Новый графический акселератор RADEON канадской фирмы ATI Technologies (www.ati.com) обещает нам чудеса на экране. Но не сразу. Сегодняшняя ситуация весьма напоминает ту, что всякий раз возникает с появлением очередного поколения процессоров Intel: “Вычислительная мощь возрастет, но только после того как разработчики переделают ПО”.

Подробности устройства ускорителя были раскрыты на пресс-конференции в Мюнхене 25 августа. Микросхема содержит три текстурных блока, что позволяет за один такт выполнять три операции нанесения текстур. Помимо этого в ATI RADEON применен ряд новаторских функций. Функция 3D Textures упрощает расчет и отображение сечений различных объектов. Например, задав трехмерную текстуру для деревянного бруска, вы избавляетесь от необходимости специально рассчитывать вид поверхности на каждом срезе этого бруска - он будет создаваться автоматически. Упростится и генерация изображения при виртуальном путешествии сквозь тела. А метеориты, которые игрок станет расстреливать в игре, будут разлетаться на куски, не требуя дополнительной текстурной обработки! Ожидается, что трехмерные текстуры найдут широкое применение не только в играх, но и в медицинских программах и САПР.

Известно, что хорошей производительности на 3D-операциях с медленным центральным процессором не добиться. Он просто не успевает подавать информацию на 3D-ускоритель в нужном темпе. Фирма ATI попыталась частично решить эту проблему. Запатентованная ею технология HyperZ с помощью специального алгоритма сжатия без потерь примерно на 20% сокращает объем информации, передаваемой в кадровый буфер. В алгоритме используются различные методы сжатия, в частности исключается повторное заполнение ячеек, содержимое которых не требует изменения.

Функция Keyframe Interpolation позволяет в ряде случаев переложить существенную часть нагрузки с ЦП на графический акселератор. По сути, это - морфинг, обеспечивающий постепенный переход от одного вида изображения к другому по ходу вывода кадров с помощью автоматической интерполяции. Благодаря Keyframe Interpolation движения героев станут более плавными и сократится объем файлов, необходимых для хранения промежуточной информации.

Функция 4 matrix skinning применяется для сопряжения текстур на стыках подвижных деталей. В качестве примера возьмем пятнистого барса. При традиционном подходе на стыке туловища и лапы в момент движения наблюдается неестественная деформация пятен на шкуре зверя. При сложной четырехматричной обработке текстур шкура будет выглядеть более равномерной и естественной. Ожидается, что благодаря этой функции компьютерные герои станут почти как настоящие.

ATI RADEON

В микросхему RADEON встроен декодер телевидения высокой четкости (HDTV). Для отечественного рынка это пока не актуально, но в США государство намерено к 2006 г. перевести все телевещательные компании на новый стандарт.

Микросхема акселератора RADEON, выпускаемая по технологии с проектными нормами 0,18 мкм, содержит 30 млн. транзисторов. Шина памяти имеет частоту 200 МГц, ее пропускная способность - 6,4 Гб/с. Исполнительный блок работает с 256-разрядными числами. Шинный интерфейс - AGP 4X.

Если воспользоваться стандартными тестами ZD 3D WinMark 2000, то плата ATI RADEON покажет 7-10-процентное превосходство над популярным ныне графическим ускорителем GeForce2 GTS (более подробно о результатах тестирования вы сможете прочитать в сентябрьском номере журнала PC Magazine/RE). Однако учтите, что в этих тестах не используются новаторские возможности RADEON.

Сегодня выпускаются три версии платы:

- с 64 Мб быстрой видеопамяти DDR, входом и выходом видеосигнала;

- с 32 Мб видеопамяти DDR;

- с 32 Мб видеопамяти SDRAM.

Последняя модификация обладает отличным соотношением цена/производительность. При цене до 200 долл. она ненамного уступает по скорости самым мощным платам ATI. В середине осени в продаже появится многофункциональный вариант ATI RADEON All-In-Wonder.

По словам Норберта Куперьянса, менеджера по техническому маркетингу мюнхенского офиса компании, ATI не поставляет микросхемы RADEON другим производителям графических плат. Такая политика гарантирует, с одной стороны, одинаково высокое качество всех графических контроллеров, с другой - быстрое исправление найденных ошибок. Дело в том, что производители графических плат, обнаружив недоработки в драйверах и микросхемах, не склонны докладывать об этом поставщику графических микросхем. Они рассматривают методы устранения или обхода ошибок как свое ноу-хау, позволяющее получить конкурентное преимущество перед другими производителями.

В плате RADEON аппаратно реализовано большинство функций готовящегося к выпуску программного интерфейса DirectX 8. Поэтому задействовать основные ее возможности можно будет где-то в конце нынешнего года.

Для распространения плат ATI RADEON на профессиональном рынке проводится сертификация на их совместимость с основными пакетами САПР.

ATI Technologies: (095) 796-9365.

Версия для печати