Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

ИЗНУТРИ И СНАРУЖИ

Спутниковая система мобильной связи Iridium скоро официально войдет в список неудачных технологических проектов, которые в конечном счете прокладывают путь к успеху.

Система Iridium была замечательной идеей, но рекламировалась она как средство связи для тех, кто оказался в труднодоступных районах, и потому неудивительно, что дело потерпело неудачу. Людей, которые отправляются за Полярный круг или проводят отпуск на необитаемом острове и, следовательно, готовы платить за эту службу, не так уж много.

Односторонняя ориентация Iridium снизила масштаб всего замысла. А ведь есть отрасли, где нужны надежные средства дальней связи, и бесспорно, что компании, специализирующиеся, например, на добыче руд или разведке полезных ископаемых, могли бы оплачивать дорогостоящие услуги Iridium, рассчитывая на крупные дивиденды.

Что касается воздушного транспорта, то здесь эта технология не так уж и нужна. Авиателефоны используются в коммерческих рейсах, по моим личным наблюдениям, довольно редко. Время в полете меньше времени, которое тратится на дорогу в аэропорт или на ожидание. В итоге сотовые телефоны, с их более приемлемыми тарифами, оказываются куда практичнее. Надо учитывать, что пользователям авиателефонов мешает шум самолета, а еще нужно уважать своих соседей.

Систему, конечно, можно использовать в морских путешествиях, но мне трудно вообразить пассажиров круизных рейсов, готовых вести деловые или личные переговоры по ставкам Iridium. Любители прогуляться на катере не откажутся от средств типа Iridium и, наверное не постоят за ценой, учитывая то, какие суммы они выкладывают за горючее. Поскольку мне как-то раз пришлось сделать пару звонков по сотовому телефону с катера в Бостонской Гавани, я понимаю потребность в более совершенной системе, но не могу оправдать ее стоимость. Как видно из этого примера, служба типа Iridium могла бы найти более широкое применение. Достаточно людей находится на периферии или вне зоны действия сотовой связи. Их привлекли бы расценки, сравнимые с тарифами обычной сотовой связи, но есть еще одно “но” - им придется носить весьма громоздкий аппарат.

При всей кажущейся тривиальности, самая большая проблема этих телефонов заключается в их внешнем виде. Первую мысль, приходящую в голову, когда видишь спутниковые телефоны, можно выразить словами: “Нечего разевать глаза”. Одно дело пробираться с такой диковиной через пустыню, и совсем другое, имея претензию на элегантность, тащить ее с собой в ближайшее кафе.

В марте этого года Globalstar ввела в действие свою спутниковую телефонную службу в духе Iridium, которая могла бы заинтересовать многих, если бы местные операторы предложили лучшую систему тарифов. Для доступа к спутниковой сети используется телефон фирмы Qualcomm, работающий в трех режимах и поддерживающий аналоговую и спутниковую связь, а также цифровую службу CDMA (Code Division Multiple Access). Стоимость спутниковой связи включает в себя роуминг по цене от $1,39 до $1,79 плюс международный тариф, который зависит от конкретного места.

Чтобы эта служба могла конкурировать с операторами сотовой связи, три вида ее услуг должны предусматривать и три варианта расценок. При переключении аппарата между CDMA, аналоговой связью и спутниковыми сетями соответственно должны переключаться тарифы за его использование. AT&T сумела привлечь клиентов однородными расценками без оплаты роуминга, и если Globalstar рассчитывает расширить сотовые службы за пределы зон действия вышек связи, ей следует равняться на этот опыт.

Сумеет ли Globalstar добиться успеха там, где потерпела неудачу Iridium? Сообщите ваши соображения по адресу: michael_caton@zd.com.

Не так уж много людей работает на полюсе или отдыхает на необитаемом острове, чтобы окупить создание Iridium

Версия для печати