Похоже, разговоры о перспективности инвестиций в российские Интернет-проекты начинают превращаться в реальные финансовые потоки. Еще одно свидетельство этому - заключение 13 апреля в Москве договора о финансировании фирмы “Яндекс” компанией ru-Net Holdings Limited, о котором было объявлено на прошедшей в тот же день пресс-конференции. В рамках достигнутого соглашения ru-Net Holdings инвестирует 5 млн. 280 тыс. долл. в компанию “Яндекс” и получает 35,72% ее акций за счет дополнительного выпуска этих ценных бумаг. Привлеченные средства планируется использовать для усовершенствования возможностей поисковой системы Яndex, разработки и развития новых Интернет-проектов, проведения массированной рекламной кампании и развития технологической базы российской компании.
Два лица Аркадия Воложа
Чтобы оценить важность этого события, следует немного рассказать об участниках сделки и самой технологии, являющейся основой данного сотрудничества. Поисковая система Яndex разработана известной российской телекоммуникационной компанией CompTek и официально представлена на рынке в конце 1997 г. По мнению ее создателей, одним из ключевых достоинств данного продукта является эффективная технология учета морфологии русского языка, что, в частности, позволяет задавать поисковые запросы на естественном для пользователя языке.
На сегодняшний день поисковый сервер www.yandex.ru уверенно входит в тройку наиболее популярных ресурсов российского Интернета и имеет самую большую базу данных по русскоязычному содержимому - около 18 млн. документов общим объемом 180 Гб. Технология поисковой системы Яndex реализована в виде семейства программных продуктов: Яndex.Site (средство поиска информации на отдельном Web-сервере), Яndex.Lib (ядро Яndex, выполненное в виде библиотеки), Яndex.CD (поиск в электронном издании) и Яndex.Dict (работа с морфологией, анализ и синтез).
Успешное продвижение данной технологии привело в начале нынешнего года к созданию отдельной фирмы “Яндекс”, которая будет заниматься ее продвижением. “Яндекс” был учрежден акционерами CompTek, выполнившими разработку и реализацию поисковой системы. Вновь образованной компании переданы все права на торговую марку Яndex, саму поисковую технологию, семейство продуктов, реализованных на ее базе, в том числе и на сайт, а также недавно стартовавший проект, предоставляющий услуги по бесплатному созданию и размещению собственных Интернет-сайтов.
Генеральным директором новой компании стал Аркадий Волож, до этого возглавлявший CompTek. На пресс-конференции он сообщил, что основой доходов “Яндекса” служит продажа рекламы на сайте www.yandex.ru. По итогам марта реальные доходы компании составляют около 40 тыс. долл. в месяц и увеличиваются в среднем на 30-35% ежемесячно.
Не менее интересен и второй участник соглашения, компания ru-Net Holdings, основанная в феврале 2000 г. с первоначальным капиталом 20 млн. 500 тыс. долл. Ее акционерами стали многочисленные инвестиционные российские и зарубежные фирмы, а также ряд частных лиц, которые участвовали в создании крупнейших и наиболее успешных Интернет-компаний в США.
Как видно уже из самого названия фирмы, она собирается заниматься финансированием российских Интернет-проектов. Сделка с “Яндекс” стала вторым ее проектом - до этого она инвестировала 1,8 млн. долл. в Ozon - один из ведущих электронных магазинов в российском Интернете.
По мнению Аркадия Воложа, появление компании “Яндекс” и участие в ее развитии инвестора объясняется весьма просто - началось реальное формирование рынка интернетовской рекламы. В своем выступлении он даже довольно точно назвал время появления такого рынка - февраль нынешнего года. По его оценкам, за три года вполне реален рост данного сегмента рекламы до величины в 100 млн. долл. в год, что примерно равно сегодняшнему уровню суммарной стоимости рекламы на радио. “Яндекс” надеется получить здесь не менее 10 процентов рынка, и эти 10 млн. долл. и являются ближайшей целью данного проекта.
Со своей стороны управляющая инвестициями ru-Net Елена Ивашенцева отметила, что основали ее компанию люди (организации и частные лица), которые давно занимаются инвестициями в российскую экономику. Раньше это были “традиционные” сферы производства, а теперь пришло время вложения денег в Интернет. По ее данным, на реализацию проекта поискового сервера было затрачено 400 тыс. долл., а с учетом того, что число его пользователей достигает
2 млн. человек, получается, что стоимость доступа к конкретному клиенту - всего 0,2 долл. Для сравнения: аналогичный показатель для телевидения оценивается в 10 долл.
Конечно, объем аудитории здесь пока несопоставим с количеством телезрителей, но нужно иметь в виду, что пользователи Интернета составляют наиболее активную и платежеспособную часть населения.
Представители обеих компаний заявили, что в скором времени появятся объявления о реализации новых проектов. Елена Ивашенцева сообщила, что число проектов, в которые будет инвестировать средства ее фирма, будет расти.
“Яндекс”: (095) 785-2525.