Супермаркеты в “спальных районах” больших городов все чаще берут на себя роль неких центров, куда люди приходят не только купить хлеб и молоко, но и пообщаться, узнать местные новости, просто прогуляться.
Одной из таких торгово-культурных точек, расположенных в густонаселенном московском районе Восточное Бирюлево, призван стать недавно открывшийся здесь торговый центр с многообещающим названием “От и До”.
Как это задумывалось
“Приступая к организации торгового центра, мы считали, что в его основу должна лечь концепция "Семья, женщина, ребенок", - отмечает Петр Немилов, генеральный директор торгового центра "От и До". - Иными словами, здесь должно быть все, что нужно для удовлетворения главных жизненных потребностей семьи, а также целый комплекс товаров первой необходимости для женщин и детей. Ведь Восточное Бирюлево - компактный район столицы, весьма удаленный от центра, с транспортными проблемами и населением небольшого города (130 тыс. человек), а мать семейства с маленькими детьми или живущий здесь пенсионер часто не имеют возможности далеко и надолго отлучаться из дома. Поэтому наш торговый центр должен стать не только магазином, но и местным культурно-развлекательным комплексом, где можно послушать музыку, посетить парикмахерскую, выпить чашечку кофе, выбрать видеофильм и при этом не беспокоиться о ребенке - пока мамы делают покупки или отдыхают, дети проводят время в специальном развлекательном комплексе на втором этаже торгового центра.
Однако понятно, что и супермаркет, и все другие подразделения торгового центра такого масштаба могут существовать и успешно развиваться только при условии грамотного управления, четко отлаженный механизм которого позволит не преодолевать внезапные трудности, а предвидеть их”.
Именно такой настрой побудил руководителей компании обратиться за помощью к профессиональным консультантам. Это было тем более важно, что планировалось дальнейшее расширение бизнеса, ведь наиболее конкурентоспособны на рынке сейчас не отдельные магазины, а торговые сети. Важность организации эффективного управления первым - “пилотным” - розничным объектом возрастала многократно. Поставив дело здесь, можно было тиражировать найденное решение, продвигая его не только в столице, но и в регионах
Консультанты во многом оказались правы
“Летом прошлого года мы начали работать с Гильдией "Русь торговая", - вспоминает финансовый директор Сергей Копанев. - На первых порах возникало много вопросов, вызывавших разногласия, споры, однако практика показала, что консультанты часто оказывались правы. Например, они настояли на том, чтобы и к организационному процессу мы относились со всей серьезностью, как к любому проекту, которым следует специально управлять. Пришлось засесть за книги, очень помогла, например, книга У. Р. Дункана "Руководство по основам менеджмента проектов". В результате удалось составить план, где буквально по часам было расписано, что, когда и кто делает, распределены финансовые и людские ресурсы, намечены конкретные цели. И только после этого дело пошло; хотя все равно наиболее тяжелой стадией был и остается ремонт и оборудование помещения”.
Проект предусматривал и выбор программно-аппаратного обеспечения, поддерживающего ту систему управления, те бизнес-процессы, которые были выработаны совместно с консультантами. Пришлось изучить немало информационных систем, предлагаемых на рынке для торговых предприятий. Мы искали не просто систему учета товародвижения, пусть даже интегрированную с бухгалтерией и торговым залом, - задача ставилась шире: нужна была ИС, помогающая принимать решения. Да, система учета движения товаров может провести первичный анализ и классифицировать данные по тем или иным группам товаров и/или различным временным периодам. Но при огромном товарообороте и том разнообразии подразделений, которое предполагалось реализовать в новом магазине, на изучение уже отобранной таким образом информации понадобилось бы слишком много времени и все равно достаточно квалифицированный, обобщенный анализ вряд ли был бы возможен. Ведь для подобного анализа руководителем обычно используется не более 8-10% всех данных, хранящихся в системе. Поэтому нужен был пакет, способный не только отбирать и анализировать информацию, но и помогающий принимать решения.
“Консультанты посоветовали нам (а мы впоследствии убедились в их правоте) воспользоваться для наших целей продуктом корпорации "Парус", имеющей огромный опыт создания автоматизированных систем управления предприятием, - рассказал Сергей Копанев. - Конечно, раздавались голоса, считавшие этот выбор рискованным, - ведь "Парус" лишь около двух лет назад начал разработки для розничной торговли. Однако мы не ошиблись. Установленная ИС обладает уникальными аналитическими возможностями (пакет "Триумф-Аналитика"), подкрепленными общим комплексным подходом к решению всех задач, и функциями финансового управления и бюджетирования. Для управления крупным торговым предприятием планирование финансов и деятельность в рамках бюджетов по отдельным проектам и направлениям имеет важнейшее значение”.
Постановка современного управления и выбор наиболее эффективной информационной системы важны были для торгового центра еще и по следующей причине: если сегодня крупное торговое предприятие такого масштаба в Восточном Бирюлеве пока одно, то недалек тот день, когда у него поблизости могут появиться сильные конкуренты, и запас прочности уже сейчас должен быть таков, чтобы собственными силами (без консультантов или с минимальным их участием) справиться с этой ситуацией: проанализировать конъюнктуру, просчитать свои действия и остаться успешным предприятием.
К выбору электронного оборудования руководство компании отнеслось так же тщательно, как и к выбору ИС. Были изучены предложения нескольких фирм, занимающихся продвижением торгового оборудования. “Мы остановились на двух компаниях: "ДатаСкан" и "ПринтШоп". Особенно я бы выделил "ДатаСкан", которая поставляет качественную технику от ведущих мировых производителей. Технику недешевую, но нам хотелось с самого начала сделать хороший магазин, который мог бы работать без сбоев в условиях больших нагрузок, - отметил Сергей Копанев. - После долгих сомнений мы приняли предложение "ДатаСкан" приобрести кассы "Аккорд" отечественной сборки. Почему? У них оптимальное соотношение цены и качества. И в этом мы уже убедились. Наши "Аккорды" работают как часы. А уровень сервиса "ДатаСкан"! Когда сотрудники налоговой инспекции начали регистрировать наши кассовые аппараты, что-то не заладилось с одним из них (у кассиров было еще мало опыта обращения с новой техникой). Специалисты "ДатаСкан" приехали через 40 минут и сразу же устранили все неполадки. Другими словами, в процессе выполнения таких проектов очень быстро понимаешь, с кем стоит работать, а с кем - нет”.
Что же получилось в результате?
В середине апреля состоялось открытие магазина. Светлый зал встретил покупателей ровным рядом столов с POS-терминалами на кассовом узле, удобно расположенными стеллажами и холодильными витринами с продуктами.
“ИС торгового предприятия такого масштаба, как наше, должна не просто регистрировать, что и в каких количествах продано, но - самое главное - служить инструментом для оценки текущего состояния дел и принятия решений на будущее, - сказал Сергей Копанев. - Возможности, заложенные в специфическом программном комплексе "Ситуационный центр", позволяют легко и быстро анализировать продаваемость товаров (по группам и отдельным позициям), определять другие важные для руководителя показатели: объемы выручки и прибыли за любой период, складской остаток, рентабельность, реальную себестоимость товаров, выделять из всей массы продукции лучшие и худшие позиции по выручке и прибыли и многое другое. Можно также выявить причины, по которым тот или иной товар плохо продается: если это высокая цена, то каково ее происхождение - завышенная торговая наценка (тогда из системы легко почерпнуть сведения о том, кто ее установил), невыгодная закупочная цена (кто принимал решение о покупке этого товара?), плохое качество товара (от какого поставщика пришел некачественный товар?) или истекающий срок годности (необходимы срочные меры по уценке и улучшению выкладки)”.
Но самое главное, по признанию руководителей магазина, - имеющиеся в “Ситуационном центре” возможности детального анализа и прогнозирования, проигрывания ситуаций. Они позволяют, например, просчитать, как будет продаваться товар, если наценку сделать не 25, а 30%; у какого поставщика выгоднее брать данный продукт - у того, кто запрашивает меньшую цену, но предлагает взять большую партию (а успеет ли она разойтись до истечения срока годности?), или у того, кто за бо/льшую цену может отпускать часто и мелкими партиями (каждый раз свежий товар)? Очень важно и правильно распределить финансы, а ведь это невозможно сделать только с помощью бухгалтерского учета, фиксирующего уже свершившиеся факты. А финансовому директору часто нужны сведения о том, в какие сроки и какие суммы магазин должен перечислять своим поставщикам за полученный товар, необходимы и предварительные оценки эффективности вложения средств, особенно если речь идет о новых направлениях деятельности (например, развертывание системы работы с пластиковыми карточками) или новых партнерах? Такие расчеты непросто сделать вручную, компьютер же справляется с ними легко. Но это именно та информация, которая нужна для управления торговым процессом, финансовыми средствами, в целом для успешного функционирования крупного торгового предприятия.
Конечно, на этапе внедрения системы возникали проблемы, требующие делать выбор. “При формировании парка техники, - рассказал руководитель департамента "Розничные системы" корпорации "Парус" Игорь Школьников, - зашла речь о количестве серверов. Конечно, это недешевая машина (около 3 тыс. долл.), но мы рады, что руководство магазина прислушалось к нашему совету и приняло решение о приобретении двух серверов. Теперь на одном из них хранятся данные и выполняются ежедневные операции, а на другом - проводятся сложные расчеты, необходимые для моделирования ситуаций и управления. В противном случае очень скоро сервер оказался бы сильно перегружен, а это сразу отразилось бы на его производительности и надежности”.
Следует отметить, что создание комплексной информационно-аналитической системы обошлось примерно в 7% от общей стоимости затрат на реализацию проекта.
“Владение информацией - это главное, что позволит нам устойчиво работать и успешно развиваться, несмотря на конкуренцию и изгибы отечественной экономики, - считает Петр Немилов. - Хорошая система управления - это залог успеха”.
К автору можно обратиться по адресу: russ@cool.net.ru.
Торговый центр “От и До”
- Ассортимент продуктов питания - около 8000 наименований.
- Общая площадь - 5000 кв. м, торговая площадь - 2100 кв. м (в том числе продовольственный супермаркет - 930 кв. м).
- Персонал - 164 человека.
- Время работы - круглосуточно.
В настоящее время введен в эксплуатацию полнопрофильный супермаркет с двумя цехами по производству мясных полуфабрикатов, салатов, выпечки.
В ближайшее время открывается пивной ресторан, детский развлекательный центр и отдел проката видеокассет.
Состав программно-аппаратного комплекса
Аппаратная часть
- Компьютеры Pentium II-400 - 26 рабочих мест
- Серверы Pentium III-500 - 2
- Принтеры лазерные - 7
- POS-терминалы “Аккорд” - 8
- Сканеры настольные Symbol LS 5700 - 8
- Мобильные терминалы Formula 734 (Datalogic) - 2
- Сканеры ручные DLC 7000 - 3
- Принтер штрих-кодов Zebra - 2
- Весы Bolet - 10
Программное обеспечение
Система управления розничным предприятием корпорации “Парус” включает следующие модули:
- Управление заказом товара и реализацией (логистика);
- Бухгалтерия;
- Управление финансами;
- Управление персоналом, трудом и зарплатой;
- “Триумф-Аналитика”.
Программный комплекс “Ситуационный центр” (разработчик - “Ай Си Эл”).
Кассовая программа “Уникум” (разработчик - “ДатаСкан”).