Антикризисный менеджмент (им сейчас занимаются многие управляющие и специалисты компаний) предполагает пересмотр статей расходов. В результате этого процесса нередко вспоминают о таких возможностях известных технологий, на которые в благополучные времена просто не обращали внимания. Например, для снижения издержек в сфере обеспечения безопасности бизнеса можно с успехом применять пейджер.
Кому и почему это выгодно?
Обслуживание пейджера в “правильной” пейджинговой компании сейчас обойдется в среднем в 11-12 долл. в месяц. Основная причина такой цены состоит в дороговизне содержания качественной “человеческой” операторской службы. Однако далеко не всем абонентам и не всегда она действительно необходима. Ведь посылать сообщения на пейджер можно через Интернет, с использованием тонового набора или модемного входа. Стоимость “бесчеловечного” обслуживания одного пейджера в Москве и Санкт-Петербурге сейчас составляет всего 3 долл. в месяц. За эти деньги клиент вправе отправлять сообщения через Интернет, на тоновый и модемный входы оператора, но не может обращаться к услугам операторской службы.
Недорогое оперативное оповещение о событии клиента имеет смысл использовать руководству компаний, диспетчерским службам транспортных предприятий, аварийным и охранным службам. Но в этой статье мы более подробно рассмотрим преимущества, которые при выбранном подходе могут получить системные администраторы и инженеры при дистанционном и оперативном управлении процессами и событиями в локальных сетях.
Можно назвать две основные причины целесообразности применения “маленького связного” как средства уведомления о возникновении различных критических ситуаций. Во-первых, это дешевизна пейджингового обслуживания, причем абонентная плата не зависит от количества полученных сообщений. Это дает возможность абоненту четко планировать бюджет - как свой, так и компании. Во-вторых, пейджер является устройством документальной электросвязи - он хранит всю принятую информацию вне зависимости от ее объема до тех пор, пока владелец не уничтожит ее вручную.
Отметим, что при покупке контракта “с операторской связью” все услуги по пересылке сообщений через Сеть, модемные входы и тоновый набор также предоставляются. Теперь рассмотрим конкретные примеры того, как можно заставить совместно работать узлы локальной сети и пейджер системного администратора.
Воспользоваться готовым?
Создатели компьютерной периферии изначально предусмотрели возможность интеграции ПК и пейджера. Существуют готовые программные продукты, которые уже имеют соответствующие функции, надо только поработать с их настройками.
Стандартом де-факто для передачи сообщений по модему от абонентов на пейджинг-терминалы является протокол TAP (Telocator Alphanumeric Protocol), также известный, как IXO/TAP (IXO - название от фирмы Motorola, которая его разработала, а TAP - это название, под которым он был стандартизирован).
Маленький пейджер на службе у большого сервера
Примеров удачной и удобной реализации протокола TAP в компьютерных периферийных устройствах и программных системах множество. Один из них - программа Delrina WinFax Pro для Windows 95/98/NT. Она позволяет посылать на пейджер уведомление о приеме факса на факс-модем. Такие же действия выполняет HylaFax - аналог Delrina для Unix-систем разных типов. Возможности использования пейджера для сигнализации о проблемах в силовой сети заложены в программных комплексах PowerShute для источников бесперебойного питания производства компании APC. Некоторые сервисные программы, выполняющие мониторинг серверов под операционными системами Novell и Sun, также могут обращаться к системным администраторам при помощи пейджинг-сообщений.
Есть и российские разработки. В компании RadioPage для организации системы удаленного мониторинга по вышеупомянутому протоколу совместно с системными администраторами МГУ был создан диагностический агент для платформы Sun, успешно действующий в локальной сети университета.
Законченные решения на базе пакета QuickPage компании RadioPage реализованы в отделе автоматизации торгового дома Dial Electronics и в компании “Московский международный телеграф”.
Услуга пейджинговой компании “Альфаком” предназначена для администраторов локальных сетей, работающих под управлением Novell NetWare и защищенных от вирусных атак пакетом “Лаборатории Касперского” AntiViral Toolkit Pro. Эта услуга предусматривает оповещение администратора локальной сети о заражении сервера вирусом. Алгоритм таков: при обнаружении вируса антивирусный пакет связывается с сервером коммуникаций локальной сети, используя стандартные функции Novell NetWare. Там сообщение о заражении с помощью клиентской части пейджинг-оператора по модему передается на модемный вход пейджинг-оператора, после чего администратор сети получает сигнал тревоги.
Оператор “Вессо-Линк - Единая Пейджинговая” и компания RPI в конце 1999 г. завершили создание комплекса оповещения системных администраторов о критическом сбое серверов Compaq. Идея оповещения довольно проста: стандартное ПО Compaq Insight Manager, непрерывно сканируя состояние компьютера, определяет сбой или грядущую возможность такого сбоя. При возникновении критической ситуации Compaq Insight Manager отправляет сообщение с описанием проблемы через почтовую службу на пейджер либо на мобильный телефон как SMS-сообщение. Подобная функция уже давно реализована на серверах Compaq, но, к сожалению, до последнего времени было довольно сложно использовать ее в России, поскольку пейджинговые операторы не предоставляли вообще или осуществляли не в полном объеме услуги автоматической отсылки текстовых сообщений через Интернет (см. PC Week/RE, № 34/99, с. 16. - Прим. ред.).
Очевидно, что для работы всех вышеперечисленных систем необходим пейджинг-провайдер, который имеет модемный или тоновый вход на свой центральный терминал. У большинства провайдеров они есть, но все же следует уточнить существование и доступность такового перед выбором оператора.
Или сделать самому?
Если функциональность предлагаемых систем вас не удовлетворяет, то создание сигнальной системы придется поручить собственным специалистам. Написать утилиту, посылающую через модем на пейджер извещения о различных событиях, происходящих на узлах сети, относительно несложно. Описание протоколов IXO/TAP находятся по адресам: http://www.mot.com/MIMS/MSPG/Special/explain_paging/ptoc.html; http://mirror.lcs.mit.edu/telecomarchives/technical/ixo.tap.protocol.
Есть ли примеры успешной разработки уникальных систем, “заточенных” под потребности конкретной компании? Есть!
Ниже приведено описание решения, присланное Вадимом Панферовым, системным администратором одной из московских инженерных компаний.
Эта компания совместно со специалистами “Вессо-Линк - Единая Пейджинговая” создала простой способ отправки на пейджер предупреждений о неполадках в локальной сети по модему через TAP-вход. Сейчас система предупреждений работает в ЛВС со 150 компьютерами и в информационном центре с 8 серверами. Благодаря ее внедрению значительно улучшено качество сетевых услуг за счет снижения времени реакции сетевых администраторов и снижены затраты на эксплуатацию ЛВС.
Изначально схема предполагалась такой: cтанция сетевого управления (Windows NT 4.0 Workstation), на которой круглосуточно функционирует соответствующий программный продукт (сейчас используется IPSwitch WhatsUP Gold 4.0), настраивается таким образом, чтобы для конкретных устройств/подсетей при определенных ситуациях производилась отправка соответствующего уведомления через TAP-шлюз пейджинговой компании “Вессо-Линк - Единая Пейджинговая”.
Однако при этом возникли проблемы с кодировками. Дело в том, что, например, WhatsUP (автор разработки предполагает, что это относится ко всем американским продуктам) отсылает англоязычное сообщение в латинской кодировке пейджера Motorola Advisor. Когда такое сообщение поступает на Nec Maxima, используемый авторами решения, получается непереводимая смесь кириллицы с латиницей.
Поэтому от встроенного в WhatsUP TAP-клиента пришлось отказаться. Whats-UP был перенастроен таким образом: вместо отправки сообщения на пейджер он запускал приложение SendPM, которому в качестве параметра командной строки передавался его текст.
SendPM (простенькая самодельная Delphi-программа) выполняет две функции: перекодирует текст в двуязычную кодировку (просто переводит его в верхний регистр) и помещает файл с текстом в очередь сообщений.
Приложение PageSpooler (также самостоятельно разработанное), постоянно функционирующее на машине, периодически (каждые пять секунд) просматривает содержимое очереди и при наличии в ней нужного файла вызывает приложение TAP-клиента, каковым в данном случае выступает CPager95 (http://www.pager95.com), передавая ему сообщение из очереди.
Подобных условно-бесплатных клиентов авторы перепробовали штук пять и остановились на CPager95 потому, что с его помощью можно отправлять сообщения в командной строке и более или менее сносно настраиваться на импульсный набор, что позволяет предварительно набирать код выхода в город.
Предложенное решение универсально, так как дает возможность отправлять через общую очередь сообщения от нескольких приложений, установленных на машине.
Схема получилась немного громоздкая, но главное - работает!
Активно внедряет пейджинговый сервис в корпоративную информационную сеть и Александр Фролов, руководитель службы связи холдинга IBS: “Выяснилось, что пейджер - удобное средство для оповещения системного администратора об удачно завершенных процессах на сервере, результатах его диагностики, а также о различных проблемах, возникающих в корпоративной информационной системе, например сбоях генерации отчета либо неполадках с энергопитанием.
Сейчас пейджеры используются практически во всех подразделениях холдинга: в головном подразделении IBS - группой системных инженеров, в дистрибьюторской компании “Дилайн” и представительстве Dell Systems - системными администраторами и водителями-экспедиторами, в дочерней компании Frontline Communications Ltd. - службой технической эксплуатации. На пейджер поступают сигналы от датчиков, контролирующих температуру и влажность воздуха в различных помещениях офисного центра холдинга. Персонал всегда можно оповестить о различных проблемах, а копия пейджингового сообщения доставляется по электронной почте на компьютер начальнику соответствующей службы (что удобно, например, для контроля исполнения).
Так как в группе компаний IBS очень широко и активно применяются Интернет-технологии, то для сотрудников безусловно удобным является сервис, позволяющий отправлять сообщения на пейджер через Web-сайт.
“Сотрудники с пейджерами стали работать гораздо эффективнее, что в целом уменьшило расходы холдинга. Возможности для экономии наши системные специалисты отыскивают буквально на каждом шагу и пишут утилиты для отправки уведомлений о различных событиях через почтовую систему холдинга на тональный (DTMF, dual tone multi frequency) вход оператора. Пейджинговый сервис дополняет и оптимизирует наши бизнес-процессы”, - рассказал г-н Фролов.
Отметим, что при желании использовать услугу по передаче сообщений на пейджер по модему корпоративные клиенты вправе бесплатно получить от обслуживающего их пейджинг-оператора специальную программу для этих целей. По существу, это удаленное место оператора пейджинговой компании, только функционикующее на компьютере корпоративного клиента.
Использование стандартных сообщений
Наконец, если говорить о возможностях пейджера с “бесчеловечным” обслуживанием, то нельзя не упомянуть о так называемых стандартных сообщениях.
Стандартное сообщение - это вид услуги, сочетающий программные и аппаратные составляющие. С ее помощью можно сокращать определенные фразы при передаче данных. Наиболее популярно такое ухищрение в Гонконге и Сингапуре, но оно успешно применяется и “продвинутыми” абонентами в России. Суть метода проста: на пейджер передается номер заранее прописанного в ППЗУ пейджера текстового сообщения. Вызывающий через тональный набор посылает его, а пейджер, приняв номер, извлекает из ППЗУ соответствующий этому номеру осмысленный текст.
Особенно это удобно при передаче сообщений тоновым набором. Сервис поддерживается операторами “Вессо-Линк - Единая Пейджинговая”, “Таском”, FCN и “Экском”.
Эта услуга позволяет ввести в пейджер и получать на экране расшифровку более десятка текстовых сообщений. Очевидно, что подобным образом сообщение может переслать как человек, пользующийся тоновым набором, так и узел локальной сети, использующий терминальный вход.
Если процесс занесения стандартных сообщений в пейджер покажется вам трудоемким, то вы можете отправить команду самому себе на пейджер с Интернет-сайта компании, а затем выполнить встроенную в пейджер функцию “сделать стандартным”. Замечу, что если вы приняли решение заняться таким программированием, то придется купить пейджер, адекватный этой задаче. Это может быть Philips 2310 Messenger Lux, поддерживающий инициализацию цифровым кодом более 100 стандартных сообщений, составляющих персональный словарь. Ближайший к Messenger Lux по классу пейджер - NEC-21 (Maxima) позволяет записать всего 9 сообщений.
Как видно при ближайшем рассмотрении, широко распространенный пейджинг может предоставить множество новых интересных функций и услуг.
С автором можно связаться по адресу: denis@gudym.com.