ПРОЕКТЫ

Проект “Межрегиональная информационная система” (МИС, www.misinfo.ru) был задуман три года назад, когда маркетинговые навыки российских предприятий были близки к нулю и заинтересованным лицам разыскать информацию о производимой ими продукции и предлагаемых услугах было весьма сложно - в одной области не знали, что выпускалось в соседней. Чтобы улучшить взаимодействие предприятий (особенно малых и средних!) в части снабжения, сбыта и продвижения товаров, Центр содействия развитию научно-технического предпринимательства в высшей школе (ныне Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства) при поддержке Миннауки и Минобразования приступил к проектированию упомянутой системы. Собственно программированием занималась московская компания “СофтПро”, в течение последних шести лет специализирующаяся на создании корпоративных клиент-серверных систем преимущественно на базе Lotus Notes.

По словам руководителя программных разработок Владимира Седых, МИС - это типичная B2B-система, появившаяся в России как раз во время разразившегося на Западе бума таких продуктов. Поначалу она была ориентирована на предприятия, производящие инновационную продукцию, т. е. в большинстве своем наукоемкую и конверсионную. Но сейчас ее функциональность расширена и систему предлагают использовать всем предприятиям РФ, продающим хоть что-нибудь - зерно, масло, кирпич и пр.

Владимир Седых: “Сегодняшнюю встречу стоит

рассматривать как нашу декларацию о намерениях”

В основу концепции МИС заложены следующие принципы:

- ориентация на установление непосредственных хозяйственных связей участников рынка - от рубрикатора до договора (в отличие от электронных торговых площадок и бирж);

- подтверждение всех операций в системе, как традиционными бумажными документами, так и их электронными аналогами;

- предоставление пользователям возможности проведения интерактивных переговоров относительно условий совершаемых сделок, включая способы оплаты и доставки продукции, в режиме оферта - акцепт;

- простота работы с системой, не требующая специальных навыков.

При этом движение товаров и перечисление средств остается вне системы (онлайновые возможности, такие, например, как возможность посмотреть состояние заказа в МИС, пока не предусмотрены).

Технические основы

МИС - это территориально-распределенная клиент-серверная система с серверами обмена, расположенными в 13 региональных отделениях МИС. Для хранения данных используется выделенный сервер, а клиентские места должны иметь выход в Internet и программу просмотра веб-страниц (Internet Explorer 4.0 и выше). В качестве операционной системы выбрана ОС Solaris от Sun Microsystems. Серверная часть реализована на Domino фирмы Lotus/IBM.

Все операции производятся в режиме оффлайн, обновление информации на сайте, по словам разработчиков, будет проводиться в режиме репликаций один раз в сутки.

Что предлагается пользователю

Работа пользователя в системе начинается с его регистрации и получения соответствующих прав. Затем заполняется анкета для регистрации и заключения договора на обслуживание. Получив доступ к системе, пользователь определяет с помощью встроенного “Международного классификатора товаров и услуг” виды своей деятельности и номенклатуру выпускаемой продукции, т. е. круг своих деловых интересов (если в классификаторе не оказывается нужной рубрики, ее можно специальным образом добавить). По внесенным данным система автоматически осуществляет поиск потенциальных партнеров и производит обмен документами между ними.

Для осуществления покупки и/или продажи пользователь формирует и отправляет в систему предложения (оферты) о покупке/ продаже товаров и услуг, бартерных операциях или размещении производственных заказов. Предложения, содержащие все существенные условия договора и реквизиты отправителя, в течение одних суток становятся доступными всем потенциальным партнерам, заинтересованным в данном предложении.

Руководитель предприятия может либо принять (акцептовать) выбранное предложение, либо вступить в переговоры, сформировав и отправив встречное предложение (контроферту). При взаимном согласии сторон, скрепленном электронным аналогом собственноручной подписи руководителей, сделка считается заключенной.

Каждая совершенная в МИС сделка фиксируется в архиве совершенных сделок пользователя.

В системе обеспечена правовая поддержка заключаемых сделок, которая базируется на положениях 28-й главы ГК РФ о заключении договоров в режиме оферта - акцепт. Кроме этого каждый пользователь будет связан договорными обязательствами по выполнению правил и норм адекватного использования системы, обеспечивающими достоверность информации и ответственность участников сделки.

Таким образом, лично мне по первому впечатлению система напоминает масштабный инструмент для проведения закрытых тендеров. Онлайновых аукционов здесь пока не предусмотрено. Полагаю, для того, чтобы МИС приобрела популярность у сотрудников отделов снабжения, прежде всего потребуется не техническое совершенствование системы, а осуществление масштабного перелома в сознании российских снабженцев, привыкших работать по-старому (с использованием личных годами наработанных контактов). Однако наверняка найдется некоторое число прогрессивных представителей этого сообщества, которые отважатся сменить стиль работы. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, как скоро в МИС наберется критическая масса. Ну а замах у проекта серьезный - на всю страну.

“Мисинфо”: (095) 208-3417.

Вехи проекта

В период с апреля 1999-го по май 2000 г. система прошла опытную эксплуатацию и тестирование при участии 13 региональных Центров содействия развитию научно-технического предпринимательства в высшей школе (созданных на базе вузов), расположенных в 12 экономических зонах от Хабаровска до Санкт-Петербурга.

Для дальнейшего развития и рыночного продвижения проект МИС передан по лицензионному договору ООО “МИСИНФО”. С начала августа возможна бесплатная онлайновая регистрация в системе (подробности - на www.misinfo.ru).

В соответствии с разработанной маркетинговой программой продвижения МИС в настоящее время формируется отраслевое и региональное ядро пользователей системы (во внутренней базе данных уже содержится около 4 тыс. предприятий), ведутся пробные работы с Союзом производителей Самарской области, создано “зеркало” сайта в Германии. Регистрация и предоставление прав пользования системой в период до 1 января 2001 г. бесплатны. В дальнейшем планируется ввести гибкую абонентскую плату в размере от 33 до 84 у. е. в месяц.

Версия для печати