ПЕРСПЕКТИВЫ
Как уже сообщалось (см. PC Week/RE, № 21/2000, с. 1), Крейг Барретт, президент и главный исполнительный директор Intel, выбрал Россию наряду с Ирландией, Финляндией, Швецией,Германией и Францией для своей очередной миссионерской поездки, что само по себе достаточно показательно.
Крейг и Барбара Барретт и Виктор Садовничий (справа) твердо убеждены, что
граждане, имеющие доступ к Сети, обладают определенными преимуществами
перед теми, кто еще не почувствовал прелестей “Всемирной паутины”
Интересно отметить, что во время своих выступлений перед промышленниками и коммерсантами (в здании Президиума Российской академии наук), журналистами (там же) и студентами (в МГУ им М. В. Ломоносова) г-н Барретт практически ничего не сказал о микропроцессорах, доход от продажи которых является основным источником развития корпорации. Возможно, тем самым он хотел изменить имидж Intel как фирмы, производящей микропроцессоры, на имидж поставщика кирпичиков для Интернет-экономики (уже сейчас в прайс-листе корпорации значатся десятки наименований адаптеров, сетевых продуктов для малого бизнеса, маршрутизаторов, коммутаторов и концентраторов). По другой версии, основная цель его визита в Россию состоит в том, чтобы убедить промышленников и коммерсантов не сидеть сложа руки и не ждать у моря погоды, то бишь отечественного законодательства, благоприятного для развития Интернет-экономики, а действовать, действовать и еще раз действовать. Ведь технологии развиваются гораздо быстрее, чем законодательные системы. Поэтому производители, чтобы их продукция была востребована, должны проявлять определенную инициативу. В частности, бороться за то, чтобы электронные сделки имели точно такой же статус, как и “бумажные”.
Вполне вероятно, что для многих речи главы Intel не были откровением, но ведь вес слов определяется не только их информационным наполнением, но и тем, кем эти слова сказаны. В этом плане значение визита г-на Барретта в нашу страну трудно переоценить.
Как и ожидалось, из здания Президиума РАН г-н Барретт в сопровождении своей супруги Барбары Барретт направился на Воробьевы горы, где на специальном заседании Ученого совета, которое проходило под председательством ректора МГУ Виктора Садовничего, ему “в знак признания выдающихся заслуг в деле разработки компьютерных и Интернет-технологий, а также той роли, которую он играет в укреплении международного сотрудничества в области образования”, было присуждено звание почетного профессора Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и вручены соответствующие регалии.
“Для меня это большая честь, и я постараюсь оправдать оказанное мне доверие. Однако я чувствую себя несколько смущенным, поскольку забыл почти все, чему меня в свое время учили”, - скромно заметил выпускник, а затем и преподаватель Стэнфордского университета, доктор наук в области материаловедения, обладатель золотой медали имени Харди, присуждаемой Американским институтом инженеров горной и металлургической промышленности, член Национальной инженерной академии США, член Ассоциации полупроводниковой промышленности США и Национальной комиссии по естественнонаучному и математическому образованию XXI века, автор более 40 технических статей по влиянию микроструктуры на свойства различных материалов.
Дав членам Ученого совета МГУ полагающуюся в таких случаях “Клятву верности идеалам науки” и расписавшись в книге почетных посетителей, президент и главный исполнительный директор Intel вышел к студентам.
Выступая перед ними, он сказал: “В каждой из стран, где мне довелось побывать в ходе нынешнего турне, я спрашивал бизнесменов и чиновников: "Какие ограничения вы видите на пути практического применения достижений науки и техники?". И мне говорили примерно одно и то же: "Нам не хватает опытных ученых, инженеров и предпринимателей". Вывод из этого один - учитесь, и ваши знания не пропадут. Они обязательно будут востребованы”. Примером такой востребованности является открытие в Нижнем Новгороде Центра разработки программного обеспечения, где будут заняты свыше ста местных специалистов (это событие было приурочено к визиту г-на Барретта в нашу страну).
Здесь следует отметить, что лаборатории Intel по разработке компьютерных программ (Microcomputer Software Labs, сокращенно MSL), входящие в состав Группы развития архитектуры Intel (Intel Architecture Group), используют в своей деятельности внештатных сотрудников из числа нижегородских программистов уже около семи лет. С открытием российского Центра разработки программного обеспечения эти специалисты стали штатными сотрудниками Intel. Теперь, работая в составе компании, они смогут полностью сосредоточиться на дальнейшем совершенствовании высокопроизводительной программной базы Intel, которая представляет собой собрание программных библиотек в таких областях, как цифровая обработка сигналов, распознавание речи, обработка изображений, линейная алгебра, создание мощного графического процессора трехмерных объектов и комплекта инструментальных средств разработки программного обеспечения (Software Development Kit, или SDK) для 64-разрядных процессоров Itanium, массовый выпуск которых начнется в текущем году.
На начальном этапе своей деятельности российский Центр разработки программного обеспечения будет обслуживать разработчиков Группы развития архитектуры Intel и Группы сетевой и коммуникационной продукции (Network Communications Group). В дальнейшем специалисты центра станут взаимодействовать и с рядом других подразделений Intel. Предполагается, что в ближайшие три - пять лет число сотрудников нового центра Intel вырастет до пятисот человек.
Но вернемся к визиту уважаемого гостя. Отметив высокий образовательный уровень россиян и необходимость использования этого уровня в интересах развития общества, г-н Барретт сказал: “Не секрет, что многие западные страны вынуждены импортировать "белые воротнички", поскольку их вузы не могут обеспечить подготовку необходимого количества высококвалифицированных специалистов. Поэтому нам необходимо всеми способами возбуждать в молодых людях энтузиазм, чтобы они стремились получить университетские дипломы, а потом добиться успеха на благо всего общества, на благо экономики, на благо развития науки. Технологии развиваются настолько быстро, что очень тяжело предсказать те изменения, которые произойдут в ближайшем будущем. Не исключено, что в течение ближайших 15 лет мы увидим конец развития кремниевых интегральных схем (в том виде, в котором они существуют сегодня), связанный с физическими ограничениями. И вполне возможно, что именно в этой аудитории присутствуют те, у кого возникнет идея, как изготовить следующее поколение микропереключателей, которые позволят сделать более мощные и в то же время более миниатюрные устройства - квантовые, фотонные, органические и т. д. Сейчас никто не представляет, какие технологи придут им на смену. Но в этом-то и кроется научный интерес. Нет большего удовольствия для истинного ученого, чем проводить исследования, выдвигать гипотезы и убеждаться, что эти гипотезы верны. Но ни один отдельно взятый университет и ни одна отдельно взятая компания не могут решить всех проблем, стоящих перед обществом. Понимая это, мы взаимодействуем с университетами практически всех стран, а также имеем программы работы с учреждениями, дающими начальное и среднее образование (общая стоимость этих программ - около 125 млн. долл. в год). Ведь будущее зависит от того, насколько хорошо наше общество сможет обеспечить подготовку молодых людей в области математики, науки и инженерного дела”.
Г-н Барретт абсолютно прав. Как жаль, что в России не так много преуспевающих фирм, президенты которых думают не только о сиюминутной прибыли, но и о перспективах развития общества.
Взрыв неминуем!
По мнению г-на Барретта, взрывного роста Интернет-экономики следует ждать тогда, когда число пользователей Сети достигнет 10-20% от общей численности населения. В нашей же стране приобщенных ко “Всемирной паутине” пока всего около 2%. Но ждать осталось недолго: ведь каждый год число “Интернет-жителей” РФ удваивается (в масштабах планеты с 1995 г. каждые пять лет число пользователей Сети увеличивается в 10 раз)!
Однако вызывает тревогу ситуация, сложившаяся в отечественных учебных заведениях. По данным International Association of Education, в настоящее время лишь 3% российских школ имеют доступ к Интернету, а 70% из них вообще не собираются (вероятно, из-за отсутствия средств. - Прим. ред.) подключаться ко “Всемирной паутине” в ближайшее время.