирмы, а также получать некие дополнительные информационные пакеты (стоимость части информации, получаемой с этого сервера, будет входить в стоимость месячного пакета услуг).

Улучшится в Remote Trader Plus и система безопасности: кроме имеющейся возможности использовать протокол SSL, появятся средства для подписывания приказов клиентов средствами ЭЦП. Ну и, конечно, система будет интегрирована с системой “Банк-Клиент” ГУТА-Банка.

Для того чтобы стать клиентом системы Remote Trader уже сегодня, следует прийти в офис ГУТА-Банка, открыть брокерский счет и, заплатив за месячное обслуживание, получить логин и пароль. Потом нужно будет скачать ПО для клиентского рабочего места, и - вперед. Минимума, с которого можно начать, в принципе, нет, но реально без по крайней мере 100 рублей на рынке ценных бумаг делать нечего.

Вопросам безопасности уделяется большое внимание и в системе Технического центра (ТЦ) РТС, являющегося на рынке Интернет-трейдинга новым игроком. По словам его представителя Алексея Сухорукова, сделавшего второй доклад на семинаре, решение выйти на этот рынок было принято в связи с многочисленными запросами на данную услугу от клиентов, а также с учетом понимания того, что Интернет-трейдинг - это перспективно, поскольку вслед за ним могут прийти большие объемы средств и в системы гарантированных платежей - основной бизнес ТЦ. В настоящий момент система электронного документооборота РТС используется в решениях В2В (системах типа “Депозитарий-Клиент”, “Банк-Клиент” и т. п. либо для организации электронного документооборота между клиентами, заключившими двусторонние договора друг с другом). Однако ничто не мешает применять эту систему и в режиме В2С. При этом, по мнению г-на Сухорукова, привлечь к ней брокерские фирмы может отсутствие необходимости получать лицензию ФАПСИ на использование системы защиты информации при организации Интернет-трейдинга.

На рынке Интернет-трейдинга ТЦ выступает в двух ипостасях: как разработчик ПО и как провайдер системы защищенной передачи информации. Клиентское рабочее место в его системе, которой могут пользоваться несколько брокерских фирм, оснащается обычным браузером, а для шифрования потоков информации служит протокол SSL. В то же время в Web-приложение клиента может быть встроена процедура вызова сертифицированного средства криптозащиты “Верба-OW”. При этом ему достаточно вставить ключевую дискету и нажать на Web-форме “кнопку” “Подписать и отправить”.

Но самым интересным, на мой взгляд, является следующее. Считая, что у клиента должно быть право перейти от одного брокера к другому, не меняя открытого ключа, а каждый из брокеров должен иметь возможность убедиться в достоверности ключа, с которым к нему приходит клиент, ТЦ готов выступить в качестве доверенной стороны (т. е. центра сертификации открытых ключей). Кроме того, для повышения информационной безопасности в системе он собирается предоставить такие услуги, как фиксация факта прохождения приказа к брокеру, а также хранение у себя и его содержимого. Может он и подписывать приказ своей ЭЦП перед передачей его брокеру (подпись третьей стороны способна удостоверить время прохождения приказа к брокеру, что важно при возникновении конфликтных ситуаций).

Как считают специалисты ТЦ, используемое в нем оборудование (если учесть, что все потоки информации, кроме приказов, могут идти непосредственно между клиентом и брокером) способно обслужить до 5 тыс. клиентов, работающих в системах Интернет-трейдинга разных брокерских фирм. Откуда возьмется такое число клиентов? Брокерские фирмы, работающие на РТС, считают, что сегодня от 5 до 20 тыс. российских физических лиц торгует на западных рынках через западные системы, и все они - потенциальные клиенты брокеров, стремящихся расширить свою клиентскую базу. При этом предоставление дополнительных услуг уже имеющимся клиентам будет способствовать, по мнению брокерских фирм, озабоченных решением этого вопроса, доведению числа клиентов каждой из них в ближайший год до 1 тыс. По словам г-на Сухорукова, к концу нынешнего года на рынке должно появиться до 20 Интернет-брокеров.

Наконец, третий доклад, имеющий отношение к рассматриваемой теме, был посвящен информационному обеспечению торговых операций на российском фондовом рынке: представитель информационного агентства “Интерфакс” Сергей Яковлев рассказал об информационной системе “ЭФиР” этого агентства.

В настоящее время “Интерфакс” в Интернете представлен только своим корпоративным сайтом, хотя у него есть достаточно большое число проектов, которые уже осуществляются или только еще анонсированы (например, 17 марта было объявлено об одном из них: “Газпром”, “Интерфакс” и британская компания “Мидлсекс” начали реализацию крупного Интернет-проекта по торговле металлами).

В агентстве “Интерфакс” действует система “Интерфакс-Дилинг”, через нее Минфин размещал облигации государственного среднесрочного займа (ОГСЗ), но в настоящее время система в полном объеме не функционирует, поскольку этот рынок теперь не существует. Тем не менее, как сообщил г-н Яковлев, некоторые брокеры и сейчас пользуются продуктами, базирующимися на ее основе. Система “ЭФиР” также была создана на базе продукта “Интерфакс-Дилинг”, в который после изъятия из него всех дилинговых опций для этого были добавлены дополнительные информационные опции. Есть в этой системе и возможность проведения конференций и чатов.

На клиентских рабочих местах системы “ЭФиР” (терминалах) устанавливается специальное Windows-приложение. При этом терминалы объединены интрасетью и работают в архитектуре клиент-сервер (как утверждает г-н Яковлев, при существующем уровне качества линий связи это лучшее решение для организации работы региональных клиентов, хотя в “Интерфаксе” тестировали и Web-технологию, и Java-аплеты). Через терминал клиент имеет доступ к новостной ленте “Интерфакса” (“Интерфакс”, как известно, - крупнейшее информагентство в Восточной Европе, имеющее благодаря отлаженным связям с российскими и зарубежными поставщиками информации и ньюсмейкерами лучшую в этом регионе новостную ленту) и к БД, содержащим различную информацию о российских предприятиях за период с 1989 г. по настоящее время. Клиент может также получать котировки по акциям и долгам предприятий со всех основных российских торговых площадок. Кроме того, через “ЭФиР” можно выйти на все существующие на сегодняшний день брокерские системы. Например, клиенты ГУТА-Банка могут с терминала системы щелчком правой кнопки мыши перейти к работе в системе Remote Trader, сформировав необходимый приказ на покупку или продажу ценных бумаг.

Сегодня благодаря тому, что “ЭФиР” продается по себестоимости, “Интерфакс” сумел отхватить изрядную долю рынка подобных продуктов. Но, по словам г-на Яковлева, эта организация, как и другие информагентства, рассматривает Интернет только в качестве одного из возможных каналов доставки клиентам новостной и аналитической информации и если и развивает в нем какие-то финансовые услуги, то исключительно с целью расширения клиентского сервиса, а не для увеличения оборотов и прибыли за счет привлечения новых клиентов. В то же время вслед за Reuters и Bloomberg, которые в связи с развитием Интернета начинают обслуживать уже не только самых крупных клиентов, как они это делали раньше, но и более мелких, “Интерфакс” намерен “идти в народ” и доносить свою информацию вплоть до физических лиц.