Руководители американских компаний перенимают европейский опыт развертывания служб электронного бизнеса в беспроводной среде

Когда руководители фирмы Excite.com решили дополнить свой популярный Web-портал службами, ориентированными на беспроводную связь, первое, что они сделали, - продлили свои загранпаспорта, упаковали чемоданы и отправились в Западную Европу. Почему именно в Европу, спросите вы, ведь большую часть из 51 млн. зарегистрированных пользователей Excite составляют американцы? Все очень просто. В том, что касается беспроводного доступа в Интернет, Европа ушла далеко вперед - ни один другой регион не может похвастать столь высоким процентом пользователей мобильных телефонов и такой концентрацией солидных компаний (включая Nokia и Ericsson), специализирующихся на беспроводной связи. Кроме того, внедрение ключевых открытых стандартов беспроводного доступа в Интернет, таких, как WAP (Wireless Application Protocol - протокол приложений на основе беспроводной связи), начинается именно с Европы.

Лукас из Excite: "Движущая сила нашего проекта - европейские стандарты"

Итак, руководители Excite сочли, что нет места лучше, чтобы ознакомиться с тем, что работает (и что не работает) в Web без проводов. “Мы не сомневаемся, что в Европе открываются огромные возможности, и хотим быть здесь в числе первых”, - заявил Даг Лукас, старший менеджер по развитию бизнеса компании Excite Europe (Лондон, Великобритания), являющейся дочерним предприятием фирмы At Home (Редвуд-Сити, шт. Калифорния). В феврале At Home открыла в Соединенном Королевстве портал Excite Mobile, затем аналогичные узлы заработали в Италии и Германии, а в мае - и в США. Ввод в действие французской версии, по словам Лукаса, планировался на конец июня.

Подобно Excite, многие другие компании начинают реализацию своих инициатив в области беспроводного Интернета именно с Европы, рассматривая ее как инкубатор для беспроводных технологий. Хотя сам по себе континент характеризуется достаточно широкими рыночными возможностями, одним из главных побудительных мотивов для этих компаний является возможность скорейшего приобретения опыта, который впоследствии может быть применен на развивающемся более скромными темпами американском рынке. Подобная стратегия, похоже, себя оправдывает. Вот лишь некоторые из ключевых уроков, усвоенных компаниями в Европе:

- пользователи беспроводного Интернета не согласны довольствоваться статическими страницами. Владельцы сотовых телефонов желают получать информацию в интерактивном режиме и даже осуществлять с их помощью несложные транзакции через Web;

- в связи с ограниченными размерами экранов сотовых телефонов и других беспроводных устройств персонификация принимаемого с их помощью контента для владельцев подобных систем не менее важна, чем для пользователей ПК;

- совершенно необходимо максимально упростить поиск беспроводного узла. Не следует заставлять пользователя набирать URL-адреса с крошечной клавиатурки сотового телефона - так считают специалисты, прошедшие “боевое крещение” еще в пору первоначального развертывания беспроводного Web-доступа в Европе.

Лидерство в беспроводной гонке

Почему же Европа оказалась впереди планеты всей в сфере беспроводного доступа в Интернет? В значительной мере ситуация определяется действующими стандартами. Благодаря усилиям регулирующих органов Европейской комиссии Европейского Союза последнее десятилетие весь континент использует единую технологию беспроводной связи GSM (Global System for Mobile Communications - глобальная система мобильной связи). В результате независимо от выбора поставщика беспроводных телефонных услуг владелец сотового аппарата может пользоваться им в любой точке Европы, не беспокоясь о плате за роуминг. Это способствовало быстрому росту популярности беспроводных коммуникаций у европейцев и позволило операторам связи сравнительно легко охватить службами беспроводной передачи данных весь регион.

В США, где поддерживаются три разных стандарта беспроводной связи, ситуация иная. Как пояснила Хизер Хеньон, аналитик фирмы The Strategis Group (Вашингтон, федеральный округ Колумбия), часть операторов, вроде корпорации Sprint, создавшей службу Sprint PCS, сделала ставку на сети CDMA (Code Division Multiple Access - многостанционный доступ с кодовым разделением каналов), в то время как фирма AT&T Wireless Services (дочернее предприятие корпорации AT&T) сконцентрировалась на технологии TDMA (Time Division Multiple Access - многостанционный доступ с временным разделением каналов). Технология GSM занимает на американском рынке очень скромную долю и поддерживается такими операторами, как корпорация VoiceStream Wireless.

Отсутствие единого стандарта беспроводной связи ставит американского потребителя соответствующих услуг в зависимость от конкретного оператора связи, службы которого могут охватывать далеко не всю территорию страны. Что в итоге? Европа по распространенности технологий мобильной телефонии вырвалась вперед. Например, в Финляндии, Норвегии и Швеции охват населения достигает 60%, тогда как в Соединенных Штатах сотовые телефоны есть лишь приблизительно у 30% граждан.

На долю Европы выпала роль первопроходца и в сфере беспроводного доступа в Интернет. Аналитики фирмы Forrester Research (Кеймбридж, шт. Массачусетс) полагают, что уже к началу следующего года пользователями беспроводных Интернет-служб станут 8% западноевропейцев и лишь 1,3% жителей США (см. диаграмму).

Кто что говорит?

Еще один фактор ускоренного роста популярности беспроводных служб передачи данных среди европейцев - распространенность технологии SMS (Short Message Service - служба коротких сообщений), использующей узкополосный канал для пакетной передачи сообщений длиной не более 160 символов по существующим сетям стандарта GSM. Первоначально признанная подростками, получившими возможность за минимальную плату вдоволь общаться по сотовой связи, эта технология за последние два года шагнула дальше и теперь играет все большую роль не только в быту, но и в деловой сфере. “Распространение службы SMS в Европе существенно упростило подготовку потребительского рынка к восприятию служб передачи данных, - считает Джакоб Кристфорт, главный технический директор фирмы OracleMobile.com, дочернего предприятия корпорации Oracle (Редвуд-Шорз, шт. Калифорния). - Именно этого не хватает Америке. Здесь люди не привыкли использовать телефоны иначе как по прямому назначению, и поэтому WAP-службы завоевывают популярность в Европе намного быстрее”.

По прогнозу корпорации International Data (IDC; Фреймингхем, шт. Массачусетс), только в текущем году число пользователей службы SMS в Европе увеличится более чем вдвое (примерно до 54 млн. человек - это 14% всего населения Западной Европы). Процесс же распространения протокола WAP только начался. Эксперты IDC полагают, что до конца нынешнего года WAP-службами воспользуются лишь около 7 млн. европейцев (2% населения). Но и это свидетельствует о значительно более высоких темпах внедрения технологии в Европе по сравнению с Америкой.

В настоящее время некоторые “.com”-компании внедряют SMS в свои системы. С одной стороны, это помогает им сделать свои услуги более привлекательными для европейских пользователей сотовых телефонов, а с другой - дает возможность предложить этим пользователям то, чего они больше всего хотят: интерактивный доступ к информации с беспроводного устройства. Электронный аукционный дом QXL.com (Лондон, Великобритания), например, планирует использовать технологию SMS для индивидуального уведомления участника аукциона о том, что его предложение перебито, или, наоборот, о победе в торгах. Чтобы развернуть эту услугу, компания заключила партнерское соглашение с беспроводным порталом iobox (Хельсинки, Финляндия), который использует SMS наряду с WAP.

Беспроводные технологии в Европе

Европейцы, похоже, в большей степени готовы к распространению

беспроводных Интернет-служб, чем американцы, хотя со временем США,

надо полагать, догонят и перегонят Старый Свет в этой сфере.

“Уже сегодня мы имеем готовый рынок услуг SMS, огромное число пользователей, - отметил Кейт Филлипс, главный технический директор компании QXL. - А для распространения WAP-служб нам потребуется еще от 9 до 12 месяцев”.

Специалисты QXL не ждут у моря погоды. Сейчас они набираются опыта работы с WAP, значительно опережая в этом отношении своих коллег из многих других американских “.com”-компаний. В мае QXL внедрила WAP-службу, обеспечивающую доступ с мобильного телефона к некоторым наиболее популярным своим аукционам. К настоящему времени QXL, имеющая аукционные узлы в 11 странах, уже договорилась об объединении усилий с фирмой BT Cellnet, поддерживающей собственный WAP-портал, и ведет переговоры с другими европейскими операторами беспроводных сетей.

На шаг дальше продвинулась в освоении WAP-транзакций авиакомпания Swissair (Цюрих, Швейцария). В декабре она открыла для своих постоянных клиентов WAP-службу заказа билетов, которая к тому же оповещает их обо всех изменениях в расписании.

Они хотят настоящих дел

Опираясь на свой опыт работы с беспроводным Web-доступом в Европе, Excite сделала заключение, что чем скорее на ее узле будут открыты службы поддержки различных транзакций и электронной коммерции, тем лучше. В марте компания совместно с корпорацией Nokia (Эспо, Финляндия) провела опрос европейских пользователей, чтобы выяснить, к каким Интернет-службам они хотели бы иметь доступ с WAP-телефонов. Проанализировав его результаты, Лукас из Excite сделал вывод: “Люди больше заинтересованы в осуществлении транзакций, чем в просмотре какой-либо информации”. Поэтому к концу лета компания планирует предоставить владельцам WAP-телефонов возможность поиска по WAP-узлам. Excite уже заключила необходимые соглашения с крупнейшими поставщиками услуг на базе WAP, такими, как компания BT Cellnet (подразделение фирмы British Telecommunication) и фирма Vodafone AirTouch.

Другой извлеченный “.com”-компаниями урок заключается в том, что персонализация информации должна стать одним из главных приоритетов. Убогие клавиатурки мобильных телефонов сильно затрудняют ввод данных. Связав Excite Mobile с Web-порталом Excite, хранящим записи о предпочтениях пользователей, компания, по словам Лукаса, обеспечит им доступ к персонифицированным данным (прогноз погоды для определенной местности, курсы акций определенных компаний), для просмотра которых достаточно несколько раз нажать на кнопки.

Простота доступа

Результаты ранних экспериментов в Европе по использованию ограниченных в своих возможностях клавиатур сотовых телефонов подтолкнули специалистов Excite к разработке различных способов, упрощающих беспроводной доступ к данным. Этим летом Excite откроет специальную службу, которая будет конфигурировать WAP-телефоны таким образом, чтобы для перехода на WAP-узел Excite пользователям не приходилось набирать с клавиатуры URL-адрес. Работать она будет следующим образом: позвонив по определенному номеру, пользователь подключится к компьютерной системе, а она по запросу перешлет конфигурационную информацию на телефон в форме SMS-сообщения.

Конечно, то, что хорошо для европейских пользователей, не всегда приемлемо в США. Хотя американская версия службы Excite Mobile использует ряд опробованных в Европе приложений, в частности обеспечивающих доставку персонифицированных новостей и биржевых котировок, руководители Excite решили дополнить ее и другими функциями, позволяющими пользоваться электронной почтой, органайзером, адресной книгой и календарем. При этом они исходили из предположения, что американские потребители, имеющие в среднем больше опыта работы в Web, будут комфортнее чувствовать себя, получив с сотовых телефонов доступ к привычным для них сервисам. И действительно, несмотря на лидерство Европы в области беспроводных технологий, по данным специального отчета Европейской комиссии, лишь около 20% европейцев имеют доступ в Интернет, тогда как в Америке этот показатель в два-три раза выше.

В некоторых случаях компании, начинающие развертывание служб электронного бизнеса с Европы, получают и иной безусловно ценный, хотя и малоприятный урок, убеждаясь, что для них рынок еще не созрел. Например, фирма Sabre (Форт-Уэрт, шт. Техас) совместно с корпорациями Nokia и IBM приступила в марте к созданию беспроводной версии системы заказов авиабилетов для корпоративных клиентов Business Travel Solutions. Развернув около 20 пилотных проектов в Европе и США, Sabre, по словам ее вице-президента Питера Стивенса, вынуждена была констатировать, что особой популярности у мобильных пользователей ей завоевать пока не удалось.

Хотя эксперты не сомневаются, что отставание американского рынка в сфере беспроводных Интернет-услуг - явление временное, Европа, видимо, останется главным полигоном для опробования новых служб по крайней мере в ближайшие два-три года.

Поскольку сети GSM уже развернуты по всей Европе, здесь готова основа для большого скачка - внедрения высокоскоростных технологий передачи данных, являющихся основой беспроводных коммуникаций так называемого третьего поколения. По сравнению с нынешними сетями GSM, в которых скорость передачи данных ограничена значением 9,6 кбит/с, сети третьего поколения будут иметь пропускную способность до 2 Мбит/с, которая позволит поставщикам беспроводных Интернет-услуг предложить новые сервисы и способы их оплаты.

Это означает, что в ближайшие год-два руководители американских компаний еще не раз посетят Европу в поисках самой свежей информации из первых рук о том, что работает и что не работает в беспроводном Интернете. Лукас из Excite своей поездкой остался очень доволен. “В конце концов мы хотели бы предложить своим клиентам что-то полезное, - пояснил он. - Когда пыль осядет, у нас уже будет сформирована прочная база”.

Европа держит курс на быстрые беспроводные сети

Многие европейцы уже опробовали бес- проводной Интернет, но по-настоящему осваивать мобильные приложения для работы с данными они, по всей вероятности, смогут только с будущего года, когда беспроводные сети континента станут более скоростными. Не удивительно, что американцы здесь оказались в роли догоняющих.

Европейские операторы связи уже со следующего года планируют развертывание высокоскоростной пакетной технологии передачи данных, которая называется GPRS (General Packet Radio Service - универсальная пакетная беспроводная служба) и работает поверх существующих сетей стандарта Global System for Mobile Communications. GPRS позволит десятикратно повысить скорость передачи данных, но это лишь один шаг на пути к построению широкополосных беспроводных сетей третьего поколения с пропускной способностью до 2 Мбит/с.

В то время как американские операторы связи, судя по всему, будут решать аналогичную задачу по принципу “кто во что горазд”, т. е. без должной координации своих действий, европейцы, как утверждают эксперты, имеют вполне определенный план. Европейские регулирующие органы требуют от своих операторов внедрения унифицированных сетей третьего поколения, основанных на стандарте WCDMA (Wideband Code Division Multiple Access - широкополосный многостанционный доступ с кодовым разделением каналов), который в Европе известен под названием UMTS (Universal Mobile Telecommunications System - универсальная система мобильной связи).

По мнению аналитика фирмы The Strategis Group (Вашингтон, федеральный округ Колумбия) Хизер Хеньон, к развертыванию сетей третьего поколения в Европе приступят в 2002 г. Отставание американских операторов Хеньон оценивает примерно в два года.

Технологии третьего поколения и стандарты вроде GPRS способны полностью изменить саму концепцию беспроводного Web-доступа. Как отмечают обозреватели, овладев технологией GPRS, операторы смогут предложить своим клиентам постоянное беспроводное подключение к Интернету. В итоге обращаться к ресурсам Всемирной сети с телефонов, в которых предусмотрена поддержка WAP-протокола, станет намного проще.

Кроме того, операторы смогут изменить и схему исчисления стоимости своих услуг. В счетах на оплату они будут учитывать не время соединения, а объем полученных данных, что для пользователя, вероятно, будет означать снижение затрат.

В Соединенные Штаты технологии третьего поколения придут несколько позже. По мнению аналитиков, это скорее всего произойдет тогда, когда операторы примут на вооружение тот или иной вариант спецификации WCDMA. Повышение скорости передачи данных будет способствовать росту популярности беспроводных Интернет-приложений среди американцев, привыкших к услугам проводного доступа в Web и поэтому отличающихся более высоким уровнем ожиданий в отношении возможностей использования мобильных телефонов.

Версия для печати