ИТ В МЕДИЦИНЕ

Анализ показывает, Что емкость рынка ИТ для здравоохранения и медицинского страхования достаточно велика. Разумеется, по покупательной способности учреждения социальной сферы не могут сравниться, например, с финансовым и/или нефтяным бизнесом. Однако, учитывая массовость “объектов автоматизации” (десятки тысяч лечебно-профилактических учреждений - ЛПУ) и то обстоятельство, что сегодня медицинские учреждения и органы управления здравоохранением уже не могут выжить без ИТ (а медицинское страхование, по определению, относится к информационно-ориентированным видам деятельности), этот сектор рынка будет набирать силу и в конце концов станет достаточно притягательным для ИТ-индустрии. Такая тенденция уже просматривается. Достаточно сказать, что сегодня в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) около 40% всего софта - это тиражируемые, покупные программные продукты. Хотя и несовместимые между собой из-за отсутствия стандартов. (Следует заметить, что “гиганты” нашей российской ИТ-индустрии пока не делают погоды на этом рынке, хотя некоторые из них имеют специализированные подразделения, например IBS.)

Для любого рынка, особенно для рынка наукоемкой и высокотехнологичной продукции, стандарты являются таким же важным экономическим институтом, как и нормативно-законодательная база. Поэтому, в соответствии с “Концепцией информатизации системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации на 2000-2005 гг.”, важнейшим направлением работы Федерального фонда по созданию единого информационного пространства здравоохранения и системы ОМС стала унификация и стандартизация ИТ. Она включает в себя разработку единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК); базовых функциональных требований и профилей ПО; унифицированных форматов обмена и протоколов взаимодействия между функциональными компонентами и подсистемами ИС ОМС.

В июле 1998 г. Федеральным фондом ОМС, Минздравом и Госстандартом России была утверждена Программа стандартизации в здравоохранении, проведены две всероссийские научно-практические конференции по этому направлению, создан Экспертный совет и т. д. Однако традиционные процедуры разработки стандартов не успевают за развитием ИТ-технологий и потребностями рынка (т. е. за практикой). Да и средств на стандартизацию выделяется явно недостаточно. (Надо сказать, что и специалистов практически нет. Во всяком случае, в области функциональной стандартизации ИТ. При том что стандарты образуют некое ядро профессиональной и производственной культуры, без которой сегодня невозможно создать качественную, конкурентоспособную продукцию.) Для разработки ИТ-стандартов необходим консорциум производителей, работающий на основе самофинансирования. Роль федеральных органов в этом случае должна заключаться в общей координации работ, их информационном обеспечении и поддержке (например, предоставлении участникам необходимых нормативных и методических документов и материалов), проведении экспертизы проектов стандартов. Именно так создаются и сопровождаются промышленные де-факто стандарты ИТ, например, стандарты для Интернета, компонентных технологий COM, CORBA и т. д., что и делает их “живыми” и реально влияющими на рынок ИТ. Именно такой прагматический подход к стандартизации ИТ зафиксирован в Концепции информатизации системы ОМС.

О конкурсе программного обеспечения для лечебных учреждений

В течение последних месяцев в рубрике “Медицинские информационные системы” были опубликованы письма читателей, в которых упоминалась выставка в Орле (февраль 2000 г.), организованная Федеральным фондом ОМС совместно с администрацией области. Хотелось бы продолжить эту тему и высказать ряд соображений.

Начну с того, что наиболее эффективный подход при разработке стандартов - это изучение и анализ опыта использования конкретных прикладных программ. Федеральным фондом запланировано проведение ряда конкурсов программных продуктов, что позволит значительно сократить время, трудоемкость и стоимость разработки функциональных стандартов, поскольку при этом происходит “естественный отбор” наиболее рациональных и апробированных технических решений, накопление и обобщение положительного инженерного опыта.

В условиях рыночных отношений одним из направлений защиты интересов пользователей и повышения качества программного обеспечения является его сертификация, подтверждающая соответствие программного продукта (ПП) стандартам и описанным в документации возможностям, функциям и параметрам. В Федеральном фонде создан и зарегистрирован в Госстандарте России орган сертификации программных средств, используемых в системе ОМС. В соответствии с приказом Фонда все программные средства, закупаемые или разработанные по заказам Фонда за счет средств ОМС, должны иметь сертификат соответствия Федерального фонда, Госстандарта или Минфина России (для бухгалтерских программ).

Представляется, что проведение конкурсов, а также публикация информации о сертификации и рейтингах ПП будут способствовать развитию рынка ПО и ИТ-услуг для системы ОМС и здравоохранения.

Что касается выставки в Орле, то она проводилась в рамках конкурса наиболее массового в системе ОМС программного обеспечения для организации учета медицинской помощи (УМП) и формирования счетов на оплату по ОМС в лечебно-профилактических учреждениях, объявленного Федеральным фондом в ноябре 1999 г. В конкурсе и выставке участвовало 16 организаций-разработчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Новокузнецка, Красноярска, Рыбинска, Углича, Торжка, Ижевска, Перми, Курска, Орла и Ростова-на-Дону, а также более 150 представителей территориальных фондов ОМС, органов управления здравоохранением и лечебных учреждений из 23 регионов страны. Победителями конкурса стали ПП, разработанные фирмой “Релакс” (Москва), специалистами Угличской (Ярославская обл.) и Торжокской (Тверская обл.) Центральных районных больниц (ЦРБ). Среди остальных участников конкурса лучшими названы программные продукты “Медицинская информационная комплексная система” (НИИУМС, Пермь) и “СтатЛайн” (ЗАО “Петромедсервис”, Санкт-Петербург).

Несмотря на то что конкурс не был достаточно представительным (видимо, сказались очень ограниченные сроки подачи заявок и недостаточная информационная поддержка), на нем были продемонстрированы наиболее типичные ПП. Конкурс показал, что по основным функциональным критериям представленные ПП мало уступают друг другу. Можно также говорить о том, что сложились некие неформальные стандарты на ПО для организации УМП. Поэтому, в принципе, при наличии развитых средств настройки и конфигурирования, встроенных средств обучения и помощи пользователю, полной и качественной эксплуатационной и учебно-методической документации, программные средства для решения этой задачи могут быть доведены до уровня тиражируемого, “коробочного” продукта. Однако ни один из представленных на конкурс ПП не соответствует пока этим требованиям. Следует заметить, что существует ряд факторов, препятствующих унификации и стандатизации рассматриваемого класса ПО и возможности создания “коробочных” версий программ. К ним, в частности, относятся:

- разнообразие систем учета и оплаты медицинской помощи по ОМС в различных ЛПУ;

- отсутствие единой системы классификации и кодирования информации, прежде всего классификатора медицинских услуг для учета и оплаты амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи;

- несовершенство существующих форм первичных учетных документов (статистических талонов), необходимых для подготовки счетов на оплату медицинской помощи по ОМС, и ряда отчетных форм государственной медицинской статистики.

В силу этого объявленные технические требования к конкурсному ПО имели некоторую “неопределенность” и избыточность. Кроме того, во многих ЛПУ для ведения медицинской статистики и для учета медицинской помощи и формирования счетов по ОМС используются разные программные средства. При этом имеет место повторный ручной ввод учетных данных - отдельно для ОМС и для медстатистики. Как правило, это обусловлено тем, что ПП для медстатистики были разработаны без учета потребностей ОМС. Поэтому определяющим общим требованием к ПП для ИС ЛПУ стало комплексное использование информационных ресурсов ОМС и органов управления здравоохранением.

То, что два призера конкурса - это больницы, подтверждает известный постулат: информационные системы “выращиваются” совместными усилиями программистов и пользователей. В то же время анализ показывает, что ЛПУ, как правило, не могут своими силами осуществить массовое внедрение ПП в лечебные учреждения, особенно если те находятся в других регионах. Обеспечить тиражирование, распространение и техническую поддержку ПО на промышленном уровне смогут только специализированные организации, хорошо знакомые как с самим ПП, так и с рабочими процессами и особенностями ЛПУ различного профиля.

Поскольку в существующих формах первичных учетных документов отсутствует ряд необходимых реквизитов, в большинстве представленных ПП реализована возможность ввода, хранения и обработки расширенного состава учетных данных. В ПП Угличской ЦРБ и НПП “Эксин” предлагаются более информативные и удобные формы статистических талонов (учетных документов). В программном комплексе Угличской ЦРБ реализована технология их автоматизированного ввода и распознавания (разработка компании Cognitive Technologies), что позволит сократить число рутинных операций и количество ошибок при вводе.

Безусловно, организация электронного документооборота в ЛПУ и ведение всей медицинской документации, включая медицинские карты (истории болезни), в электронном виде наиболее перспективна. При этом отпадет необходимость заполнения различных статистических талонов, поскольку практически вся учетно-отчетная документация может формироваться на основе данных медицинской карты пациента (концепция электронных медицинских записей). Переход к такой технологии будет происходить поэтапно. Отсутствие единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) и стандартной модели электронной медицинской карты (ЭМК) пациента сдерживает этот процесс. Следует отметить, что в ряде конкурсных ПП реализованы основные элементы технологии ведения ЭМК, например в программных комплексах Торжокской ЦРБ и НПП “Эксин”. Из неконкурсных ПП следует назвать ПО “Артемида” (“Конус-Медик”, Курск) и автоматизированную систему Орловской областной больницы.

Минздрав России и Федеральный фонд ОМС работают над созданием ЕСКК и протоколов ведения больных (ПВБ). Разрабатывается информационно-логическая модель ПВБ, которая послужит основой для создания эталонной модели ЭМК.

С текстом Концепции информатизации системы ОМС, техническими требованиями и итоговым протоколом конкурса можно ознакомиться на сайте Минздрава России (www.mednet.ru).

С автором, к. т. н., руководителем службы информационно-технического обеспечения системы ОМС Федерального фонда обязательного медицинского страхования, можно связатья по телефону: (095) 973-4451 или по адресу: stolbov@ffoms.ru.

Версия для печати