НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ
Смогут ли электронные магазины восстать из пепла? Потрепанные инвесторы скорее всего просто посмеются над таким предположением, но нельзя забывать, что у обитателей Уолл-стрита короткая память. Мне кажется, что это обязательно произойдет, и вот почему.
Джон Додж
Инвесторы уже предсказывали день смерти старой экономики: она должна была наступить в феврале. Крупные индустриальные компании так долго боролись только за прибыль, что напрочь позабыли обо всем остальном. Но в прошлом году фондовую биржу захватили сетевые магазины и высокотехнологичные компании и новая экономика торжествовала победу. И как все изменилось за какие-то три месяца! Объемы новой экономики в столь короткий срок сократились наполовину, а то и на три четверти.
Промышленники же нисколько не пострадали. Более того, они укрепили свои позиции и вновь оказались в почете. Даже те, кому очень хочется работать в электронном магазине, всерьез задумываются: а стоит ли менять надежность скромного заработка и привычных льгот на весьма неустойчивую прибыльность новой экономики?
Мало кто сомневается, что Web-бизнес достиг сегодня низшей точки падения. Авторитет Интернета серьезно подмочен недавними эпидемиями почтовых вирусов. Любителей музыки отпугивают судебные иски к Napster.com, предъявленные Metallica.boo.com, drkoop.com, CraftShop.com, toysmart.com, living.com и другими компаниями - их следствием вполне может стать банкротство этой фирмы или по крайней мере предельное истощение ее финансовых ресурсов. Теперь мы знаем, что чувствовали золотоискатели, оставшись без денег и еды. Кажется, будто грядет конец электронной торговли.
Но бояться этого не стоит. Интернет просто набирается сил перед очередным рывком. Вдумайтесь в цифры: MediaOne уже охватила своей широкополосной службой доступа в Сеть 8,5 млн. домов. А RealNetworks каждый день обретает 200 тыс. новых пользователей своего проигрывателя RealPlayer.
Нам еще предстоит познакомиться с прогнозами рождественской торговли, которые обычно публикуются после 30 мая. Однако уже сейчас можно слышать, что уровень продаж может легко превзойти отметку в 10 млрд. долл., тогда как в прошлом году эта цифра составляла всего 6 млрд.
Но есть и кое-что поважнее гигантских цифр. Я имею в виду пример Amazon. com, задающей стандарты не только для электронных торговых центров, но и для традиционных розничных магазинов.
Да-да, Amazon.com всегда удавалось удовлетворять потребности своих клиентов, и фирма осталась верна этой традиции даже после небывалого падения ее акций в прошлом году. Этот онлайновый магазин уже успели по достоинству оценить крупные розничные торговцы, в том числе и Service Merchandise. Когда последняя затоварилась, ей удалось успешно распродать свои запасы на аукционах Amazon.
Что ж, второстепенные электронные магазины потерпели крах. Многие из них вполне могли выжить, но им не хватило времени на реализацию своих планов. У других же подобных компаний ощущался дефицит идей. В начале июня основатель фирмы Lotus Митч Кейпор, выступая в Гарвардском университете на конференции “Интернет и общество - 2000”, заявил: “Пик страстей по поводу Интернета миновал, и маятник возвращается в среднее положение”. Но ведь маятник никогда не останавливается посередине, и, следовательно, вскоре нужно ожидать нового подъема.
Канули ли в Лету горячие деньки, когда котировки акций электронных магазинов взлетали до небес? Пишите мне по адресу: john_dodge@ziffdavis.com.