Как известно, 1 сентября начинается не только учебный, но и деловой год, поэтому наиболее дальновидные и предусмотрительные руководители повышали свою квалификацию летом, жертвуя теплыми погожими деньками в угоду своему профессиональному росту. Но жертвовать было ради чего.
На исходе лета в “Сетевой Академии ЛАНИТ” в четвертый раз был проведен очень содержательный цикл авторизованных курсов под общим названием Microsoft Solutions Framework (MSF), посвященных технологии создания ПО и бизнес-решений на его основе.
Управлять процессом разработки и внедрения ПО
Стремительное развитие новой индустрии - разработки ПО и соответствующих бизнес-решений на его основе, несколько лет назад заставило задуматься о способах рациональной организации этого процесса и управления им. Тем более что статистика успешности ИТ-проектов свидетельствует о том, что обычно благополучно завершаются лишь 26% ИТ-проектов. Это означает, что только 26% разработок заканчиваются в заранее намеченный срок, укладываются в рамки отведенных для них ресурсов (в конечном счете - финансовых), а созданный в результате продукт (ПП или информационная система в целом) имеет именно те функциональные возможности, которые были запланированы. Еще 46% разработок так или иначе добираются до финала путем внесения разного рода изменений (от некоторой корректировки сроков до полного пересмотра первоначальной концепции; иногда это единственная возможность хоть как-то спасти проект). И наконец, 28% (почти треть!) заканчиваются провалом; это, как правило, случаи, когда неуспех настолько очевиден, что выгоднее прекратить работы, чем продолжать их.
Когда к началу 90-х годов компания Microsoft вошла в режим регулярного создания ПО и успех многих ее проектов стал определяться не только талантом программистов, но и грамотным менеджментом, правильным подбором и распределением ресурсов, стало понятно, что этот опыт можно собрать, обобщить и тиражировать - как любую хорошо отработанную технологию. Так в 1994 г. появился Microsoft Solutions Framework, ставший фактическим стандартом в этой области. Он представляет собой совокупность концепций, моделей и опыта (кстати, не только Microsoft, но и других компьютерных компаний), которые лежат в основе планирования, реализации и управления процессом создания ПО и информационных систем в целом.
MSF в России
К нам MSF всерьез пришел весной нынешнего года, когда в “Сетевой Академии” этот цикл курсов был впервые прочитан на русском языке сертифицированным тренером Татьяной Коваль. До этого российское представительство Microsoft, по словам менеджера по обучению Екатерины Садовской, один-два раза в год приглашало зарубежных тренеров. Помимо того, что это всегда было весьма хлопотным делом (так как оно связано с согласованием сроков, арендой помещения и созданием условий для тренера), такой подход требовал и немалых финансовых затрат (как от слушателей, так и от организаторов). Мешал и языковой барьер - зарубежные тренеры читали курс по-английски. И хотя этот язык для разработчиков не является совсем уж чужим, для полноты восприятия данного курса “технического английского” оказывалось явно недостаточно. Сей факт явился дополнительным резоном для “прописки” MSF в России.
Цикл курсов по технологии Microsoft Solutions Framework
В скобках приведена продолжительность курсов в днях
К тренерам, проводящим обучение по MSF, предъявляются высокие требования: помимо прохождения специального тренинга и хорошего знания предмета, необходимо иметь практический опыт участия в проектах по разработке ПО и руководства ими, а также написать и защитить перед комиссией письменную работу по заданной теме. К этому следует добавить и высокую стоимость обучения. Татьяне Коваль удалось успешно пройти все испытания и стать первым (и пока единственным) в России тренером, преподающим MSF на русском языке.
“Летний призыв”
Нам удалось побывать на нескольких занятиях одного из базовых курсов MSF “Принципы разработки программного обеспечения/Принципы разработки инфраструктуры”. Аудитория подобралась весьма разноплановая - от молодого Web-мастера до умудренного жизнью начальника заводского отдела АСУ.
В этом пятидневном курсе основной упор делается на знакомство с базовыми концепциями и моделями MSF: построением команды проекта, моделью процессов, моделью управления рисками, основными принципами проведения этапов разработки и проектирования решений. По свидетельству Татьяны Коваль, у российских слушателей удивление (а поначалу и некоторое неприятие) вызывают две концептуальные идеи MSF: “Первая из них касается построения команды, которая здесь организована не на основе иерархической модели (начальник - подчиненный), а "плоско", по принципу "бублика", где каждый член команды имеет свои определенные функции и каждый равно ответствен за судьбу проекта. Когда слушатели об этом узнают, да еще понимают, что в случае провала ответственность (в том числе и материальная) делится на всех поровну, они испытывают почти шок. Но ведь не бывает так, что до сегодняшнего дня проект шел успешно, а завтра вдруг все приходит в упадок (как правило, это происходит не мгновенно и никогда не бывает следствием усилий одного человека), поэтому коллективная ответственность заставляет членов команды не смотреть равнодушно на плохую работу коллеги или надвигающуюся неудачу, а что-то предпринять для предотвращения провала. Кроме того, распределение функциональных ролей в команде (по модели MSF) усиливает у каждого чувство ответственности; у нас же часто отсутствие такого распределения (когда, например, разработчик является еще и постановщиком задачи и тестировщиком) приводит к снижению требований и к ситуации, когда "сам с собой я всегда договорюсь" и "мой интерфейс лучше всех, потому что он мой".
Вторая идея, часто кажущаяся слушателям спорной, касается постановки задачи и планирования: как же можно 50% времени отводить на составление плана и написание бумажек и лишь 30% - на разработку (20% времени при этом остается еще на тестирование и отладку)! Но именно такое распределение эффективно! У нас же часто бывает наоборот: 10% времени, отпущенного на проект, тратится на постановку задачи "в общих чертах" и поспешное составление "примерного плана" и 85% - на разработку с намерениями "додумать по ходу дела" (на тестирование времени почти не остается). В итоге и результат получается "приблизительный", и "непредвиденные обстоятельства" постоянно вылезают и мешают работе; заказчик же получает возможность за время разработки не только вносить бесконечные изменения, но часто по ходу дела изменить и саму постановку задачи. Неудивительно, что следствием этого является затягивание сроков, а часто - и риск провала”.
Своеобразие построения команды и организации процесса создания информационной системы - лишь небольшая часть того, что было детально проработано в данном курсе. Слушатели высоко оценили и актуальность, и информационную насыщенность занятий.
ТатьЯна Янкина, компания “АСКОН” (Москва), руководитель проекта: Было очень интересно и полезно “открыть глаза на мир”, узнать, как работают успешные компании. На мой взгляд, тот опыт, о котором мы здесь услышали, вполне можно внедрить и в наших условиях. Мне хотелось бы применить все это на практике в нашей компании. Ясно, что для этого нужны серьезные подготовительные меры, потому что такая реорганизация - это большая и тонкая работа, нужно понять, с чего начинать. Здесь мог бы пригодиться конкретный консалтинг в этой области. Хорошо, что учебный центр предусматривает возможность дальнейших консультаций с преподавателем.
Андрей НайЧенко, компания “Инкап” (Ярославль), технический директор: Наша фирма занимается консалтингом и интеграцией деятельности предприятий в Интернете (Интернет-коммерция по типу B2B, B2C и пр.). Сейчас в нашей компании происходят серьезные изменения, и я приехал в Москву именно ради этого курса, потому что на меня возложена задача разработать концепцию и технологию управления, а также организацию всего производственного цикла. Многое мы уже сделали самостоятельно, пытаясь приблизить структуру компании к требованиям рынка, но в процессе реорганизации стало понятно, что нет смысла каждый раз изобретать велосипед.
То, что я здесь почерпнул, очень удачно ложится на мои проблемы, т. е. я разобрался здесь со всем, с чем мучился. К концу первого дня я был шокирован тем, что столько вещей, нужных и важных, были мне ранее неизвестны.
У нас на некоторых участках реализованы элементы концепции MSF. Например, есть команды с аналогичным распределением функциональных ролей. Каждая из них занимается своим проектом, под который набираются люди. Но кроме этого я узнал на курсах очень много нужных и важных вещей (например, об управлении рисками, о планировании). Я понял, что применив эту технологию, мы сможем реорганизовать компанию за короткое время, тогда как идя эволюционным путем (используя свой опыт и свои ошибки), можно растянуть этот процесс надолго.
Что-то у нас делается по-другому, есть просто спорные положения, например отсутствие явного начальника. Здесь пока не попробуешь - не поймешь, но какие-то сложившиеся вещи переделать будет трудно, придется искать компромиссные решения. Однако у нас очень прогрессивный топ-менеджмент, и я уверен, что все конструктивные изменения будут восприняты положительно.
Евгений Волков, Лосиноостровский электротехнический завод (Москва), начальник отдела АСУ: Наш завод по общим меркам небольшой (500 человек работающих), поэтому мы (отдел АСУ) в основном сами пишем ПО для управления производственными процессами и бухгалтерией. В прежние годы со всем этим справлялись традиционными методами. Однако сейчас с усложнением информационных систем усложняется и процесс их создания. Сегодня уже почти невозможно ничего сделать без правильных процедур организации проектных работ по разработке ПО.
Конечно, в наших условиях трудно изменить роль начальника - кто захочет мириться с тем, что превратится из руководителя в простого менеджера ресурсов? В первые два дня и мне это казалось диким, но на третий день я понял, что именно так и должно быть.
В последние 10-15 лет мы были свидетелями столь динамичных изменений во всем - от образа мыслей до стиля жизни и работы, - что, пожалуй, начали к этому привыкать. И с течением времени, видимо, наше восприятие будет преодолевать дистанцию между “не может быть” и “именно так и должно быть” все быстрее и быстрее. Что ж, такова жизнь.