+
ГИС
Ольга Блинкова, Михаил Хандрос
Перед натурным изучением линейки геоинформационных систем “ПалмГИС”, предназначенных для навигации по Москве и работающих на компьютерах класса Palmtop под управлением Windows CE и EPOC 32, а также на ноутбуках и настольных компьютерах под управлением Windows 95/98/NT, один из авторов этой статьи долго плутал дворами, лавируя среди мусорных баков. “Ах, если бы у меня был карманный компьютер с картой Москвы и GPS к нему”, - думал этот автор, пробираясь на высоких каблуках вдоль длинного забора и напряженно вглядываясь вдаль, пытаясь отыскать офис компании “Киберсо” (www.kiberso.glasnet.ru), которая, собственно, и занимается разработкой подобных геоинформационных систем. Необходимо заметить, что кроме “Киберсо” в секторе рынка ГИС для Windows CE замечены еще две российские компании: “Геоцентр Консалтинг” и Zax HiTech. Первая из них является разработчиком известного семейства ГИС LaserMap (http://members.tripod.com/lasermap/index.html), в который входят LaserMap для DOS, Windows 95/98/NT и Windows CE. Интересно, что геоинформационные продукты LaserMap использовались в проекте “Путеводитель по Москве и Московской области” (www.77.ru), где можно найти карту Москвы с указанием мест, где часто возникают автомобильные пробки.
Компания “Киберсо”, чье название расшифровывается как “КИБЕРнетика Среды Обитания”, была создана в 1991 г. бывшими военными картографами, с одной стороны, и специалистами авиационной промышленности, с другой. Таким образом, основатели “Киберсо” были в первых рядах тех, кто начинал заниматься в России цифровой картографией, и, в частности, раньше многих обратили внимание на ее коммерческие перспективы.
Карта Москвы в системе “ПалмГИСGPS”
Среди наиболее известных проектов компании можно назвать систему информационной поддержки ГИБДД-ГИС. Эта территориально-распределенная система состоит из клиентских мест, расположенных в дежурных частях окружных отделов ГИБДД, и сервера в управлении. Из дежурных частей информация передается в управление и там, у дежурного, отображается на карте города, на которую нанесены все посты - как обычные, суточного дислоцирования, так и специальные, использующиеся в операциях “Перехват” и “Сирена”. На основе этой информации дежурная часть оперативно реагирует на происшествия: при вводе местоположения происшествия автоматически вычисляется, в зону ответственности какого подразделения входит точка и каким маршрутом туда лучше добираться. Кроме того, в рамках системы решаются задачи маршрутизации - например, планируются объезды постов.
Кроме этой системы “Киберсо” разработала УВД-ГИС и ЭКИПАЖ-ГИС - геоинформационную систему управления патрульными автомобилями вневедомственной охраны. А в настоящее время создается система для управления рекламой и информацией города Москвы. Щелчок мышью на значке на карте позволяет узнать, что расположено на соответствующем рекламном или информационном щите, - даже и проезжать мимо не надо, знай дави на клавиши.
Для карманных компьютеров компания создала линейку из трех навигационных продуктов: “ПалмГИС”, “ПалмГИС+” и “ПалмГИСGPS”. Первая из этих систем - картографический вьюер с информационно-поисковыми возможностями. В “ПалмГИС+” добавлены возможности маршрутизации, а “ПалмГИСGPS” взаимодействует с GPS-приемником и отображает передвижения пользователя на карте.
Линейка систем “ПалмГИС” работает с выполненной по результатам аэрофотосъемки картой Москвы масштаба 1:10 000, к которой привязаны более 40 различных баз данных - выходы станций метро, детские сады, аптеки, почтовые отделения, прачечные, рынки, химчистки, школы, достопримечательности, банки, больницы, гостиницы, железнодорожные платформы и другие подобные объекты. Основные функциональные возможности системы стандартны для любого вьюера. Отличает систему возможность маршрутизации, причем при планировании маршрутов используется информация ГИБДД. Для разработки маршрута используется граф, соответствующий дорожной сети. Каждому из ребер графа поставлена в соответствие информация о состоянии дороги на этом участке, причем пользователь может редактировать ее самостоятельно.
По словам Олега Лахно, генерального директора компании “Автокомпас”, партнера “Киберсо”, в ближайшем будущем необходимость в самостоятельном редактировании графа отпадет. Суть проекта заключается в следующем. В центре, организованном компанией “Автокомпас”, концентрируется актуальная дорожная информация - пробки, ограничения движения. По каналам пейджинговой связи изменения в графе, используемом для навигации, передаются клиентам. “Мы добились того, что можем распространить информацию о проблемах на дороге в радиусе 100 км вокруг Останкинской телебашни в течение 30 секунд. Дорожный центр передает изменения графа, делающие его актуальным, каждые 15 мин. В результате маршруты проходят мимо проблемных мест. Для передачи данных в карманный компьютер по пейджинговому каналу используется PC-Pager российской разработки. Информация о ситуации на дорогах предоставляется ГИБДД”, - рассказал г-н Лахно.
Возвращаясь к линейке продуктов “ПалмГИС”, интересно заметить, что маршрут словесно дублируется фразами типа “на третьем перекрестке улицы - налево, а на втором перекрестке - направо”. Видимо, сделано это для того, чтобы пассажир, сидящий рядом с водителем, мог диктовать, куда ехать. Пока эта особенность - основное отличие навигационной системы компании “Киберсо” от некоторых продвинутых западных аналогов (см. PC Week/RE, № 2/2000, с. 24), в которых пассажир, умеющий читать, не является обязательным элементом.