КОНФЕРЕНЦИИ

Когда неумолимое течение времени заносит тебя в год с тремя нулями, невольно в каждом событии начинаешь искать что-нибудь юбилейное. Поэтому неудивительно, что, попав на конференцию с красивым и многозначительным названием Pro& Contra, я стала рыться в памяти, чтобы найти в прошлом что-то, отделенное от нынешнего момента круглым числом лет.

Одно из заседаний конференции

Конференция эта, организованная Центром культуры и искусства MediaArtLab, была посвящена новым технологиям в искусстве, в этой сфере я и стала искать юбилейную аналогию. Увы, столетие кино уже отпраздновали, а до двухсотлетия фотографии дело еще не дошло. Что же касается применения компьютерных технологий в высоких художественных сферах, то дело это молодое, так что и о точной дате начала отсчета договориться еще не успели. Для меня эпоха компьютерного искусства началась в 1991 г. с конференции “Графикон”. Это была первая в России масштабная встреча художников с представителями компьютерного мира, важная и интересная и для той и для другой стороны. Казалось, что на стыке таких разных областей человеческой деятельности должно родиться нечто захватывающее и совершенно необычное - в сущности, так и произошло.

С того времени был пройден долгий путь от настороженности и агрессии через восторги и разочарования к обычным рабочим отношениям. Сегодня программист, нарисовавший картинку с помощью графического пакета, уже не мнит себя художником, художник считает работу в Интернете нормой, а не поводом для особой гордости, а их взаимодействие мало чем отличается от взаимодействия обычных деловых партнеров. Новые возможности и “примочки” автоматически попадают в руки тех, кто называет себя “медиа-артистами”, а производители этих новинок относятся к художникам, как к прочим своим клиентам, и уже не рвутся в их ряды. “Захватывающее и совершенно необычное” стало повседневной работой, и вдруг оказалось, что за пределами этой повседневности художникам и “компьютерщикам” почти нечего друг другу сказать.

Симпозиум проводился в помещении Российского государственного гуманитарного университета, а в Музее кино, который, как и РГГУ, был соорганизатором проекта, до поздней ночи шли просмотры кино- и видеопрограмм. В рамках конференции проходили презентации и вечеринки, а также выставка “Сетевое искусство как оно есть” в Галерее Гельмана. Особенного внимания заслуживает круглый стол “Государство. Информация. Интернет”, который состоялся в Пресс-центре Дома Правительства РФ. На нем звучали аргументы “за” и “против” попыток государственного регулирования в Интернете, обсуждалась роль Сети в обеспечении прозрачности власти для граждан и прозрачности граждан для власти. Не так часто правительственные структуры находят время выслушать мнение профессионалов компьютерного мира, поэтому проведение такого круглого стола - безусловная заслуга организаторов конференции.

Остальные заседания симпозиума в большинстве своем носили характер презентаций, хотя некоторые выступавшие честно пытались рассматривать различные аспекты проблем и анализировать соображения “за” и “против”. Удачным в этом отношении был доклад Фолькера Грассмука (Германия) “Публичный домен”, в котором на примере операционных систем Unix и Windows подробно исследовались плюсы и минусы свободного распространения программ и их продажи с соблюдением авторского права. Еще мне запомнились сообщения Анатолия Кричевца “Сетевое общество и делиберативная демократия” и Анатолия Левенчука “Веб-инструментарий общественного договора”, едва не превратившиеся в дискуссию о том, что же такое прогресс и бывает ли прогресс вообще, а также не имеющая особенного отношения к сетевым технологиям ретроспективная презентация “акций” Олега Кулика.

Познакомиться с материалами конференции можно по адресу: http://procontra.danet.ru.

Версия для печати