Стремление “пришпорить” время, “ускорить и углубить” присуще любому руководителю, который работает в условиях жесткой конкуренции. Внедрение новых технологий в проектирование и производство изделий уже давно не является чьим-то капризом или прихотью. Большинству руководителей не нужно доказывать необходимость оснащения конструкторских и технологических служб современным программно-аппаратным обеспечением. Однако сделав первый шаг и оснастив рабочие места своих специалистов компьютерами и прикладными пакетами, руководитель чаще всего оставляет их (т. е. специалистов) с новой техникой наедине. Какие же шаги нужно еще сделать и почему они часто так и не предпринимаются?
Примеры упражнений, предлагаемых при изучении пакета “Компас 3D”
Начнем с последнего. Сегодня лишь малая часть руководителей считает затраты на обучение персонала прямыми инвестициями в развитие предприятия. Рассмотрим несколько причин подобного положения дел.
1. Отсутствие финансов. Хотя если реально подсчитать долю затрат на обучение по сравнению со стоимостью набора оборудования и ПО, то выяснится, что выходит “экономия на спичках”. Прикинем: оснащение пяти-шести рабочих мест современной техникой обойдется примерно в 8-10 тыс. долл., еще 5-6 тыс. долл. стоит, например, комплект ПО САПР “Компас 5” фирмы “Аскон”; при этом стоимость обучения шести специалистов составляет всего лишь 500 долл. за 32-часовой курс (это четыре рабочих дня) плюс командировочные расходы на преподавателя. Даже самые приблизительные подсчеты показывают, что в общей сумме затрат на обучение приходится не более 5%. Так стоит ли обделять себя знаниями?
2. Предположим, что деньги - не проблема. Почему же и в этом случае предприятие зачастую отказывается от обучения? Я много разговаривал с так называемыми “конечными пользователями” - конструкторами и технологами, стараясь выяснить, кто из них участвовал в процессе принятия решения о закупках того или иного ПО. Обычно среди специалистов есть один-два человека, как сейчас говорят, “продвинутых”, которые уже знакомы c компьютером и различными пакетами САПР. Они, естественно, оказывают влияние на руководство при решении подобных вопросов. Это правильно, но здесь есть и хорошо запрятанный подводный камень. Такие специалисты, как им кажется, не нуждаются в специальном обучении (на самом деле это не так). К сожалению, подобный подход часто автоматически переносится на остальных сотрудников. А уж им-то как раз и приходится расхлебывать такое шапкозакидательство. Ведь в нынешней реальности на российских предприятиях не более 30% специалистов умеют работать на компьютерах. Причем это люди уже зрелого возраста.
История первая. Недавно я проводил курс обучения на одном предприятии в Тверской области. Все специалисты заняли свои места за компьютерами, и я попросил запустить сеанс работы с “Компас-Графиком”. Ответом было напряженное молчание. Я поинтересовался, в чем дело: из пяти человек четверо оказались за клавиатурой компьютера первый раз в жизни! И мне полдня пришлось давать базовые знания - о том, как работать с файлами документов, как держать мышку.
О каком самостоятельном изучении системы может идти речь в подобных случаях? При этом сильный психологический стресс из-за неудач только отвращает людей от компьютера, порождает неверие в свои силы. На самом деле всего лишь одному-двум процентам персонала противопоказана работа на компьютере - так же, как не каждому дано, например, водить автомобиль. Остальные с успехом осваивают новую технику. Нужно только им грамотно помочь. И мы знаем, как это сделать.
3. Следующая распространенная ситуация. Руководитель уверяет, что его специалисты - народ грамотный и “книжки читать умеют”. К тому же общепризнано, что “Руководство по эксплуатации” и “Практическое руководство” по системе “Компас-График” написаны просто и доступно, рассчитаны на специалистов в предметных областях, а не в компьютерах. В них можно найти ответы на все возникающие вопросы. И что же в итоге? Самый лучший исход: человек успешно осваивает систему, начинает с ней работать, но+ через два-три месяца. Нередки случаи, когда с такими специалистами приходится общаться через полгода после приобретения системы и отвечать на элементарные вопросы. А ведь мы даем четкие ответы на них во время учебного курса.
История вторая. Специалисты некого завода в Москве самостоятельно и почти успешно освоили работу с системой. Как-то я заехал на этот завод, и речь совершенно естественно зашла о проблемах автоматизированного конструирования. Например, с трудом дается понимание такой возможности системы “Компас 5”, как создание на одном чертеже видов в разных масштабах. Чтобы показать увеличенное изображение отдельных элементов, конструкторы, не прошедшие курса, копируют часть изображения на свободное поле чертежа, физически увеличивая его в несколько раз. Начинают проставлять размеры и редактировать текстовые надписи. Конечно, что-нибудь при этом да упустят. Так чертеж и уходит в производство. Подобные же ошибки конструкторы допускают при использовании буфера обмена для создания чертежей деталей на основе сборочного чертежа. То есть не применяют одну из основных возможностей системы автоматизированного проектирования.
Вообще, к сожалению, “наш человек” не очень любит работать с литературой, до всего пытаясь дойти своим умом. В этом, безусловно, есть свои плюсы, однако затраты времени зачастую слишком велики.
4. Переход от других систем к системе “Компас-График”. Практически все, кто как-то сталкивался с САПР, слышали о системе AutoCAD, да и на компьютере ее не было только у самых ленивых. Разумеется, речь идет в основном о нелицензионных копиях. В настоящее время российские предприятия приходят к необходимости оснащения своих отделов отечественным лицензионным ПО. Однако при переходе на новые системы естественно возникает проблема освоения программ людьми, которые уже владеют AutoCAD’ом. По собственному опыту я знаю, как нелегко перейти даже с DOS- на Windows-версию одной и той же программы. В случае, описанном выше, проблем еще больше. Происходит почти физическое отторжение новой системы, настолько болезненным может быть этот процесс. И здесь роль специального переходного курса по изучению нового ПО трудно переоценить.
История третья. Конструкторы технологического отдела крупного машиностроительного предприятия в Москве долгое время работали с AutoCAD. Когда они решили перейти на систему “Компас”, я провел для них расширенный курс обучения, который включил в себя не только освоение чертежных возможностей, но и работу со специальными библиотеками и дополнительными модулями. Результат хорошо выразил один из конструкторов: “За годы работы мне пришлось пройти много разных курсов повышения квалификации. Но этот, несомненно, один из самых интересных, а главное, нужных”. Правда, во время учебы мне пришлось выслушать немало “ностальгических” замечаний с зачином: “А вот у нас в Автокаде+”.
5. Учиться на ошибках хорошо, но лучше, чтобы эти ошибки совершали другие. Возьмем идеальный случай: конструктор самостоятельно освоил чертежные возможности системы, работает, выдает на-гора кипы документации. Но ему недосуг залезать во всякие системные файлы и настройки, его вроде бы устраивает состояние системы по умолчанию. Именно здесь он очень сильно обделяет себя. В процессе работы ему приходится совершать массу рутинных операций - по сто раз заполнять одни и те же графы штампа, записывать одни и те же пункты технических требований и т. п. Все эти проблемы легко разрешимы, надо только знать, как это сделать. Почему бы не воспользоваться знаниями тех, кто это уже освоил?
6. Научиться чертить - только половина успеха. Освоение чертежных возможностей системы - еще не все. Автоматизированное проектирование включает в себя и выполнение расчетных задач и выпуск текстовых документов и полных комплектов конструкторской документации. Если черчение на компьютере во многом сходно с черчением на кульмане, то выпуск спецификаций, тем более связанных со сборочными чертежами, ведение электронного архива требуют от будущего пользователя довольно серьезной перестройки мышления и изменения самих подходов к этой деятельности. Придется научиться основам ведения баз данных. Освоение приемов работы с блоком проектирования спецификаций, с системой “Компас-Менеджер” - довольно сложный и трудоемкий процесс. Многие из тех, кто самостоятельно пытается изучить эти программные модули, останавливаются после неудачных попыток и делают неверное заключение, будто системы сложны и неудобны. Тем самым они упускают возможность существенно облегчить в будущем свою работу по изменению конструкции, созданию новых проектов на основе уже существующих и т. п.
История четвертая. Конструкторское бюро из системы Министерства путей сообщения увеличило количество рабочих мест, оснащенных комплексом “Компас-График”, и провело курс обучения для новых пользователей. Сотрудники, уже освоившие систему самостоятельно, попросили меня провести несколько дополнительных консультаций по работе с модулем проектирования спецификаций, который, как они считали, ими вполне изучен. Выяснилось, что такая уверенность была несколько преждевременной, так как освоили конструкторы лишь самые базовые принципы работы - составление спецификации, не связанной со сборочным чертежом, в ручном режиме. Итогом проведенных консультаций стало резкое повышение качества проектирования и надежности полученных результатов.
7. Учебный курс - не просто получение знаний о работе с системой. Довольно часто имеет место следующая ситуация: в конце обучения у нас остается 1,5-2 часа свободного времени, его я обычно затрачиваю на то, чтобы показать пользователям дополнительные возможности работы с программой, а также демонстрирую расчетные модули и библиотеки. Обычно речь идет о модулях расчета механических передач, пружин, о системе трехмерного твердотельного моделирования. Примерно в половине случаев оказывается, что отдел АСУ предприятия не закупил для специалистов те библиотеки, которые необходимы в повседневной работе, существенно облегчают и ускоряют дело, а ограничился лишь базовым графическим модулем.
История пятая. Не так давно я проводил обучение среди конструкторов мебели на большом деревообрабатывающем предприятии в Брянской области. Как обычно, в конце курса мы познакомились с некоторыми дополнительными библиотеками, входящими в комплекс “Компас-График”. Выяснилось, что этим людям часто приходится проектировать приспособления для ремонта импортного оборудования, установленного на заводе. Большой интерес также вызвал 3D-модуль, который хорошо подходит для проектирования мебели сложной формы. Буквально через месяц после моего отъезда предприятие докупило для своих конструкторов модуль “Компас-SHAFT” для проектирования тел вращения и механических передач и модуль трехмерного моделирования “Компас-3D”.
Вот, пожалуй, основные доводы в пользу проведения курсов специального обучения. Не хотелось бы, конечно, чтобы у читателя сложилось впечатление, будто автор считает невозможным успешное самостоятельное освоение системы. Естественно, это не так: не боги горшки обжигают, да и автор все осваивал сам. Именно поэтому, набив кучу шишек и затратив массу времени, хочу помочь коллегам облегчить этот тернистый путь.
А нужно всего-то ничего - те самые 32 часа, о которых сказано в названии статьи, и желание узнать и освоить новое, интересное и увлекательное дело, каким является проектирование с помощью компьютера.
С автором можно связаться по телефону: (095) 452-0747.