Софтверный “мерседес” набирает скорость
ИНТЕРВЬЮ
По сравнению с сегментами компьютерного и телекоммуникационного оборудования сегмент интегрированных систем управления в России вовсе невелик, совокупный оборот работающих в нем компаний пока еще не дотягивает и до 100 млн. долл. Тем не менее он пользуется пристальным вниманием ИТ-менеджеров и аналитиков отрасли, и связанные с ним ожидания высоки. Что, видимо, вполне обоснованно: даже в послекризисной России здесь наблюдался 25%-ый годовой рост продаж, контрастируя с ежеквартально объявляемыми убытками крупнейших производителей ERP-систем на Западе.
Говорят, увидеть улыбающегося Марко Буркхардта
так же трудно, как зеленый луч на закате солнца
Разумеется, особое отношение в перспективном сегменте формируется к лидерам. Среди поставщиков западных систем в СНГ флагманом была и остается компания SAP AG, пришедшая сюда в 1992 г. “Особое отношение” подразумевает много всего разного, в том числе и массу легенд, окружающих как поставляемый ею продукт, так и саму фирму. Несмотря на это, SAP продолжает весьма успешно работать на локальном рынке, проводя регулярные тематические семинары, вкладывая средства в обучение своих консультантов и накапливая опыт в различных отраслях. О некоторых итогах прошедшего года рассказал заместителю главного редактора еженедельника PC Week/RE Елене Монаховой управляющий директор SAP в СНГ Марко Буркхардт.
PC Week: На мой взгляд, российский рынок сильно изменился за последние два года: потенциальные пользователи стали грамотнее, разобрались в преимуществах и ограничениях MRP- и ERP-систем. Теперь, видимо, работать стало легче?
Марко Буркхардт: Да, рынок действительно изменился, появилось больше молодых руководителей и владельцев предприятий, которые не боятся компьютера и умеют работать с Интернетом. Они порой по нескольку часов проводят у нас в офисе, изучая возможности R/3 и мучая наших консультантов. Нам это нравится. Но работать при этом проще не стало.
Самые большие сложности в проектах по внедрению многофункциональных интегрированных систем - организационные. Любую систему можно внедрять лишь в том случае, если структура предприятия определена, принято окончательное решение о способе управления ею. Если же во время работы руководитель начинает менять подходы и требования к проекту, а также свое видение конечных целей, то группе внедрения приходится делать шаги назад и заново проходить некоторые этапы - а это потеря денег и времени.
Всегда возникают некоторые проблемы из-за расхождения между имеющимися на предприятии бизнес-процессами и функциональностью ERP-системы - полное соответствие встречается редко. Конечно, наши консультанты что-то предлагают поменять в системе, что-то - на предприятии. Если же руководство настаивает, чтобы все процессы были сохранены прежними, то это приводит к печальному результату. На мой взгляд, должна повышаться гибкость предприятий, их готовность к изменениям. В целом такие тенденции на российском рынке уже заметны. Радуют предметные обсуждения с собственниками, которые стремятся реально управлять своим бизнесом, анализировать свои затраты в динамике, понимают, в чем ценность интегрированных систем.
Ясно, что клиенты хотят за минимальные деньги получить максимальные возможности, настаивают на фиксированных ценах (fixed prices) за проект. Но мы так не работаем. Каждый проект в этой отрасли - “живой”, знания меняются во время работы над ним, нередко меняются и требования. Бывали случаи, когда до начала внедрения вместо стандартных двух на обсуждения тратилось до десяти месяцев. Это много, разумеется, но что делать? Для крупных организаций ошибки стоят дороже.
PC Week: С какими итогами SAP СНГ встречает новое тысячелетие?
М. Б.: У нас сегодня около 130 предприятий-клиентов в СНГ и Балтии. Некоторые, конечно, пострадали после кризиса, но большая часть пережила его нормально. Для SAP СНГ 1999 г. был достаточно успешным, хотя после августа 1998-го из Германии внимательно следили за здешней ситуацией и обсуждали, что лучше делать. Я убеждал коллег, что не вижу необходимости закрывать бизнес, кризис долго продолжаться не может, надо просто пережить эту фазу. И действительно, по прошествии двух кварталов ситуация стала развиваться так, как я и ожидал. Российские предприятия начали выплачивать долги, и процесс пошел по нарастающей.
Доходы от продаж в 1999 г. выросли в два раза по сравнению с предыдущим годом и составили 17,6 млн. долл. (из них около 10 млн. долл. пришлось на лицензии), причем исчисляются они теперь по-новому. Если раньше SAP СНГ отчитывалась по заключенным контрактам (а деньги могли быть еще не перечислены), то с 1999 г. мы перешли на cash-метод - итоги теперь подводятся по реально поступившим деньгам. Картина стала нагляднее. Так, помимо названных доходов у нас в 1999 г. было заключено новых контрактов еще на сумму около 22 млн. долл. Это доказывает, что интерес к R/3 не ослабевает.
PC Week: Судя по приведенным вами цифрам, отношение стоимости лицензий к стоимости сопутствующих услуг в проектах по внедрению R/3 невелико - не более 1:1. Это для меня несколько неожиданно.
М. Б.: Да, реально получается так. Например, при внедрении системы на 50 пользователей консалтинг обходится в 250-300 тыс. долл.
PC Week: По рынку ходят слухи, что система R/3 настолько сложна, что точного представления о том, как она целиком работает, в России не имеет никто, может быть, только г-н Буркхардт. И в критических случаях вызывают именно его...
М. Б.: Нет, система так быстро развивается, что многих конкретных настроек я тоже уже не знаю. Просто мой опыт работы с R/3 и знание идеологии ее построения позволяют мне в ряде случаев быстро определить, правильно ли произведены ключевые настройки, и достаточно легко найти ошибки.
Что касается квалифицированных специалистов по R/3, то их уже довольно много в СНГ. Только наших консультантов примерно 60.
Глубоко знают систему и наши партнеры, особенно те, кто следит за регулярной сертификацией своих сотрудников.
Вообще SAP уделяет большое внимание работе с партнерами, в том числе в рамках новой программы. Теперь у нас предусмотрено несколько уровней для компаний-партнеров, наивысший из которых - mySAP.com Local Alliance Partner - подразумевает наличие в фирме не менее 20 сертифицированных по различным модулям R/3 консультантов и не менее пяти выполненных вместе с нами проектов. На эту роль сегодня могут претендовать в СНГ две компании - PriceWaterhouseCoopers и IBS. Близка к получению такого статуса и консалтинговая фирма Arthur Andersen.
PC Week: Меняется ли в последние годы спрос на различные модули R/3? Какова динамика в этом плане?
М. Б.: Приобретать R/3 для того, чтобы вести на ней только бухгалтерию, нецелесообразно - это равносильно покупке “мерседеса” для езды по кругу со скоростью 10 км в час.
Как правило, те, кто уже работает с системой, обращаются за дополнительными модулями. Наибольшее число инсталляций, естественно, приходится на финансовые модули (FI и CO), а также на модуль управления материальными потоками (MM). Однако уже есть проекты, где внедряются модули управления производством (Чепецкий механический завод, Донецкий металлургический комбинат), управления основными фондами, техническими ремонтами и др. Появляются и надстройки для высшего менеджмента (выполненные на основе Business Information Warehouse).
Все большее распространение получают отраслевые решения - в первую очередь для нефтегазовой промышленности, телекоммуникаций, энергетики.
Если посмотреть на наши проекты с точки зрения их масштабности, то среди общего числа клиентов выделяются такие предприятия, как “Сургутнефтегаз”, где сейчас осуществляется переход с R/2 на R/3 (там с системой работает около 1200 человек, анализируются затраты по скважинам, база данных содержит более 100 000 тыс. записей); “Свердловэнерго” (примерно 400 пользователей, внедрение идет не так быстро, как хотелось бы, но первые результаты уже продемонстрированы Анатолию Чубайсу, который остался ими доволен); Красноярская железная дорога (около 400 пользователей, системой охвачено управление финансовыми и материальными потоками, учет затрат, создана Информационная система для менеджмента (это первое внедрение в рамках контракта с МПС, подписанного в прошлом году, полученный опыт должен впоследствии тиражироваться еще на пять или более организаций).
Вообще ввод системы в эксплуатацию более успешно проходит на тех предприятиях, где в процесс активно включены специалисты-предметники - финансисты, снабженцы, менеджеры по продажам и т. п. Но тем не менее нашим консультантам во многих случаях все еще приходится больше заниматься политикой, чем внедрением системы.
PC Week: Благодарю вас за беседу.
Итоги SAP AG к концу тысячелетия
Четвертое место среди независимых производителей ПО в мире (по данным IDC, доля SAP в мировом сегменте прикладного ПО для финансово-хозяйственной деятельности - 36%).
Мировой оборот концерна в 1999 г. - 4,6 млрд. долл. (в СНГ и Балтии - 17,6 млн. долл.).
К концу 1999 г. на счету компании 25 400 инсталляций R/3 в разных странах (в СНГ - около 130 клиентов).
Численность сотрудников по всему миру - более 21 600 (в СНГ - 190).
Около 60% инсталляций R/3 в СНГ и Балтии осуществлено на UNIX-платформе и примерно 35% - на Windows NT.
SAP выпускает две версии своего ПО в год. Сейчас продается R/3 4.0, к концу года должна выйти версия 4.6.