Статья только в электронной версии журнала
“АйТи”: шестилетие SmartCity и крупный проект в Саратове
“В 1999 г. мы обогатили нашу технологию SmartCity поддержкой работы в Интернете и технологии распределенных ключей, а также множеством новых возможностей и в 2000 г. планируем восстановить в России докризисную динамику инсталляций систем, построенных на ее основе”, - заявил в выступлении на пресс-конференция “Шесть лет технологии SmartCity. Начало реализации проекта по созданию региональной платежной системы САКАРТ в Саратове” директор Департамента электронных платежных систем компании “АйТи” Денис Архангельский. Судя по этому заявлению, в посткризисный период компания не предавалась унынию по поводу падения платежеспособного спроса на ее карточные системы, а активно работала на перспективу.
Денис Архангельский: “Мы
никогда не предаемся унынию”
Устойчивость в трудные времена на российском рынке пластиковых карточек объясняется ее многопрофильностью: “АйТи” - системный интегратор и производитель самых разных программных систем. В компании работает около 700 человек, из которых примерно 150 - сертифицированные специалисты в области информационных технологий. При этом она много внимания уделяет регионам России и имеет в них восемь представительств, планируя довести их число в текущем году до 10. А в области карточных проектов у “АйТи” примерно 250 партнеров по всей России и другим странам СНГ.
По словам регионального представителя компании ICL Smart Card Group в России и странах СНГ Марины Малкиной, технология SmartCity зародилась в России и представляет собой плод совместных усилий этой компании и “АйТи”, которая является партнером ICL в разработке и продвижении SmartCity на рынок с 1993 г. А в текущем году исполняется шесть лет с тех пор, как в рамках карточного проекта компании “Пурнефтегаз” была выпущена первая карточка по данной технологии.
SmartCity полностью соответствует мировым стандартам в области пластиковых карточек, благодаря чему “АйТи” совместно со своими партнерами уже реализовала около 100 карточных проектов по всему миру, в рамках которых эмитировано более 2 млн. карточек и ежемесячно осуществляется до 2 млн. транзакций. Принятые в системе SmartCity технологические решения позволяют развернуть карточные системы, ориентированные как на мелкий и средний бизнес (решения класса SmartCity Light), так и удовлетворяющие требованиям крупных систем, регионального масштаба, в которых объем эмитированных карточек может достигать десятков-сотен тысяч. При этом 49% инсталляций системы SmartCity приходится на США и Канаду (США - родина пластиковых карточек, и на информационные технологии там тратится до 8% валового национального дохода), 4% - на Восточную Европу и по 3% - на Азию и Африку. Что касается рынка стран СНГ, который, по словам г-на Архангельского, просто создан для карточных смарт-технологий в связи с плохим качеством телефонных линий (напомню, что смарт-карточки ориентированы на авторизацию в оффлайновом режиме) и наличием множества так называемых градообразующих предприятий, то наибольшее число ее инсталляций приходится на Россию (31%) и Украину (7%).
Карточки, на которых базируется технология SmartCity, - микропроцессорные (“АйТи” традиционно ориентируется на продукцию компании GemPlus), а это означает, что они потенциально являются многофункциональными и, кроме платежных, на них может быть размещен и ряд других приложений. “АйТи” первой на российском рынке превратила эту возможность в реальность, поддержав в своих продуктах стандарт EMV (Europay-MasterCard-VISA), предусматривающий “мирное сосуществование” на одной карточке приложений самой разной направленности. При этом на карточках по технологии SmartCity по всему миру уже реализовано 51 приложение, а наибольшее число проектов с их использованием приходится на университетские кампусы (35%), где одна и та же карточка может выполнять функции и идентификатора личности, и электронного кошелька, применяться для контроля доступа и т. п., на банковские платежные системы (14%), торговые дома, клубы и пансионаты (9%), военные базы и системы сбыта нефтепродуктов (по 6%).
Сергей зотов: “Мы выведем
все деньги из "тени"”
Сегодня уже очевидно, что использование смарт-карты только в качестве электронного кошелька или идентификационного приложения - несколько дороговато. Именно поэтому на основе технологии SmartCity реализованы и городские/региональные платежные системы, и активно развивающееся решение SmartCity Gas. Последнее является уникальным для российского рынка, поскольку предоставляет возможность не только осуществления безналичных платежей с использованием пластиковых карточек на предприятиях автозаправочного комплекса (АЗК), но и автоматизацию как отпуска нефтепродуктов, так и проведения учетно-расчетных операций на самих автозаправочных станциях (АЗС).
Именно наличие у “АйТи” подобного продукта, а также возможность решения с использованием смарт-карт социальных задач, стоящих перед администрацией области, предопределило, по словам генерального директора саратовской процессинговой компании Сергея Зотова, выбор именно компании “АйТи” в качестве партнера для реализации в Саратове региональной платежной системы САКАРТ. Одной из задач этой процессинговой компании, созданной в 1999 г. в соответствии с распоряжением губернатора Дмитрия Аяцкова “О внедрении платежных систем на рынке нефтепродуктов”, является выведение большой доли средств, циркулирующих в системе АЗК области (там сегодня находится 320 АЗС, две трети которых принадлежат различным мелким структурам или даже частным лицам), из “тени” на “свет” (по оценке фискальных властей, это несколько миллионов долларов, не поступающих ежегодно в бюджеты всех уровней).
Решение данной задачи на первом этапе реализации системы САКАРТ связано с обеспечением возможности приема на всех АЗС Саратовской области любой из карточек, эмитируемых в области (это и карточки топливных компаний, и все банковские карточки). Для осуществления полноценной автоматизации АЗС выбран контрольно-кассовый терминал СТ-95Ф фирмы “Безант”, который позволяет полностью автоматизировать процессы отпуска горюче-смазочных материалов (ГСМ), приема карточек и распечатки кассовых чеков. В настоящее время осуществляется пилотный проект, а начало промышленной эксплуатации первой (“бензиновой”) очереди системы САКАРТ намечено на август 2000 г. К этому времени планируется установить около 25 терминалов и эмитировать примерно 7 тыс. карточек. С шестью крупнейшими саратовскими банками уже подписано соглашение об их участии в системе (это означает, что в ней будет обеспечен прием их карточек).
Система контроля за движением ГСМ должна охватывать всех операторов этого рынка (от перерабатывающего завода и нефтебаз до АЗС), посты ГИБДД, железнодорожные станции и терминалы компании “Волготанкер” и обеспечивать в любой момент времени достоверную информацию о том, сколько ГСМ ввезено в область и сколько находится на хранении, сколько продано за отчетный период и сколько вывезено, с тем чтобы точно определять реальную налогооблагаемую базу (при этом имеется в виду подсчет баланса, желательно в онлайновом режиме).
Компания “АйТи” выступает в данном проекте как системный интегратор - за ней поставка технологии и участие в создании информационной системы для процессинговой компании, что позволит последней осуществлять свои прямые функции по обработке транзакций, а также возложенные на нее областной администрацией обязанности по контролю за движением ГСМ и денежных средств,. По мнению г-на Зотова и г-на Архангельского, разрабатываемый продукт впоследствии может получить распространение также в других регионах, поскольку указанная проблема важна и для них и касается администраций любого уровня (от муниципального до уровня края или республики).
Второй этап проекта по развитию региональной платежной системы САКАРТ должен начаться в конце 2000 г. и предполагает выпуск “Карточки горожанина” и создание современной инфраструктуры обслуживания смарт-карт в Саратове, а затем и в Саратовской области. В состав этой инфраструктуры должны войти финансовые организации региона, а также торговые и сервисные предприятия. Благодаря наличию подобной системы органы управления области получат возможность осуществлять более четкий контроль за адресным распределением бюджетных средств, реализовывать разнообразные социальные программы поддержки населения и т. п.