“Дипломатический” подход к автоматизации

ПРОЕКТЫ

По словам разработчиков делового и экономического ПО, в Москве многие организации (и торговые - в большой степени) переживают сейчас волну вторичной автоматизации. Это означает, что, поработав с какой-то несложной и недорогой информационной системой (например, бухгалтерской или простейшей торговой), освоив их основные возможности, руководители предприятия (а равно и весь остальной персонал) могут перейти на следующую ступень - к более совершенной, развитой (часто - уже комплексной) системе. Появляется не только опыт работы; формулируются более высокие требования - и к программно-аппаратному комплексу, и к тем, кто его разрабатывает и внедряет, и к фирме, берущей на себя сопровождение. Пример тому -столичный магазин “Дипломат”.

Итак, вторая волна

В 1994 г. в “Дипломате” был установлен первый программный комплекс, торговый зал оборудован POS-терминалами и сканерами для считывания штрих-кодов. Однако со временем торговая система начала вызывать нарекания операторов и менеджеров (частые сбои, ненадежность БД, недостаточная функциональность). В прошлом году, когда вопрос об этом встал со всей остротой, возникла необходимость ее замены. При этом выбор пал на компанию “Пилот”, работающую на рынке автоматизации торговли c 1991 г.

“Приступая к этому проекту, - рассказала Ирина Сотник, коммерческий директор компании "Пилот", - мы постарались учесть, что у клиента уже имелась часть оборудования (компьютеры, сервер, бар-сканеры и пр.). Чтобы выяснить, что из этого может быть использовано в новом программно-аппаратном комплексе, мы провели аудит наличного ПО, локальной сети и технического парка. В результате нам удалось так составить проект, что были задействованы (с некоторыми доработками) имеющиеся локальные сети, компьютеры, удалось настроить для работы с новой системой весовое и сканирующее оборудование (сканеры штрих-кода на кассовом узле и терминалы сбора данных на складе). Это принципиальная составляющая работы нашей компании - спроектировать систему так, чтобы максимально бережно отнестись к ресурсам клиента, сэкономить его деньги и время.

Однако при этом мы объясняем заказчику и стараемся аргументированно показать, на чем экономить нельзя, - в первую очередь это кассовый узел. От быстроты и надежности его работы напрямую зависит выручка. Нам удалось убедить руководство магазина заменить имеющиеся у них кассовые аппараты марки ABS на современные POS-терминалы TeamPOS 5000 (производства компании Fujitsu-ICL). Помимо того, что они оснащены соответствующей кассовой программой ("Профи-Т", разработка компании "Пилот"), тесно увязанной с торговой системой "Домино" ("Софт-Вест"), эти POS-терминалы отличаются устойчивостью и высокой производительностью”.

Все ради клиента!

Изюминкой данного проекта стал новый модуль, разработанный специально для “Дипломата”. Дело в том, что в этом магазине, помимо расчетов по стандартным платежным системам (процессинговый сервер для работы с кредитными картами был установлен в 80-х годах), был задействован еще один вид пластиковых денег - так называемые корпоративные (дебетовые) карточки. Этот вид оплаты был введен для организаций (корпоративных клиентов) с самого начала работы магазина (только в прежние годы учет здесь велся вручную, и лишь с приходом компьютерных технологий появилась возможность перевести его на “пластик”); с его помощью компании могли закупать продукты в магазине по безналичному расчету: на специальный депозит вносилась определенная сумма, а клиенту выдавалась пластиковая карточка, в память которой заносилась эта сумма; при покупке с карточки (и с депозитного счета) списывалась необходимая часть денег. Такая форма была удобна и магазину (он получал авансом дополнительные оборотные средства), и клиентам (они могли оплачивать продукты и товары для представительских целей по “безналу”, получая при этом еще и скидки). Именно для реализации такого вида расчетов был фактически заново разработан один из модулей системы “Домино”, причем оказалось достаточно штатных средств разработки, заложенных в этой системе. Этот модуль позволяет также предоставлять разнообразные скидки и использовать специальные цены для своих корпоративных покупателей.

Еще одним новшеством для магазина стала функция работы с весами, имеющаяся у системы “Домино”. Для этого была выделена отдельная рабочая станция, которая управляла работой весов, а также производила печать этикеток (“Управление розничными ценами”). Эта функция позволяет обновлять прайс-лист в памяти весов, не закачивая его заново (в прежней системе такая операция занимала около 10 минут, и в течение этого времени весы не могли работать), а лишь обновляя (за считанные секунды) те позиции, которые претерпели изменения.

Сопровождение системы: в “Дипломате” прижился аутсорсинг

Не секрет, что современные компьютерные технологии, становясь проще и доступнее для пользователя, как правило, требуют все более квалифицированного сопровождения, из-за чего наличие соответствующего специалиста (системного администратора) в штате магазина становится практически обязательным (ведь вызывать при малейших неполадках сотрудника фирмы-разработчика дорого и непроизводительно). Однако есть и другой вариант решения этой проблемы (именно его выбрали в “Дипломате”).

Сразу после установки новой системы был заключен договор на обслуживание с компанией “Скорая компьютерная помощь”, согласно которому от этой фирмы магазину был выделен в качестве системного администратора специальный сотрудник. В обязанности его входит поддержка работы программно-аппаратного комплекса, устранение мелких неполадок, при необходимости - перенастройка системы и т. п. На время отпуска или болезни сотрудника компания обязана предоставить магазину другого специалиста, так что без присмотра информационный комплекс не остается.

При заключении договора фирма гарантирует и то, что ее специалист будет обладать необходимой квалификацией, позволяющей сделать небольшие доработки системы, нетривиальные настройки на тот или иной вид операций или нововведений. “Тем более что программный комплекс "Домино" легко освоить, - заметил Павел Федоров, сотрудник "Компьютерной скорой помощи", фактически выполняющий функции системного администратора магазина "Дипломат". - Это ПО отличается удобством в работе, хорошо настраивается, имеет богатую и детально проработанную систему отчетов и развернутое "Руководство пользователя"”.

В обязанности приглашенного системного администратора входит, в частности, организация регулярного резервного копирования информации (эта операция проделывается сейчас автоматически каждую ночь), обновления программ и многое другое. Кстати, для этого “Пилот” активно использует возможности Интернета: файлы с обновлениями можно свободно получить с помощью FTP-сервера.

Казалось бы, многочисленные гастрономы и супермаркеты сегодня очень похожи один на другой; однако при ближайшем рассмотрении нет двух одинаковых проектов - не только в плане используемых программно-аппаратных средств, но и в отношении того организационного опыта, часто уникального, который вырабатывается в каждом конкретном случае.

"Закон сохранения денег"

Экономя деньги на оборудовании, вы проигрываете в его производительности и недежности; при низкой производительности неизбежна потеря клиентов, не желающих ждать и стоять в очередях; теряя клиентов, вы теряете деньги, которые пытались сэкономить.

В “Дипломате” решили не экономить на оборудовании кассового узла

“Дипломат”

Этот магазин, помимо характерного названия, имеет и весьма элитарную историю. Он был открыт 30 лет назад как первый (и долгое время единственный) продовольственный магазин системы “Березка” и до 90-х годов в качестве платежного средства принимал иностранную валюту и чеки от тех, кто их тогда имел (дипломатов, аккредитованных специалистов и россиян, долго работавших за границей). В соответствии с составом покупателей строилась и ассортиментная политика магазина. За 30 лет многое изменилось, однако до сих пор в “Дипломате” стараются уделять серьезное внимание ассортименту: здесь можно купить то, чего не найдешь даже в самых изобильных супер- и гипермаркетах. Поэтому сюда, на Большую Грузинскую, до сих пор подруливают иномарки с дипломатическими номерами, а оплата товаров по кредитной карточке - здесь дело обычное.

Программно-аппаратный комплекс “Дипломата”

Аппаратная часть

- 8 компьютеров класса Pentium 400/32M/4G

- 2 сервера HP NetServer E-45 (Pentium II/132 M/8G)

- 1 стриммер HP SureStory Dat 8

- 4 кассовых аппарата TeamPOS 5000

- 6 ручных лазерных сканеров ШК FuzziSan

- 2 терминала сбора данных Zebex Pol 10

- 2 этикеточных принтера Intermec 3000

- 3 офисных принтера HP LaserJet 4L

- 5 электронных весов CAS LP-15

Программный комплекс:

- Торговая система “Домино” (“Софт-Вест”)

- Кассовая программа “Профи-Т” (“Пилот”)

- Система бухгалтерского учета “Парус 5.2” (корпорация “Парус”)

Версия для печати