Стремительный рост сетей подвижной связи в нашей стране начинает наконец подкрепляться и развитием соответствующих сервисных служб. На смену полукустарным мастерским приходят специализированные центры, оборудованные по последнему слову техники. Среди наиболее передовых предприятий этого направления можно назвать ООО “Сервис Центр ТелеКом” и сервисный центр АО “ВымпелКом”. Первый из них относится к числу крупнейших в сфере обслуживания и ремонта пейджеров, второй - сотовых телефонов.
АИС Gate 22 в “Сервис Центре ТелеКом”
“Сервис Центр ТелеКом” (www.sctelecom.ru) является авторизованным партнером Motorola по ремонту пейджеров (этим компания занимается уже третий год) и мобильных телефонов.
Специалисты фирмы также прошли обучение в сервисных центрах компаний NEC и Philips.
“Мы ремонтируем 35 моделей пейджеров, в числе наших постоянных корпоративных клиентов свыше 70 пейджинговых компаний, - сказал Петр Цивлин, генеральный директор компании "Сервис Центр ТелеКом". - Это не только российские фирмы, нередко поступают заказы с Украины, из Казахстана и других стран СНГ”.
На предприятии организовано два салона. Один из них обслуживает индивидуальных пользователей, другой - корпоративных клиентов. Всего в Центре работает 20 человек.
“К наиболее характерным неисправностям, возникающим в процессе эксплуатации пейджера, можно отнести повреждение ЖК-дисплея, обрыв связи на печатной плате, выход из строя электронных компонентов схемы, дефекты, вызванные попаданием влаги, повреждением или деформацией корпуса”, - отметил г-н Цивлин.
Одной из наиболее сложных работ является качественная настройка радиоканала пейджера. Она невозможна без применения прецизионного оборудования. В “Сервис Центре” эта операция выполняется в специальной экранированной комнате (или экранированном мини-боксе) с помощью сигнал-генератора, кодировщика, калиброванной тестовой платформы и другого оборудования. Следует заметить, что ошибка в настройке радиочастотного тракта на 1 дБ/мкВ эквивалентна потере дальности на 6%.
Современные паяльные установки, используемые в Центре, обеспечивают пайку горячим воздухом, благодаря чему можно очень “нежно” заменить любую микросхему.
“За рубежом ремонт осуществляется путем замены функциональных узлов, но мы далеко не всегда можем позволить себе такое, поскольку наши клиенты зачастую не очень богатые люди, - говорил г-н Цивлин. - Поэтому, чтобы сократить расходы клиентов, приходится делать более глубокую диагностику и производить более сложный ремонт, который не требует дорогостоящих комплектующих”.
Сейчас “Сервис Центр ТелеКом” расширяет сферу своей деятельности и начинает заниматься ремонтом сотовых телефонов компании Motorola. Для этого приобретен комплекс технологического оборудования. Предмет особой гордости - автоматизированная измерительная система (АИС) Gate 22, работающая под управлением промышленного компьютера. Она диагностирует и одновременно настраивает программным путем сотовый телефон.
АИС способна имитировать базовую станцию (БС) GSM 900/1800/1900 и проверить аппарат в режиме обмена с БС. Gate 22 используется для тестирования телефонов на сборочных предприятиях Motorola. За две-три минуты Gate 22 проверяет телефон более чем по 100 характеристикам и выдает результат в виде листинга. Если обнаруживается дефект, то настройщик переходит в режим автономной работы и приступает к поиску конкретного места неисправности.
Gate 22 достаточно дорого стоит (до 100 тыс. долл.), и таких АИС в стране пока немного. Специалисты смогли назвать лишь несколько компаний, где используется такое оборудование, - это сервисный центр АО “ВымпелКом”, “MCC-Спектр” и техцентр CPS.
Автоматизированное рабочее место
сервисного центра AO “ВымпелКом”
Сервисный центр АО “ВымпелКом” (www.beeline.ru), образованный в 1997 г., ориентирован на ремонт выпускаемых компаниями Ericsson, Motorola и Philips сотовых телефонов стандартов GSM 900/1800/1900 и DAMPS 800. Численность работающих - 27 человек. В месяц здесь восстанавливают до 4 тыс. аппаратов.
Центр расположен в отдельном здании, находящемся рядом с головным офисом “ВымпелКома”. На предприятии создано 23 рабочих места для ремонта аппаратуры, оборудованных системами вентиляции и кондиционирования воздуха, специальным освещением. Предприятие сертифицировано Госстандартом РФ.
Для Центра закупалось только оборудование высшего качества по рекомендациям производителей телефонов. “Это самый крупный ремонтный центр в России и, вероятно, второй по величине в Восточной Европе, - сообщил Виктор Кувшинов, начальник группы сервисного центра АО “ВымпелКом”. - В его оснащение вложено свыше миллиона долларов”.
Для ремонта и настройки сотовых телефонов предприятие имеет парк радиоизмерительного, диагностического и тестового оборудования, в том числе Gate 22, HP8922M, CMD65, Wavete 4104/7,
M-Cell100. Некоторые приборы для тестирования средств связи работают под управлением ПО, предоставленного производителями телефонов.
Все рабочие места инженеров-ремонтников оснащены паяльным оборудованием фирмы Pace, позволяющим производить пайку с соблюдением оптимальных температурных режимов. Имеется также полуавтоматическая установка Thermo Flo для пайки горячим воздухом.
Значительную часть оборудования для Центра (технологическую мебель в антистатическом исполнении, паяльные станции, тестеры и др.) поставила компания Master-Tool/Swemel Group (www.swemel.ru). “Аналогичные приборы и устройства мы также предоставили компании "MCC-Спектр", дочернему предприятию фирмы "Московская сотовая связь"”, - подчеркнул Андрей Стригуненко, менеджер по маркетингу Swemel.
Технологическая оснастка сервисного центра позволяет выполнять сложные ремонтные работы. “Иногда нам приносят восстанавливать самые безнадежные телефоны, например пробитые пулей, выпавшие с 11-го этажа, а также аппараты, которые переехал джип или прокусила собака”, - отметил г-н Кувшинов.
Сейчас руководство сервисного центра АО “ВымпелКом” ведет переговоры с рядом других фирм-производителей об обслуживании их продукции. В числе этих компаний - Alcatel и Nokia.
Сервисный центр АО “ВымпелКом” - (095) 910-5797;
ООО “Сервис Центр ТелеКом” - (095) 947-1160;
Swemel: (095) 154-5181.