Интернет-коммутаторы будут повсюду
Китайское правительство намерено провести целую серию мероприятий с целью развития современной национальной сетевой инфраструктуры. Информация об этом была недавно обнародована Министерством информационной индустрии (МИИ) КНР (www.mii.gov.cn).
В центре намеченных мероприятий - ускорение строительства главных сетевых магистралей и покрытие всей территории страны, включая сельские и труднодоступные районы, сетью опорных Интернет-центров. При этом планируется максимальная интеграция локальных сетей различного уровня в общенациональную Сеть, что должно, по мнению руководства страны, резко повысить эффективность использования разнообразных ресурсов и услуг, предоставляемых национальным и международным сегментами Интернета. В следующем году главной задачей станет возведение местных “Интернет-коммутаторов”. В перспективе МИИ намеревается серьезно расширить каналы доступа к международным порталам, что снизит перегруженность китайской Сети.
В то же время МИИ собирается продолжить деятельность по сертификации и выдаче лицензий сервис- и контент-провайдерам Интернета. В конце 1999 г. их число в Китае возросло до 520 компаний против 204 в конце 1998 г.
Ноутбуки за 9999 юаней
Китайский рынок ноутбуков переживает подъем. В прошлом году объем продаж блокнотных компьютеров вырос на 43,8% и составил 287 000 систем. В целом этот рынок может быть условно поделен на четыре больших сектора: (1) супертонкие, легкие и малые продукты; (2) высококлассные продукты, которые включают все новейшие технологии в сфере портативной техники и могут легко расширяться; (3) базовые компактные модели для применения в различных областях бизнеса и науки; (4) популярные массовые продукты стоимостью около 10 000 юаней ($1209).
В Китае также выделяются четыре группы покупателей портативных компьютеров: (1) респектабельные индивидуумы, желающие иметь мобильный офис; (2) профессионалы-энтузиасты и топ-менеджеры; (3) бизнесмены, которым нужны качественные, надежные и своевременные инфоуслуги; (4) “новые пользователи” мобильных офисов.
Однако по большому счету портативные компьютеры не попадают в “главную струю” компьютерного рынка Китая, объем которого в стоимостном выражении быстро растет. Это происходит в основном потому, что китайские условия пока мало подходят для повсеместного использования мобильных офисов. В результате данное направление привлекает последнее время к себе все больше внимания в Китае, но не имеет реальных перспектив и шансов на серьезное увеличение объемов продаж (как это происходит с настольными персональными системами).
Если в ближайшей перспективе не произойдет кардинального снижения цен на ноутбуки, они вряд ли станут предметом массового спроса для китайцев. Кроме того, помимо мобильности современный лаптоп должен иметь выход в Интернет в любое время и из любого места. А для Китая это пока проблема.
Некоторые участники китайского рынка предложили “Интернет-лаптоп”, который не включает в себя никаких “излишеств”. Попадая в ценовую вилку 15-25 тысяч юаней ($1814 -$3023), этот компьютер в принципе отвечает таким основным требованиям мобильного офиса, как выход в Интернет, прием-передача электронной почты. Предлагаемая линия имеет шансы на успех, если учесть, что именно портативные компьютеры “основного”, третьего сектора (см. выше) пользуются наиболее стабильным и постоянно возрастающим спросом на китайском рынке. Следуя этой тенденции, японская компания Toshiba (www.toshiba.co.jp), один из главных игроков этого рынка, собирается открыть в этом году в Китае свой завод. Надо полагать, что после этого рынок портативных продуктов в Поднебесной может значительно расшириться.
В то же время китайская компания Legend (www.legend.com.cn) значительно увеличила свою долю на местном рынке портативных компьютеров в 1999 г., запустив новую серию ноутбуков под торговой маркой Zhaoyang. В настоящий момент эти компьютеры лидируют по объемам продаж. Главная составляющая успеха Zhaoyang - их сверхнизкая розничная цена (9999 юаней). По мнению специалистов отрасли, именно она еще долгое время будет оставаться основным фактором, определяющим развитие компьютерного рынка КНР.
На сегодняшний день портативные компьютеры составляют 6% рынка ПК в Китае - по сравнению с 20% в мире в среднем.
В Интернет - через сотовый телефон
По сообщению агентства China-Byte, с 17 мая в Китае будет введена в эксплуатацию первая в стране система беспроводного доступа в Интернет. И “с этого дня соединятся в одно две самые востребованные в стране вещи: мобильный телефон и доступ в Сеть”. Пятьдесят миллионов владельцев сотовых телефонов вместе с удваивающейся каждые полгода армией пользователей Интернета создадут грандиознейший из рынков, о котором раньше никто не мог даже и мечтать.
Сейчас в Китае, по официальным данным, насчитывается 8,9 млн. пользователей Интернета. Из них около половины составляют студенты с годовым доходом не более 2000 юаней ($243). Не имея собственных компьютеров, они выходят в Интернет из учебных аудиторий. Их покупательная способность очень ограниченна. Главным образом по этой причине, считает China-Byte, электронная коммерция в стране до сих пор не получила должного развития. Согласно статистике, оборот электронной коммерции составляет не более одного миллиона долларов. В то же время ограниченная покупательная способность Интернет-пользователей делает неэффективной сетевую рекламу.
К услугам же мобильной связи, как правило, обращаются представители деловых кругов, высокопоставленные чиновники и т. п. Они относятся к наиболее зажиточным слоям китайского общества. Согласно прогнозам, число пользователей услуг беспроводного доступа в Сеть должно достигнуть 6 млн. К тому же число абонентов мобильной связи каждый год увеличивается в среднем на 60%.
Интересно, что китайские потребители не жалеют денег на сотовую связь. Даже люди со средним достатком в 6200 юаней ($756) в год стараются приобретать современные модели мобильных телефонов. Китайцы уже привыкли получать спортивные и финансовые новости по пейджеру. Таким образом, для многих сотовый телефон станет идеальной базой электронной коммерции.
Компания Intrinsic Technologies уже приступила к развертыванию в Шанхае платформы для беспроводного доступа в Сеть. Один из ее акционеров поделился потаенными надеждами: “Вокруг ходят 50 миллионов владельцев мобильных телефонов, которые могут подключаться к Сети. Одна эта мысль заставляет волноваться наши сердца: ведь это огромное количество потенциальных пользователей Интернета”.
Фирма Eachnet.com также собирается предоставлять контент-услуги “беспроводным” пользователям - электронную почту, новости, биржевую информацию, расписание движения транспорта и т. п. Буквально по пятам за ней идет еще дюжина компаний.
На беспроводной доступ возлагаются надежды, связанные с разрешением двух главных проблем китайского Интернета - высокой платы за доступ и сложности онлайновых платежей. Покупки через сеть будут заноситься в счет оплаты услуг сотовой связи, и, таким образом, отпадет необходимость применения кредитных карт.
Конечно, беспроводной доступ в Китае ожидают и немалые трудности. В частности, одним из самых больных вопросов является ввод иероглифов. Многие компании, работающие на китайском рынке, уже давно ломают голову над этой проблемой. Компания Ericsson работает над системой рукописного ввода иероглифики, которая, возможно, станет одним из решений данной проблемы в будущем.
Однако для инвесторов и сервис-провайдеров главное препятствие на пути внедрения беспроводного доступа представляет отнюдь не рынок и не технические проблемы. Более всего их заботят государственные телекоммуникационные компании. Именно они устанавливают на китайском рынке правила игры. И не всегда эти правила и поведение госкомпаний поддаются прогнозированию и логическому анализу. Повсеместное внедрение системы беспроводного доступа в стране не вносит никакой ясности в вопрос унификации тарифов на рынке услуг связи и сетевых услуг. Система взаимоотношений сервис-провайдеров с государственными монополиями в ИТ-секторе также оставляет пока желать лучшего.
26 марта несколькими китайскими операторами сотовой связи в Пекине, Шанхае и некоторых других городах Китая уже был осуществлен пробный беспроводной доступ в Сеть. Цены этого подключения были вполне сопоставимы с ценами на услуги сотовой телефонной связи: минута стоила на 40 фэней (4,9 цента) дороже одной минуты разговора по сотовому телефону.
Результаты эксперимента оказались довольно скромными: по всему Шанхаю только 2500 сотовых телефонов подключилось к Интернету.
Однако, учитывая любовь китайцев к мобильной связи, специалисты отрасли видят массу предпосылок к тому, что сотовый телефон скоро может стать основным инструментом Интернет-коммерции. Тем не менее это вопрос времени.