РЕГИОНЫ
Постоянно возрастающая роль региональной составляющей - одна из основных тенденций современного российского компьютерного бизнеса. Это справедливо для деятельности как российских, так и международных компаний уровня brand name. Немалую роль в “регионализации” рынка играет бурно развивающаяся Интернет-культура. В качестве примера можно привести уже дважды проходивший в рамках “Сибирской Ярмарки” в Новосибирске фестиваль “ИнтерНить”. Этот фестиваль и сопутствующие ему мероприятия стали событиями поистине всероссийского значения.
Очевидно, едва ли не каждой компании, стремящейся к расширению своего бизнеса, необходимо адекватно оценивать состояние региональных рынков, степень “плотности” игроков на них, экстенсивные и интенсивные возможности продвижения продуктов и услуг в регионах. Сегодня мы попытаемся описать в общем виде картину компьютерного рынка Новосибирска и прилегающих регионов. Отметим, что приводимые ниже оценки основаны на результатах известных нам местных маркетинговых исследований, в частности проведенных компанией STR Group (www.computer.sib.ru) в 1999 г. и апреле 2000 г.
Ёмкость рынка
Общая емкость компьютерного рынка Новосибирска изменялась в течение последних пяти лет следующим образом: 1994 г. - до 3 млн. долл. в месяц, 1995-1996 гг. - 4-6 млн. долл. в месяц (по разным оценкам), к концу 1997 г. - до 12 млн. долл. в месяц (см. PC Week/RE, № 47/97, c. 41). Как известно, 1997 г. стал по многим позициям продаж рекордным для компьютерного рынка, и именно к его началу окончательно сформировалась “большая новосибирская пятерка”: ОАО “НЭТА”, “Кардинал”, сибирский филиал R-Style, “Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации”, “Квеста”. С 1998 г. общие обороты рынка ежемесячно падали из-за нарастающих кризисных явлений - накануне 17 августа эти обороты были сравнимы с показателями конца 1996 - начала 1997 гг. (около 6 млн. долл. в месяц). По оценкам самих участников рынка, осенью 1998 г. продажи компьютерной техники и ПО составляли (в долларовом эквиваленте) 50-60% от показателей соответствующего периода 1997 г. С начала 1999 г. и по сей день наблюдается более или менее устойчивый рост продаж, весной 2000 г. рынкообразующие компании преодолели докризисный (1997 г.) уровень продаж.
В отличие от новосибирского рынка, находящегося, образно выражаясь, на перекрестке торговых путей, компьютерные рынки других областных центров Сибири имеют, как правило, на порядок меньшие масштабы. Так, барнаульский рынок в 5-6 раз меньше новосибирского. Исключение составляет Красноярск - по некоторым оценкам, в ближайшем будущем здесь могут произойти серьезные перемены, связанные, во-первых, с окончанием периода экстенсивного развития рынка, а во-вторых, с экспансией новосибирских и московских компаний.
За базовую величину емкости рынка Новосибирска можно принять цифру 20 тыс. компьютеров в год. По многим оценкам, именно этот объем продаж является предельным. По состоянию на сегодняшний день в новосибирских домах и офисах находится порядка 100 тыс. компьютеров, приобретенных в прошлые годы.
Региональные особенности
Финансовое положение Сибири и конкретно Новосибирской области исторически является таковым, что количество находящихся здесь в обороте денежных средств в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем в Москве и других крупных городах европейской части России. Например, общий розничный оборот всего (не только сегмента высоких технологий) новосибирского рынка может быть оценен в 150 млн. долл. в месяц. Сравнивая, скажем, Москву и Новосибирск, можно отметить следующие ярко выраженные черты, присущие компьютерному бизнесу Сибири.
Отставание в развитии. Общее развитие инфраструктуры новосибирского компьютерного рынка повторяет ситуацию на московском рынке с отставанием на 2-3 года, что объясняется прежде всего различием в финансовом положении. При этом в Новосибирске, как и в столице, на рынке действует большое количество местных фирм (около 200), есть мощные местные лидеры, существует специализация компаний по видам деятельности.
Новые продукты. Технические новинки поступают на местный рынок, как правило, практически одновременно с их появлением в Москве. Так, процессор Pentium III появился на сибирском рынке еще до его официальной презентации, а компьютеры на базе Pentium III были анонсированы в Новосибирске одновременно с мировой премьерой этого процессора.
Бартер. На наш взгляд, это одна из ключевых проблем для любой фирмы с “западным” менталитетом. Дефицит “живых” денег на рынке вынуждает компании идти на зачетные и товарные схемы оплаты товара. В частности, в позиционном выигрыше находятся диверсифицированные (многопрофильные) корпорации, имеющие не только компьютерный отдел, но и отдел, занимающийся зачетами и бартером.
Потребители аппаратного обеспечения
По результатам исследований новосибирского компьютерного рынка, опубликованным за последний год (см., например, www.bisnis.doc.gov/bisnis/isa/991028comp.htm), сообщество потребителей hardware можно структурировать следующим образом:
- бюджетные организации: структуры власти (мэрия Новосибирска, областная администрация, муниципальные органы власти и отдельные их структуры), государственные предприятия (например, Областной радио- и телепередающий центр, Государственная телерадиокомпания) - до 5% в общем объеме потребления. Последние два года потребление в этом сегменте падало по известным причинам;
- крупные корпорации с числом сотрудников в несколько сотен: акционерные общества (например, винно-водочный завод “ВИНАП”, АО “Новосибирский жиркомбинат”) и частные компании (например, “Пик Систем”) - 35-40% от общего объема потребления, причем в этом сегменте наблюдается явная тенденция к росту;
- средний и малый бизнес: как правило, это частные компании с числом работающих от одного до нескольких десятков человек - около 35%;
- SoHo - порядка 20%.
Представляется, что технологически и методологически “разработанный” новосибирский рынок может стать своеобразным эталоном для построения алгоритмов продвижения продуктов и услуг на компьютерном рынке других регионов Сибири.
С автором статьи, генеральным директором компании STR Group, можно связаться по адресу: serge@str.cis.ru.