“Диасофт”: итоги года в день рождения

ЮБИЛЕИ

“Конец 1998 г. - начало 1999-го на рынке банковских технологий было трудным временем для всех производителей банковского ПО, так как после “17 августа” банки не помышляли о покупках новых систем автоматизации. Выжили в этот период компании с большой клиентской базой: деньги, получаемые за сопровождение, позволили им не только устоять, но и развиваться, готовя решения, которые должны были быть востребованы клиентами в послекризисных условиях. К числу таких компаний относится и “Диасофт”” - такими словами начал посвященную итогам 1999 г. пресс-конференцию, состоявшуюся 7 апреля, в девятую годовщину создания “Диасофта”, его вице-президент Александр Глазков.

Основными продуктами, предлагавшимися “Диасофтом” на рынке в 1999-м, были АБС DiasoftBANK 4x4 WorkFlow, DiasoftBANKING 5NT и “Новая Афина”. Что касается последней, то в свой актив ее записывает и фирма “ПрограмБанк”, но, по словам г-на Глазкова, подавляющее число договоров на ее установку было обеспечено именно “Диасофтом”. Это и не удивительно: в компанию “Диасофт + ПрограмБанк”, занимающуюся внедрением этой АБС, “Диасофт” вложил людские ресурсы - предоставив специалистов, занимающихся менеджментом, маркетингом и продажами, в то время как собственно программный продукт является практически исключительно детищем “ПрограмБанка”.

Доход в 1,1 млн. долл. за 1999 г. позволил компании “Диасофт + ПрограмБанк” выйти на безубыточность, а контракты на сумму 2,4 млн. долл., заключенные в конце прошлого - начале нынешнего года с рядом крупных банков (это питерский Промстройбанк, имеющий 18 крупных филиалов, Промсвязьбанк, банк “Авангард” и ING BANK), должны способствовать ее активному развитию.

В отличие от “Новой Афины”, ориентированной на крупные банки с очень большим объемом ежедневных транзакций (типа Расчетного центра Сбербанка РФ, где в пиковые периоды число транзакций достигает 50-70 тыс. в день), АБС DiasoftBANKING 5NT нацелена на банки, имеющие меньший объем операций, но активно работающие на рынке срочных операций и готовые организовать и работу на этом рынке, и расчетно-кассовое обслуживание на базе единого финансового ядра системы автоматизации. В то же время данную систему зачастую выбирают очень крупные банки для автоматизации казначейства в дополнение к “Новой Афине”, используемой в этом случае для автоматизации расчетного центра.

В 1999 г., по словам г-на Глазкова, DiasoftBANKING 5NT стала действительно комплексной системой, благодаря чему она выиграла более половины состоявшихся тендеров, принеся в копилку компании более 1,6 млн. долл. (это вызывает уважение, поскольку банки после кризиса стали относиться к организации тендеров очень серьезно, характеристики всех представленных на них систем тщательно рассматриваются весьма квалифицированными специалистами и выигрыш тендера - победа не столько маркетинга и продавцов, сколько самого продукта). Ее успеху способствует то, что она позволяет кредитным организациям эффективно зарабатывать на денежном и фондовом рынках, которые стали оживать после кризиса. И уже в нынешнем году к Казначейству Сбербанка РФ, Экспобанку, Маст-банку, Академхимбанку и банку “Диалог-Оптим”, выбравшим эту АБС в 1999-м, присоединились банки “Транс-кредит” и ABN-Amro.

Не только выжить, но и активно развиваться “Диасофту”, по мнению г-на Глазкова, помогла АБС DiasoftBANK 4x4 WorkFlow. Она ориентирована на небольшие и средние кредитные организации и имеет 600 инсталляций в 300 с лишним банках (это примерно 20% всех российских банков, считая вместе с филиалами), а доходы от ее сопровождения в 1999 г. составили 4,8 млн. долл. В настоящее время эта система коренным образом модернизирована: теперь она выполнена в многоуровневой архитектуре клиент-сервер, базируется на промышленной СУБД (клиент может выбирать из MS SQL, Sybase и DB-2 для AS/400) и идеологически ориентируется на технологию документооборота, реализуемую не в зависимости от “проводок” или “операций”, а в соответствии с реальными маршрутами прохождения документов между подразделениями банка. Массовый перевод клиентов компании на эту АБС, обеспечивающую Windows-интерфейс на рабочих местах, намечен на 2000-2001 гг. (до конца нынешнего года предполагается осуществить 50-60 установок).

Примерно 500 тыс. долл. дохода принесла и входящая в холдинг “Диасофт” компания “Диасофт-МАСТЕР”, вышедшая в истекшем году на открытый рынок с системой DiasoftBALANCE (раньше эта система, реализованная на платформах Pervasive SQL for Windows и MS SQL, только дополняла поставляемые в банки АБС производства компании “Диасофт” и служила целям автоматизации их бухгалтерии). Полученные деньги были затрачены на создание продуктов, ориентированных на принципиально новые для “Диасофта” рыночные ниши. Первым из таких продуктов стала вышедшая в начале 2000 г. на рынок телекоммуникационных компаний система DiasoftBILLING. Серьезные намерения имеет “Диасофт” в 2000 г. и на рынке систем бухгалтерского учета для промышленных и торговых предприятий, свидетельством чему служит подготовка к проведению активной рекламной кампании.

Значительные средства вкладывает “Диасофт” в два проекта, связанные с Интернетом, предполагая выйти с ними на рынок к концу нынешнего года. Г-н Глазков отказался рассказывать об их сути, но заявил, что они должны занять “интересные позиции на рынке” и что это - типичные бизнес-проекты, у которых есть инвестиционный срок и по которым предусмотрен возврат вложенных средств.

Что касается продуктов для страховых компаний (в настоящее время система DiasoftINSURANCE имеет около десятка установок, причем самая серьезная реализована в компании “Спасские ворота”), то этот рынок не оправдал ожиданий и новые инвестиции в их развитие пока не планируются.

Сегодня в основном производстве холдинга “Диасофт” (разработка, аналитика, тестирование и сопровождение продуктов) работает около 200 человек. Однако, по словам г-на Глазкова, спрос на рынке в настоящее время таков, что компания не успевает удовлетворять заявки на новые установки своих продуктов и объявила набор специалистов для реализации уже заключенных и будущих контрактов по проектам 5NT и 4x4.

Вообще создалось впечатление, что как компания, так и ее руководство чувствуют себя весьма уверенно. Что же касается доходов, планируемых “Диасофтом” на 2000 г., то они ожидаются на уровне 9 млн. долл. (с учетом показателей компании “Диасофт + ПрограмБанк”).

Версия для печати