Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

Все предыдущие исследователи только объясняли мир, наша цель - его переделать.

Из обществоведческих заповедей Коммунистический эксперимент по преобразованию общественного строя в России провалился (хотя обещанного состояния, когда денег не будет, мы все же достигли), тем не менее лавры его зачинщиков, похоже, не дают покоя многим. И вот начали в Европейском Союзе тихо-мирно строить информационное общество (ИО), имеющее явно социальную направленность. Лет пять всего прошло, а у граждан кончается терпение: где плоды? Значит, нужно углубить и ускорить. (Повторяется история. Интересно, чем на этот раз все закончится.)

Европейская Комиссия объявила о новой инициативе под названием “Электронная Европа” (“е-Европа”, http://www.ispo.cec.be/basics/e_europe.html), направленной на ускорение трансформации европейского индустриального общества в информационное. Инициатива стала главным элементом стратегии Еврокомиссии по модернизации европейской экономики, а ее ключевые цели состоят в следующем:

- каждой школе, каждому предприятию, каждому гражданину обеспечить выход в онлайновую среду;

- поддерживать распространение европейской культуры через создание цифровой литературы, финансирование и развитие новых идей;

- гарантировать социальную направленность ИО, содействовать росту доверия граждан к государству и укреплению социального согласия.

Потенциал ИО с точки зрения экономического роста, увеличения занятости и устойчивости развития велик, но Европа пока использует его далеко не полностью. Практически во всех секторах экономики предприятия лишь начинают переходить к электронным формам бизнеса.

В США только Интернет-компании дают работу почти 2,3 млн. человек, а связанных с ними вторичных рабочих мест насчитывается около 1,6 млн. В Европе Интернет развит значительно слабее, чем в США, и в целом она не может быть отнесена к лидерам информатизации, хотя в некоторых сферах, например в мобильных коммуникациях и цифровом ТВ, занимает передовые позиции. Успех новой экономики здесь будет целиком зависеть от того, смогут ли потребители воспользоваться технологическими преимуществами ИО, иметь оперативный защищенный доступ к необходимой им информации и интерактивным Интернет-технологиям.

Для успешного продвижения в этом направлении Европа должна определить области отставания, интенсифицировать разработки необходимых технологий и преодолеть ряд недостатков:

- снизить стоимость и повысить надежность и скорость доступа в Интернет и к средствам электронной коммерции;

- увеличить объем оцифрованной литературы, размещаемой в Сети;

- развить индустрию развлекательных онлайновых услуг;

- поднять активность государственного сектора в развитии новых приложений и услуг.

Десять направлений, которые потрясут ЕС

Инициатива “е-Европа” сфокусирована на 10 приоритетных направлениях, каждое из которых мы далее рассмотрим. Основные этапы ее реализации и ожидаемые результаты по отдельным направлениям представлены в таблице.

Европейская молодежь в цифровом веке. Критически важным фактором, определяющим экономический и социальный прогресс общества, является уровень образования населения. В наступающем цифровом веке сфера образования приобретает еще большее значение: нужно наладить обучение новых поколений разработчиков, исследователей и провайдеров, а также предоставить возможность каждому гражданину играть активную роль в ИО. В странах Евросоюза уже многое сделано, чтобы сориентировать школьное образование на подготовку граждан ИО, и цель настоящей инициативы состоит в ускорении этого процесса, превращении цифровой литературы в основную информационную базу для обучения молодежи. Европейская инициатива охватывает три главных направления:

- совершенствование Интернета и мультимедийных ресурсов;

- использование этих ресурсов для обучения и освоения новых профессий;

- развитие ключевых навыков совместной работы, адаптируемости, творческого подхода к делу, стремления к расширению знаний, а также межкультурных коммуникаций.

Успех инициативы во многом зависит от степени вовлеченности в нее учителей и директоров школ, а также от готовности промышленности помочь сфере образования, в частности, в создании объединенными усилиями высококачественных продуктов, услуг и контента. Предполагается, что системы обучения должны обеспечить комфортную среду для учеников и учителей, при этом особое внимание будет уделяться технологическим платформам (оборудование, средства доступа, содержание и услуги), а также методам их использования.

Дешевый доступ в Интернет. Либерализация в Евросоюзе рынка телекоммуникаций и телекоммуникационных услуг, начатая 1 января 1998 г., уже привела к снижению цен и росту потребительского спроса в этой сфере, что подтверждает правильность выбранной политики. Тем не менее многое еще предстоит сделать. Условия для реализации преимуществ конкуренции в разных странах Евросоюза пока не одинаковы. Общеевропейский сервис недоразвит, причем во многом из-за серьезных различий в лицензионном законодательстве государств. Поэтому Совет Европы и Европарламент призывают сделать все возможное для ускорения законотворческих процессов. Кроме того, государства Евросоюза могут собственными решениями ускорить либерализацию рынка.

Ускорение внедрения е-коммерции. Объем е-коммерции, т. е. продажи/покупки товаров и услуг с использованием Интернета, в странах Евросоюза уже оценивается в 17 млрд. евро. По прогнозам экспертов, к 2003 г. он вырастет до 340 млрд. евро. Однако в США при сопоставимых общеэкономических показателях доход от е-коммерции более чем в три раза выше. В то же время Европа имеет сильные позиции в ряде ключевых областей, например в технологиях обеспечения безопасности и шифрования данных, а также в электронном банковском обслуживании. Массовое использование евро для электронных транзакций будет в значительной мере способствовать развитию общеевропейского электронного рынка.

Европе нужно ускорить внедрение е-коммерции, привлекая в эту сферу малые и средние предприятия и создавая условия для того, чтобы они могли рассматривать всю Европу как свой рынок. Эта задача в свою очередь требует реализации правового регламента внутреннего рынка, который должен обеспечить правовую базу для такого рода коммерции и устранить существующие межгосударственные барьеры. Европе также необходима государственная администрация для управления электронными торгами на поставку товаров и услуг для государственных нужд.

Быстрый Интернет для исследователей и студентов. Интернет предоставляет исключительно широкие возможности для исследовательской работы и позволяет реализовать совершенно новые подходы к обучению в виде организации системы так называемого “е-образования”, когда студентам предоставляется доступ в онлайновом режиме к сайтам с академическими и научными материалами. Общение посредством электронной почты и передача информации через Сеть стали ключевыми элементами академической и профессиональной жизни. Тем не менее онлайновое сотрудничество в Европе пока не вошло в повседневную практику.

Отдельные государства Евросоюза модернизировали свои исследовательские и образовательные сети, но плотность соединений в пределах Евросоюза меняется от страны к стране. В результате многие исследователи и студенты лишены возможности общаться со своими коллегами, что в свою очередь ограничивает и панъевропейское сотрудничество, поскольку пользователи не в состоянии реализовать потенциал цифрового общения в полной мере.

Быстрый Интернет особенно эффективен как средство организации и проведения совместных интерактивных исследований, когда его участники географически удалены друг от друга. В этом случае они получают возможность коллективно пользоваться данными или инструментами для генерации новых знаний; эта технология знаменует собой появление новой формы научной работы, названной “е-исследование”. Для поддержки такого рода исследований нужно предоставить конечным пользователям мультимедийные коммуникации гарантированного качества, обеспечить разработку инновационного контента, а также методов и средств для демонстрации достижений виртуальных коллективов и институтов.

Смарт-карты для электронного доступа. Смарт-карты - удобный инструмент проведения электронных платежей за медицинские услуги, мобильный Интернет, общественный транспорт, платные ТВ-программы и множество других информационных и коммунальных услуг. Такую карту должен иметь каждый гражданин, а главное требование к ней связано с проблемой обеспечения надежности и безопасности хранения и передачи данных. Подобные карты могут быть индивидуальными, многофункциональными или встроенными в различные устройства. Если Европа сможет разработать такие технологии, возникнет огромный рынок, перспективный как для массовых потребителей, так и для бизнеса. Однако, чтобы добиться успеха в этом направлении, потребуется новая инфраструктура поддержки этих технологий в пределах всего союза. Для успешного решения задачи необходимо наладить сотрудничество европейских провайдеров и государственных органов власти с целью выработки общих принципов организации мобильной связи, обеспечения безопасности, установления прав собственности и организации пользовательского контроля.

Рисковый капитал для высокотехнологичных малых и средних предприятий. Нередко очень хорошие идеи, предлагаемые европейскими предпринимателями и провайдерами контента, студентами университетов и работниками компаний, не получают должной финансовой поддержки и поэтому не могут быть реализованы. В США, где культура предпринимательства в большей степени способствует рисковым вложениям, где начальный капитал быстрорастущих инновационных компаний в три-четыре раза выше, чем в Евросоюзе, ситуация несколько иная, и опыт этой страны показывает, что коммерческое воплощение передовых идей способствует созданию тысяч дополнительных рабочих мест.

Европа оказалась позади, так как здесь существуют серьезные препятствия для рисковых и начальных вложений. Некоторые из этих препятствий уже идентифицированы в разработанном Еврокомиссией плане действий в сфере рискового капитала и финансового сервиса. Но в целом ситуация в Евросоюзе пока не способствует притоку рискового капитала на его рынки и тем самым снижает темпы продвижения Евросоюза к новой экономике. Необходимо усилить и укрепить взаимодействие между провайдерами рискового капитала и генераторами идей, имеющих коммерческую перспективу. Обе стороны должны понимать взаимные потребности, это позволит повысить отдачу от вложенных инвестиций.

Вовлечение в электронное сообщество нетрудоспособных граждан. Развитие цифровых технологий способствует преодолению всевозможных барьеров (социально-экономических, географических, культурных, временных и т. д.), препятствующих социальной адаптации нетрудоспособных людей. Благодаря современным технологиям такие люди получают возможность полноценно участвовать в общественной и трудовой жизни. Однако европейская индустрия оказалась не в состоянии немедленно предоставить ориентированные на инвалидов продукты и услуги.

Положение может несколько измениться благодаря экстренным мерам, предпринимаемым, в частности, в рамках внедрения новых принципов конструирования для всех (“Design-for-All”). При таком подходе к разработке изделий еще в ходе концептуальной их проработки во внимание принимаются особые нужды инвалидов и граждан, относящихся к категории нетрудоспособных. Государства Евросоюза уже взяли определенные обязательства по удовлетворению потребностей этой части населения в Декларации 22 Амстердамского договора. Сейчас необходимо поддержать усилия по реализации этих обязательств в области ИО.

Особое внимание необходимо уделить улучшению обучения и переобучения этой категории граждан, обеспечению их полноценного участия в жизни общества. Медицинские сети должны предусматривать специальный многоязычный онлайновый сервис, а цифровые технологии в целом - упростить административные формальности, связанные с использованием частных и общественных систем социального обслуживания.

Онлайновая медицина. В перспективе предоставление эффективных и качественных медицинских услуг гражданам является одной из наиболее серьезных забот европейских правительств. Потребность в технологиях охраны здоровья и лечения растет исключительно быстро. Правительства столкнулись с такими проблемами, как старение населения и рост расходов на охрану здоровья. Усиливающееся противоречие между необходимостью улучшения качества медицинских услуг и ростом их стоимости не преодолеть без модернизации медицинских систем и широкого использования цифровых технологий. Этот потенциал, однако, не используется - только 1% всех расходов на здравоохранение направляется на ИТ.

Вместе с тем фрагментированность европейского рынка сильно препятствует инновациям и распространению передового опыта, хотя охрана здоровья и является одним из главных видов бизнеса. Государства Евросоюза тратят в среднем на здравоохранение около 8% ВНП. Поэтому создание единого рынка медицинских продуктов и услуг должно способствовать повышению конкурентоспособности всей Европы. В этом контексте Евросоюз уже сделал важные шаги в направлении защиты и улучшения общественного здравоохранения (статья 152 Договора Евросоюза). Однако полной гармонизации этой сферы на европейском уровне достичь пока не удалось и необходимо продолжить совместную работу органов здравоохранения европейских стран по поддержке научных исследований, согласованию стандартов и спецификаций продуктов и созданию общеевропейской медицинской библиотеки.

Интеллектуализация транспорта. Объемы перевозок людей и грузов в Европе всеми видами транспорта постоянно растут, и вместе с этим усугубляются транспортные проблемы. В прошлом году в странах Евросоюза в результате дорожных проишествий погибло около 43 тыс. человек, а 1,5 млн. получили ранения. Растут экономические потери от перегруженности дорог, значительное количество авиарейсов выполняется с отклонением от расписания, усиливается негативное воздействие транспорта на окружающую среду.

В то же время цифровые технологии позволяют сделать транспорт более безопасным и кардинально повысить качество управления общественным транспортом. Имеющийся сегодня опыт эксплуатации такого рода систем подтверждает их высокую эффективность.

Онлайновое правительство (е-правительство). Европейские граждане заинтересованы в улучшении и облегчении доступа к информации госорганов. Это обеспечит прозрачность деятельности высших органов власти и вселит в граждан уверенность, что принятые институтами Евросоюза решения - правильные и целесообразные. Необходимо проделать большой объем работы, чтобы предоставить гражданам доступ к Web-сайтам правительств отдельных государств и европейских институтов, снабдив их удобными и простыми средствами для поиска и извлечения нужной информации.

Ограничение доступа к ключевым статистическим и деловым данным наносит ущерб бизнесу и мешает развитию частного сектора вторичных услуг, направленных на информирование общественности. Поэтому ставится задача упростить получение государственной информации, что в свою очередь будет стимулировать развитие новых секторов услуг, основанных на вновь раскрываемых источниках информации. Потенциальный эффект от решения этой задачи трудно переоценить:

- правительства становятся ближе к простым гражданам;

- появляется возможность сокращения расходов на содержание правительственных чиновников;

- создаются дополнительные рабочие места в виде провайдеров вторичных услуг;

- создается общеевропейский информационный рынок государственной информации.

И примкнувшая к ним Россия+

В России, так же как и в других странах Европы, проблема ИО рассматривается как необходимое условие для устойчивого экономического развития страны и для вхождения ее в мировую экономику. Принят ряд основополагающих законодательных документов, в частности, “Закон об информатизации”. Кроме того, разработаны документы, определяющие пути и перспективы перехода к ИО. К ним относятся “Концепция информационной безопасности”, “Концепция единого информационного пространства России” и ряд других. Все эти документы позволили разработать “Концепцию формирования ИО в России” (http://www.iis.ru/policy/projects/riss/riss.ru.html), которая была одобрена Госкомитетом РФ по связи и информатизации в мае 1999 г. Она неизвестна широкой общественности, поскольку появилась без ее участия и была рождена в тиши чиновничьих кабинетов. Концепция состоит из семи разделов: предпосылки перехода России к ИО; цель концепции; базовые положения концепции; особенности и возможные пути перехода России к ИО; социально-культурное обоснование выбранного пути; основные направления реализации перехода к ИО; первоочередные задачи государственной политики обеспечения перехода к ИО.

Несомненная позитивная роль данной концепции заключается в том, что она на уровне государственной политики закрепляет роль ИТ и ИО, как необходимых инструментов выхода страны из экономического кризиса и перехода к устойчивому развитию. Концепция, точно так же, как это принято и реализовано во всех развитых странах, определила ведущую роль государства в обеспечении процесса перехода к ИО, учитывая при этом реальное состояние российской экономики.

Другим позитивным моментом концепции является попытка выработки особого пути перехода России в ИО. Правда, из трех определенных концепцией основных направлений работы - информатизации образования, формирования индустрии информационно-коммуникационных технологий для массового потребителя и создания контента в российских традициях - только последнее, и то условно, можно отнести к российской специфике.

Направления действий в рамках инициативы “е-Европа”

Все три перечисленных выше направления обязательно реализуются каждой страной, двужущейся к ИО, даже если она не может вкладывать в них значительные финансовые ресурсы. Европа, например, очень серьезно относится к проблеме сохранения и распространения своих культурных традиций. Поэтому особенность российского пути состоит не в выборе каких-то особых направлений перехода к ИО, а скорее в иной расстановке акцентов. Вместо массированных капиталовложений - упор на образование, вместо интенсивной информатизации экономики и промышлености - упор на приобщение к ИТ массового потребителя и прежде всего простых граждан страны. Подобная смена акцентов и позволила авторам концепции охарактеризовать российский путь как “духовный” путь перехода к ИО. Очевидно, что в текущих реальных экономических условиях для России этот путь является наиболее приемлемым, хотя следует заранее смириться с тем, что он будет намного длиннее того, который прошли США и развитые страны Европы.

Сопоставление российской концепции с аналогичными документами, разработанными в других странах, отчетливо выявляет ее декларативный характер. Даже раздел, посвященный первоочередным задачам государственной политики поддержки перехода к ИО, ограничивается приведением только общих формулировок направлений работы, несомненно правильных и важных для достижения цели, но не дающих никаких ориентиров по срокам и действиям. В качестве оправдания можно лишь указать, что одной из первых задач госполитики определено “Формирование общегосударственной программы перехода России к ИО высокого статуса и приоритета”. Остается надеяться, что необходимая конкретика появится уже в рамках этой предполагаемой программы. В то же время необходимо напомнить, что близкий по статусу документ Еврокомиссии, описанный выше, на 80% состоит из анализа 10 конкретных направлений (по-нашему сфер) информатизации и перечисления подлежащих решению задач с указанием сроков их реализации. Нет оснований считать, что эти сферы информатизации не являются приоритетными и для России. Если же в качестве первоочередных определить другие направления развития, то Россия не получит и тех крох на информатизацию, которые выделяются ей странами ЕС в настоящее время.

С авторами можно связаться по телефону: (095) 268-1313 или по электронной почте sadroz@cityline.ru.

Версия для печати