В середине июля в американском журнале eWeek было опубликовано интервью главного редактора Эрика Ландквиста и редактора Джона Доджа с исполнительным директором и президентом Microsoft Стивом Балмером (Полный текст перевода на русский язык можно найти на сайте www.pcweek.ru; см. www.pcweek.ru/news.asp?id=3691). Эта беседа освещает некоторые новые грани стратегии по созданию .NET-платформы (см. PC Week/RE, № 23/2000, с. 3), хотя расставленные в ней акценты, как мне кажется, не очень точно отражают суть планов Microsoft. Впрочем, нужно подчеркнуть, что, несмотря на обещание выпустить первые продукты с суффиксом .NET в ближайшие месяцы, речь сейчас идет именно о долгосрочных планах: не столько о конкретных технологиях, сколько об общих направлениях их развития.
Что получится через два-три года - сказать довольно сложно. Можно привести немало примеров даже из недавней истории, когда Microsoft по различным внешним и внутренним причинам шла на достаточно резкое изменение своих стратегических планов. Не говоря уже о том, что картина “безоблачного благополучного будущего” в реальности может получиться в виде заставки с голубым небом...
Что является главным в .NET
В предисловии к интервью главная идея инициативы определена как “распространение подписки на комплекты приложений, размещенные в Интернете”. Такая трактовка представляется не совсем точной, так как все же ключевым направлением является дальнейшая интеграция Windows и приложений для этой ОС с Интернетом, переход от локальной вычислительной схемы к распределенной. Причем на первом этапе делается упор на создание распределенной модели данных на базе XML, а уже потом - распределенных вариантов самих приложений.
Эту стратегическую задачу преобразования компьютерного мира Microsoft собирается решать в традиционной для своей бизнес-модели манере - с привлечением огромного числа независимых разработчиков ПО и аппаратуры, а также поставщиков услуг. Именно поэтому первый этап реализации данной программы связан в основном с выпуском соответствующего технологического инструментария.
Microsoft Network - новый этап развития
Безусловно, новые технологии подразумевают изменение модели распространения и использования ПО. Именно поэтому в интервью довольно большое внимание уделяется обещаниям Microsoft обеспечить “качественно новый уровень работы пользователя”. Действительно, подписка на услуги и ПО для конечных пользователей - один из элементов .NET, который требует пояснения. Дело в том, что Microsoft сегодня является одним из крупнейших в мире провайдеров Интернет-услуг, располагающим грандиозной сетью MS Network (MSN) - www.msn.com. Подписчикам MSN предоставляется огромное число разнообразных сервисов: электронная почта, прямой обмен сообщениями, создание персональных Web-узлов, групп новостей и многое другое. Причем доступ к этим ресурсам и услугам поддерживается не только на уровне Интернета, но, например, и с помощью мобильных средств связи (сотовые телефоны, пейджеры). Развитием этого же направления является создание специального портала bCentral для пользователей из сферы малого бизнеса.
Обнародованные планы Microsoft дают основание предположить, что MSN будет развиваться в двух направлениях.
Во-первых, будет расширяться спектр услуг MSN. В частности, вполне логично появление “календарных” услуг, таких, как перенос персональной базы данных и всей функциональности Outlook с локального компьютера на удаленный сервер. Тогда пользователь сможет познакомиться со списком запланированных дел в любой точке планеты с помощью мобильного телефона. Следующим шагом может стать предоставление других стандартных офисных услуг, в частности по созданию документов. Однако, скорее всего, тут речь пойдет не о тривиальном хостинге приложений, а о выделении некоторого набора услуг, например, в виде предоставления соответствующего хранилища.
Естественно, развитие сети MSN будет сопровождаться включением механизма простого доступа к ней в пользовательские приложения (по умолчанию вы попадете именно в эту сеть).
Во-вторых, судя по упоминанию в интервью вопроса о поддержке инициативы Microsoft Интернет-провайдерами, корпорация собирается передать им по крайней мере часть услуг MSN, в частности связанных с хостингом приложений. Именно в этом должна заключаться реализация распределенной модели, которую Балмер противопоставляет более централизованной схеме Oracle.
Здесь можно вспомнить историю пятилетней давности, когда Microsoft чуть не “проспала” появление Интернет. Тогда корпорация фактически игнорировала развитие “Сети сетей”, пытаясь противопоставить ей собственную глобальную систему MSN для объединения Windows-платформы в мировом масштабе. В тот момент Microsoft явно переоценила свои силы и ей пришлось спешно догонять уходящий поезд под названием “Интернет”. Сейчас корпорация учла прежние ошибки и, по всей видимости, возвращается к проекту создания собственной глобальной сети в рамках платформы .NET.
Технологии и юридические проблемы
В беседе редакторов eWeek со Стивом Балмером подчеркивается, что инициатива Microsoft будет реализовываться независимо от развития судебного процесса по обвинению корпорации в нарушении антимонопольного законодательства. Однако мне представляется, что связь здесь все-таки есть, причем достаточно прямая. Более того, разработка стратегии .NET является в какой-то степени аргументом Microsoft в защиту свой позиции. Отметим лишь несколько моментов.
- Идеология .NET направлена на дальнейшую, еще более тесную интеграцию операционной системы и пользовательских приложений. Фактически речь идет о формировании компьютерной платформы более высокого уровня с включением в нее не только приложений самой корпорации, но и продуктов огромной армии независимых разработчиков. А ведь судебные органы США, борющиеся с монополизмом Microsoft, стремятся именно к разделению бизнеса ОС и прикладных программ.
- Весьма любопытно звучит в устах президента Microsoft заявление о приверженности его компании открытым стандартам XML, в противоположность Java, которая является все же торговой маркой Sun.
- Не случайно Стив Балмер сказал, что судебные разбирательства несколько замедлили разработку концепции .NET, препятствуя тем самым продвижению корпорации к заветной цели - “повышению благосостояния трудящихся”.