1 сентября 2000 г. школьники всех восемнадцати школ Советского района Нижнего Новгорода смогут поздравить своих друзей с Днем знаний через Интернет. Работы по программе “Интернет в школы, больницы и музеи”, инициатором которой выступил Борис Немцов, идут уже полным ходом. Программа финансируется из его личных средств и средств нижегородского института “Открытое общество”. О ее целях и этапах рассказывает ее координатор Михаил Коников, директор Интернет-центра “Инфорис”.
В нашем городе есть несколько школ с оборудованными по последнему слову техники компьютерными классами, крупными библиотеками, даже бассейнами. Но большинство школ о хороших современных компьютерах может только мечтать (денег едва хватает на латание дыр в крыше). Конечно, можно было на выделенные деньги, например, закупить учебные пособия. Но организаторы программы считают, что этим должна заниматься власть. Интернетизация же не входит в перечень ее обязательств перед образовательными учреждениями. Поэтому, чтобы без помощи государства поднять уровень компьютерного оснащения школ, предоставить всем детям равные возможности для освоения нового информационного пространства, и была задумана эта программа.
Как предусматривается программой, в каждой школе Автозаводского избирательного округа (это Советский, Ленинский и Автозаводский районы города) в течение 2000-2001 гг. будет установлено по два хорошо оснащенных компьютера, объединенных в локальную сеть и подключенных к Интернету и электронной почте. Работы начались в апреле этого года с конкурса на лучшего поставщика решения для интернетизации школ Советского района.
Конкурс, на который было подано девять заявок, проходил в три этапа - нужно было выбрать поставщика Интернет-услуг, техники и программного обеспечения. При этом требования к конкурсантам предъявлялись очень серьезные: наличие лицензий, сертификатов на оборудование, гигиенических сертификатов. Кроме того, конкурсной комиссии важно было выбрать решение с низкими эксплуатационными затратами (ведь речь идет о школах). Поскольку в городе не нашлось фирмы, которая могла бы одновременно предложить и провайдерские услуги, и услуги по поставке компьютеров, то заявки принимались от “дуэтов”.
Наиболее интересное решение по поставке компьютеров предложила фирма “Вист”, а наиболее дешевое решение по подключению и работе в Интернете - “Нижегородсвязьинформ”, выступавшие в разных парах. Самое нестандартное и перспективное решение поступило от фирмы “Коммерческие информационные сети”, но комиссию не устроили высокие эксплуатационные расходы, связанные с его реализацией. В итоге выиграла совместная заявка “Нижегородсвязьинформа” и фирмы ЦЭК. До 1 сентября 2000 г. все школы Советского района будут подключены к Интернету по выделенным каналам и получат компьютеры Pentium Celeron 466 МГц с предустановленным лицензионным программным обеспечением (Windows, MS Office). ПО MS было выбрано, во-первых, потому, что это проверенное временем, законченное и хорошо документированное решение, а во-вторых, потому, что в MS при продаже ПО учебным заведениям действуют значительные скидки.
Надо заметить, что победитель конкурса никакой экономической выгоды не получает, услуги и оборудование поставляются по стоимости примерно на 10% ниже рыночной. Цель программы - гуманитарная. Это и ознакомление детей с современными информационными технологиями, и использование ресурсов Сети для изучения различных предметов, и всевозможные межшкольные конкурсы, и просто общение. Что такое, например, конкурс рисунков в Интернете? Это неограниченная аудитория и неограниченный объем выставочных пространств. Кроме того, по условиям программы каждая школа получает место для построения собственного сайта. Причем дети осваивают все очень быстро и начинают делать сайт своей школы еще до реального подключения ее к Интернету.
Программа предполагает и определенные обязательства со стороны школ. Прежде всего, школы должны использовать эти компьютеры для целевого назначения, в первую очередь для создания школьных информационных ресурсов и изучения информатики, а в будущем и других предметов. Школа не имеет права раскомплектовывать компьютеры. Кроме того, до конца 2000 г. во всех школах необходимо создать попечительские советы, состоящие из родителей и спонсоров. Эти советы (в некоторых школах они уже есть) будут оплачивать доступ в Интернет после окончания времени, оплаченного по программе, и ремонт техники в послегарантийный период (гарантия на технику - 2-3 года). Также школа должна обеспечить охрану и заземленное электропитание. Если в течение года все эти условия окажутся выполненными, то компьютеры будут переданы на баланс школе.
По условиям программы, до конца 2000 г. работа в Интернете для учеников будет бесплатной, хотя реальные затраты по каждой школе - около 60 долл. в месяц. Это примерно 5 руб. в месяц на старшеклассника (всего одно мороженое). Если организаторам удастся перевести сетевой трафик в некоммерческую сеть, то стоимость снизится до 40-50 долл. в месяц. С июня в учебном классе института “Открытое общество” началось обучение преподавателей. Групп будет несколько: учителя информатики, библиотекари, предметники.
Кроме того, у организаторов программы существует договоренность с Нижегородским государственным университетом им. Н. И. Лобачевского о разработке методических пособий для школьных учителей. Ведутся переговоры о привлечении к методической работе и Нижегородского института развития образования, хотя методических пособий пока еще не существует. Организаторы программы постарались учесть и такой больной вопрос, как доступ к порнографическим страницам в Интернете. Все обращения со школьных компьютеров будут фиксироваться и отфильтровываться провайдером. Так что учителя и родители сразу узнают о случаях несанкционированного доступа. Естественно, что для особо “любознательных” все лазейки перекрыть невозможно.
Следует отметить, что технически программа реализована по международным стандартам, что исключает проблемы при стыковке используемого для нее оборудования с оборудованием других фирм. Дело в том, что существует совместный проект администрации Нижегородской области и Фонда Сороса по подключению к Интернету организаций социальной сферы, в соответствии с которым на городских АТС создаются новые магистральные каналы. Этот проект и программа интернетизации школ хорошо дополняют друг друга, потому что школьные машины можно будет переключить на новое узловое оборудование.
Сегодня к Интернету подключено шесть школ Советского района, пока все идет точно по графику, и последняя школа будет подключена 11 августа. В сентябре начнется подключение 22 школ Ленинского района, в декабре - 34 школ Автозаводского района (в обоих районах главные школьные “интернетизаторы” будут также определяться на конкурсной основе - тем более что опыт проведения подобных конкурсов уже есть).
Конечно, остается множество вопросов, ответы на которые пока не получены. Смогут ли учителя информатики научить школьников грамотному построению Web-страниц, если они впервые увидели “нормальный” компьютер вместе с учениками? Как быстро появятся методики для обучения работе в Сети и насколько они будут удачны? Как распределить ресурсы всего двух компьютеров между несколькими десятками старшеклассников? Как проследить за тем, чтобы компьютер действительно использовался, а не стоял запертым в кабинете директора?
А в заключение - две цитаты
Воробьева В. М., директор школы № 18: “У нас есть один компьютерный класс, оснащенный очень старыми компьютерами УКНЦ. На покупку современных просто нет денег. Знакомство с новой техникой и Интернетом расширит кругозор наших детей, у них появятся навыки, которые помогут им в выборе профессии. Кроме того, Интернет и электронная почта расширят круг общения преподавателей, позволят им получать новую информацию”.
Ярмаков Б. Б., завуч школы № 186: “Одно из направлений нашего обучения - знакомство детей с информационной культурой. У нас уже есть три компьютерных класса плюс библиотечный центр. Имея доступ в Интернет, мы сможем общаться с другими школьниками, путешествовать, например посетить Эрмитаж, не выходя из класса. Что касается негатива в Сети, так этого везде достаточно - включи телевизор и смотри”.