Тема инвестиций в российские компании очень заинтересовала наших читателей. Предлагаем вашему вниманию беседу главного редактора еженедельника Эдуарда Пройдакова с генеральным директором фирмы ru-Net Holdings Жаном-Мишелем Брауном (Jean Michel Brown) и вице-президентом по развитию бизнеса Джейсоном Даунсом (Jason Downes).
Жан-Мишель Браун
PC Week: Что собой представляет компания ru-Net, в чем ее миссия и ее видение бизнеса?
Ж.-М. Браун: Холдинг ru-Net Holdings был создан в феврале 2000 г. для управления инвестициями в Интернет-компании России и СНГ. Он основан двумя крупными финансовыми группами - “Объединенной финансовой группой”, это один из лидирующих на московском рынке инвестиционных банков, и Baring Vostok Capital Partners (BVCP), руководящей тремя фондами, занимающимися прямыми инвестициями. Эти две структуры создали ru-Net, участвовали в его капиталах, привлекая инвесторов из Америки, в том числе крупные инвестиционные фонды из Нью-Йорка и Бостона, такие, например, как Rex Capital.
Миссия ru-Net Holdings - участвовать в качестве инвестора в ряде выдающихся проектов в сфере Интернета в России и СНГ. Нужно отметить, что ru-Net вкладывает в эти проекты не только деньги. Мы считаем, самое главное - это участие компетентных менеджеров в процессе развития наших инвестиций. Сегодня в ru-Net работает команда из десяти очень опытных менеджеров в сфере маркетинга, финансов, юриспруденции и технологии. Они могут поддерживать компании, в которые мы вкладываем деньги, в тех областях их деятельности, где они сами недостаточно сильны. Ясно, что все компании холдинга - не просто пассивные инвесторы, вложившие маленькие суммы в крупные проекты. Они вкладывают большие суммы и очень активно участвуют в развитии стратегии и менеджмента этих компаний. И ясно, что у тех компаний, в чьей деятельности мы участвуем, есть преимущества на рынке. Например, многие Интернет-компании - это маленькие компании, которым нелегко решать кадровые и маркетинговые вопросы. А ведь они должны это делать очень быстро, чтобы закрепить свою позицию на рынке. В то же время им приходится бороться с постоянно возникающими новыми конкурентами. Мы должны опекать руководство этих компаний и взять на себя многие функции, если не стратегические, то все равно очень критичные, для того чтобы наши подопечные сумели в полную силу реализовать свои главные направления.
PC Week: По каким критериям вы отбираете компании для инвестирования? Что является первостепенным, что менее важным?
Ж.-М. Б.: Критериев несколько. Первый. Нам очень важно участвовать в деятельности компаний, либо уже сегодня лидирующих, либо обладающих потенциалом, чтобы стать лидерами в своем секторе. Второй. Мы намерены инвестировать только в те компании, руководству которых безусловно доверяем, ведь, инвестируя в проекты, мы в конечном счете вкладываем деньги в людей. И третий. Очень важно, чтобы у нас была ясная картина экономической модели этих проектов. Это не означает, что компания должна завтра же начать приносить деньги, но и мы, и группа людей, участвующих в данном проекте, должны четко и ясно представлять, как в ходе проекта будут развиваться те инвестиции, которые мы в него сделаем.
Есть дополнительные моменты, связанные со вторым и третьим пунктами. Очень важно, чтобы руководство фирмы было в одной упряжке с нами, так как мы намерены строить длительные проекты. Нам не нужны короткие спекулятивные проекты. Сегодня очень легко написать бизнес-план, где с первой строки видно, что будет сделан суперпрекрасный, уникальный сайт. Но весь вопрос в том, можно ли вырастить на этом проекте крупную компанию, которая будет долго жить и развиваться.
Прежде чем назвать другие критерии, которыми мы руководствуемся при инвестировании, следует поговорить о секторе действия Интернета, рассказать о том, в каких секторах мы участвуем. Существуют две стороны: одна - это то, что видит пользователь Интернета, - вертикальные сайты, сообщества, коммерция. Но есть другая сторона, та “кухня”, которой пользователь не видит. Здесь все, что нужно для деятельности коммерческого сайта, вся технология и инфраструктура - логистика, производство медиа-контента, телекоммуникации, распознавание речи, безопасность и администрирование. То, что не должно быть видно, но что необходимо поддерживать.
PC Week: Хорошо, возьмем такой случай. Вы нашли интересную фирму или команду, но для них тоже очень важны условия получения инвестиций. Существуют ли какие-то типовые условия или каждый раз идут переговоры и вырабатывается конкретная программа?
Ж.-М. Б.: Общие схемы ведения переговоров существуют, но потом, и это естественно, ведь это жизнь, к разным фирмам применяются разные подходы.
PC Week: На самом деле гарантии нужны обеим сторонам, поэтому хотелось бы узнать, какие организационные формы при инвестировании в фирмы гарантируют вам возврат вложений. Что это? 50% акций, места в руководстве, патенты или что-то еще?
Ж.-М. Б.: Что касается имущества, мы, конечно, ищем проекты, которые нам дадут возможность стать совладельцем, соучредителем компании. И для нас очень важно, чтобы наши интересы и интересы руководителей той компании, куда мы вкладываем средства, совпадали. Мы очень часто требуем, чтобы все мероприятия, все действия менеджеров были подчинены задачам проекта, в который мы инвестируем средства. У нас не принято, чтобы руководители той компании, куда мы вкладываем средства, имели какой-то другой бизнес, потому что вложения идут в людей и нам очень важно, чтобы эти люди на все сто процентов фокусировали свое внимание на наших с ними общих проектах.
Если же говорить о денежной стороне нашего участия в компании, то здесь вопрос сложный. Имеет значение и то, какого капитала требует компания, сколько денег ей нужно для реализации своих планов развития. Важен также вопрос стоимости, оценки самой компании. Кроме того, имеет значение, как высоко мы оцениваем потенциал ее руководства, насколько мы уверены в его способности успешно развивать проект, полностью его контролируя, и как долго нужно будет продолжать финансировать компанию.
PC Week: Если какая-то российская компания уже существует, как вы обычно поступаете: совместно с ней создаете новую компанию для выполнения проекта или договариваетесь об инвестициях в существующую?
Ж.-М. Б.: Думаю, нет смысла каждый раз конструировать новую компанию. Есть процесс инвестирования. На первом этапе ведутся переговоры с хозяевами, они нам рассказывают о своей компании, мы изучаем базовую информацию и вместе приходим к решению о том, сколько денег на ее развитие требуется и сколько сама она стоит. Когда мы договорились на этом этапе, начинается следующий: мы подробно вникаем во все действия компании, анализируем в деталях, все ли так, как нам рассказывали, существует ли структура, с которой можно работать. Мы очень глубоко изучаем все юридические вопросы, связанные с деятельностью компании. Бывают интернетовские компании, чьи руководители настолько сконцентрировались на развитии своих сайтов, своих команд, что очень мало внимания уделяют юридическим проблемам, так что их документы порой требуют переоформления. Поэтому мы вместе с руководством создаем юридически чистую новую структуру и уже на ней строим будущее компании. Если компания с юридической точки зрения сильно запущена, то мы приходим со своим юристом и быстро и спокойно помогаем налаживать дела. Обычно руководители компании этому очень рады, потому что не в состоянии сами детально проанализировать все юридические сложности. То есть ru-Net участвует в развитии компании с самого начала, помогая ей решить все юридические вопросы.
PC Week: Американский Интернет-бизнес построен на ценных бумагах, на стоимости акций компании и т. д. В России такого рынка пока нет - как же в этом случае возвращать деньги инвестору?
Ж.-М. Б.: Я бы сказал, что Интернет мало чем отличается от других сфер экономики. Сегодняшние Интернет-фирмы можно сравнить со вчерашними телекоммуникационными фирмами, с позавчерашними нефтяными, т. е. для Интернета наступил период, когда люди начинают понимать, что пришло время вложить деньги. Люди верят, что через некоторое время эти вложения начнут приносить большую прибыль, станут очень рентабельными. То есть следует считаться с фактором времени. Конечно, на американском рынке процесс капитализации весьма эффективно осуществляется через ценные бумаги. Но в России этот процесс тоже уже существует. Есть фирмы, которые выпускают ценные бумаги, и люди участвуют в их деятельности своим капиталом, скажем в телекоммуникационных компаниях. Я знаю телекоммуникационные компании, которые создавались здесь, в России, с нуля. Десять лет назад все очень сильно сомневались в их судьбе. Однако все обошлось+
Конечно, в России инвестиции связаны с большим риском, но и отдача большая+
PC Week: Считаете ли вы политическую ситуацию в России достаточно стабильной для инвестиций?
Ж.-М. Б.: BVCP работает в России уже шесть лет, я лично работаю здесь десять лет. В 1998 г. BVCP пережила вместе со всеми такой политический кризис, когда невозможно было понять, кто будет через год руководить вашей страной, и одновременно пережила страшный кризис с рублем. Это была ситуация, когда само понятие “экономика” исчезло. Мы испытали очень много, но продолжали работать и добавлять фонды. Сейчас под управлением BVCP находится около 200 млн. долл. Конечно, сегодня ситуация значительно лучше, чем два года назад. Российская экономика - это крупная реальная экономика, которая существует, живет, преодолевая сильные кризисы, и мы считаем, что она растет и укрепляется. На фоне всех этих политически-экономических волн медленно идет очень важный процесс. Постоянно расширяется слой менеджеров, ориентирующихся в моделях рыночной экономики, появляются все более и более компетентные люди в руководстве компаний. Восемь лет назад было невозможно найти толкового директора по маркетингу или финансового директора. Сегодня существует очень широкий рынок таких специалистов. Думаю, что с каждым годом экономические условия будут улучшаться. И уж если раньше, когда условия были значительно хуже, мы не прекращали заниматься инвестированием, то сейчас мы будем инвестировать российские компании все больше и больше.
PC Week: Что, на ваш взгляд, необходимо для большего стимулирования инвестиций в экономику страны?
Ж.-М. Б.: То есть как бы наши советы для Путина+
PC Week: И для Думы тоже.
Джейсон Даунс
Д. Даунс.: Недавно я был на конференции в Лондоне, где также присутствовали представители российских компаний. Мое выступление во многом повторило сообщения российских менеджеров, которые говорили о том, как много энергии приходится затрачивать, чтобы обойти препоны, связанные с налогообложением, как трудно преодолеть российскую бюрократию, заваливающую фирмы подготовкой сугробов никому не нужной отчетности, как много барьеров, мешающих сделать хотя бы шаг. Поэтому вашему руководству прежде всего нужно упростить все организационные процессы, сделать так, чтобы было меньше бюрократии для малых и средних компаний. История показывает, что люди идут заниматься бизнесом туда, где им легко заниматься. То же самое относится и к инвесторам. Они идут туда, где легко развивать бизнес и где легко расти компаниям.
PC Week: Каким вы видите российский Интернет-рынок, насколько он привлекателен, насколько быстро растет?
Д. Д.: Я считаю, что рынок Интернета в России растет очень быстро. Что касается вливания капитала, то есть мы, есть другие компании, которые вложили в него весьма солидные суммы. Сейчас некоторые крупные национальные компании, например “Мост-медиа” и ГУТА-банк, начинают непосредственно вкладывать средства в Интернет. И что характерно, в российский Интернет начинают вкладывать деньги большие зарубежные Интернет-компании.
PC Week: Является ли электронная коммерция для вас более важным объектом для инвестирования, чем остальные направления бизнеса?
Д. Д.: Мы обращаем внимание не на рынок, а на компании, которые будут формировать этот рынок. То есть нас интересуют те, кто продает лопаты, а не те, кто будет ими копать землю.
PC Week: На что стоит обратить внимание российским компаниям, ищущим инвесторов?
Д. Д.: На маркетинговое преимущество. Сильное преимущество дает ведущее положение на рынке технологий. Например, мы очень внимательно рассмотрели компанию, считающуюся главным конкурентом фирмы Яndex. У Яndex была уникальная поисковая система, которая давала ей преимущество в этом секторе и которую было очень сложно повторить. Это и решило вопрос в ее пользу.
PC Week: Известно, что бизнес в Интернете очень легко копируется.
Д. Д.: Да, идею легко копировать. Но ключевой момент - это исполнение. К нам приходят по два-три бизнес-плана в день. Иногда идея очень хороша, но должна быть не только идея, но и хорошая команда. Если у вас есть хорошая идея, я гарантирую, что у кого-то есть точно такая же. Например, Amazon был не первым Интернет-магазином, продававшим книги, - он был десятым. Но у них оказалось самое лучшее исполнение, и они быстрее всех выросли.
PC Week: А как понять, что у фирмы хорошая команда? Как ее оценить?
Д. Д.: Если бы это было так легко! Есть много факторов: первая встреча с менеджерами компании, их умение четко и ясно объяснить, как они будут выполнять свой бизнес-план. Нужно посмотреть, что они уже сделали, как работают, как развивалась компания, какой они принесли проект. Важно, чтобы то, что они принесли нам, было не просто бумагой. Гораздо ценнее, если они собрали свой капитал и сами что-то делают. Тогда эта компания стоит намного больше, чем та, что просто сидит и ждет. То есть мы ищем компании, которые уже начали работать. Это показывает, что они верят в свои идеи, в то, во что вложили свои средства. И мы готовы в инвестировать в них больше, так как они будут стремиться довести начатое до значительного результата.
Пять принципов инвестирования
- Инвестируйте в лидера
Перед тем, как принять решение об инвестициях в тот или иной проект, необходимо проделать большую работу по исследованию рынка. Конечно, каждый инвестор хочет, чтобы та компания, в которую предполагается вкладывать деньги, была лидером в своей области или имела потенциал стать лидером.
Сейчас на рынке много небольших, но очень перспективных фирм.
- Реальный бизнес-план и ясная экономическая модель
Каждый день создаются компании, которые нуждаются в инвестициях. Но при общении с этими компаниями инвесторы сталкиваются с проблемами.
Во-первых, многие предприниматели не понимают, что такое бизнес-план, и представляют инвестору пустую работу на 20 листах с описанием компании и ее структуры, тем самым провоцируя его на отказ.
Во-вторых, необходима четкая экономическая модель. Предприниматель должен ясно видеть все экономические и бизнес-процессы и отразить их схемы в бизнес-плане.
- Сильный и опытный руководящий состав
Каждая инвестиционная компания обращает внимание на качество команды менеджеров той фирмы, куда делаются инвестиции, ее общие навыки и опыт работы в отрасли.
- Возврат инвестиций
Один из самых важных моментов - возврат вложенных денег и расчет сроков возврата.
- Разумная оценка
Зачастую мы все сталкиваемся с проблемой разумной оценки какого-либо проекта. Психология человека такова, что, даже если проект не стоит и ломаного гроша, автор бьет себя кулаком в грудь и уверяет всех, что его работа самая лучшая. Предприниматели должны четко и здраво рассудить, насколько проект готов к вложениям, какую прибыль он принесет, какую отдачу получит инвестор от своих вложений.
Жан-Мишель Браун, генеральный директор ru-Net Holdings Ltd.