Видимо, придерживаясь известной мудрости “лучшее - враг хорошего”, компания Cognitive Technologies решила провести свою вторую конференцию “Информационные технологии в бизнесе” в том же месте, что и год назад (см. PC Week/RE, N35/99, с. 1), и практически в то же время. В результате со 2 по 5 сентября около 70 представителей компаний-вендоров и крупных корпоративных клиентов обсуждали проблемы применения компьютерных технологий на средиземноморском побережье в местечке Белек в тридцати километрах от Анталии.
Первое отличие нынешней конференции от прошлогодней бросилось в глаза еще в аэропорту - довольно радикально поменялся состав поставщиков. На этот раз кроме самой Cognitive Technologies и ее дочерней фирмы Project Marketing свои решения и технологии демонстрировали OKI, Intel, Cisco, HP, NeuHaus, TSN Plus (Казахстан), “Формоза”, “Прософт-M”. Среди клиентов было много знакомых по прошлому году лиц, но и здесь ротация участников весьма заметна.
Интернет-технологии в действии
На этот раз в центре внимания конференции оказались проблемы применения Интернет-технологий для повышения эффективности деятельности предприятий. Однако их обсуждение в очередной раз показало наличие серьезного отрыва компьютерной индустрии от предприятий других отраслей: представители заказчиков внимательно слушали доклады, но чувствовалось, что их сильнее волнуют более локальные проблемы. (Впрочем, это отражает общемировые тенденции - в 1999 г. список лидеров в области электронной торговли открывали Intel, Cisco и IBM: соответственно 10,5; 9,5 и 8,8 млрд. долл.)
В выступлениях многих сотрудников фирм-вендоров затрагивались концептуальные проблемы использования Интернета, в том числе на примере собственных компаний. Такое направление придал дискуссиям директор по продажам московского отделения Cisco Systems Александр Пархоменко, который привел красочную аналогию, описывая перемены, происходящие в бизнесе. По его словам, если еще несколько лет назад деятельность компании можно было сравнить с плаванием морского лайнера, то теперь она напоминает рафтинг по горной реке.
В первом случае успех дальнего перехода в основном определяется правильным планированием, подбором команды и проверкой технического состояния судна. Работа экипажа в ходе путешествия сводится к реализации намеченных на берегу планов и четкому выполнению должностных инструкций и регламентов. При рафтинге подготовка к сплаву нужна, может быть, даже более серьезная. Но характер работы команды тут совсем иной: постоянное изменение условий и наличие нештатных ситуаций требуют гибкой слаженной работы команды, быстрого принятия решений и т. д.
По мнению представителей Cisco, именно широкое применение Интернет-технологий позволяет корпорации уверенно развивать свой бизнес, реализуя на практике лозунг “используйте перемены для получения преимущества в конкуренции”. В своем выступлении г-н Пархоменко привел достаточно много примеров, связанных с деятельностью компании. В частности, ежедневно через Интернет Cisco размещает заказов на сумму около 30 млн. долл., свыше 80% услуг по технической поддержке выполняется через Web.
Однако очевидно, что Интернет - это не палочка-выручалочка, которая сама по себе решает бизнес-проблемы предприятий. В своем выступлении исполнительный директор Cognitive Technologies Ольга Ускова подчеркнула, что, как обычно в деловом мире, будут и победители, и проигравшие в конкурентной борьбе. В этой связи отметим, что тема электронной коммерции сегодня до боли напоминает другую недавнюю ИТ-проблему - Y2K. На самом деле в обоих случаях имеется и объективная основа, и чисто маркетинговая рекламная политика. Соответственно задача заказчика - “отделить зерно от плевел”, применять новые технологии оптимальным образом, не поддаваясь на уговоры законодателей моды, но и не отставая от внедрения новшеств, а также четко представлять возможные последствия своей деятельности.
В отношении последнего можно привести точное замечание менеджера российского отделения Intel Егора Яковлева о том, что преимущества Интернет-бизнеса заключаются, в частности, в возможности индивидуального подхода при работе с огромным количеством клиентов и партнеров. Однако, взяв на вооружение эти технологии, нужно изначально готовиться к быстрому увеличению нагрузки на систему, поэтому при проектировании следует предусмотреть значительные резервы и возможность быстро наращивать мощности.
Практический пример использования электронной коммерции для автоматизации взаимодействия с партнерами был приведен в докладе директора “Центра коммуникационных технологий” компании “Формоза” Олега Покровского (подробнее об этом проекте см. PC Week/RE, N 15/00, с. 29). Здесь можно отметить два интересных момента. Во-первых, для удобства работы клиентов (в частности для снижения трафика) было решено отказаться от Web-ориентированной системы в пользу традиционной сетевой модели с “толстым” клиентом (с использованием Интернета). Во-вторых, в данном случае хорошо был показан процесс преобразования внутреннего средства автоматизации в тиражируемый продукт.
Ольга Ускова: “Интернет - не роскошь, а средство повышения эффективности бизнеса”
На семинаре также по-разному оценивались перспективы инвестиций в российские ИТ-проекты. Например, по мнению заместителя председателя правления Газпромбанка А. Г. Примака, отношение западных компаний к нам изменилось в лучшую сторону и в ближайшее время можно ожидать увеличения финансовых потоков в нашу страну. В то же время г-н Яковлев считает, что серьезные инвесторы пока не спешат вкладывать деньги в России. Именно этим он объясняет отсутствие у нас коммерческих Интернет-проектов с участием Intel - обычно в этих случаях привлекается также финансовая фирма (хотя, например, в Польше Intel участвует в четырех таких проектах).
Пора заниматься аналитикой
Сама компания Cognitive Technologies на конференции сделала основной акцент на своем новом продукте: информационно-аналитической системе “Астарта” (см. PC Week/RE, N 22/2000, с. 2). В сообщении руководителя этого проекта Андрея Чередова отмечалось, что данная технология обработки полнотекстовых документов уже используется в Газпромбанке и внедряется в Центральном банке России и ряде других организаций. Заметный интерес к “Астарте” проявили многие участники конференции, в том числе представители фирмы “РосБизнесКонсалтинг”, которой принадлежит один из самых мощных российских информационных ресурсов по экономической тематике.
Значение аналитической обработки больших массивов информации для повышения эффективности деятельности организации было хорошо продемонстрировано в докладе представителя “Норильской горной компании” Л. Г. Даниловой. В данном случае речь шла о решении классической задачи маркетинга - обнаружении скрытого спроса и прогнозировании изменения спроса на профильную продукцию предприятия. На примере анализа патентной информации в Интернете было проведено исследование рынка кобальтовых катализаторов, которое помогло выявить тенденции спроса, конкурентов, потенциальных заказчиков и пр.
Помни имя свое
При открытии конференции исполнительный директор Cognitive Technologies Ольга Ускова, рассказывая о развитии компании, обратила особое внимание на ее “академические” корни (костяк коллектива Cognitive Technologies был сформирован из сотрудников лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН).
В этой связи следует отметить, что сейчас многие компьютерные компании стараются делать акцент на своем благородном происхождении. На то есть две очевидные причины. Во-первых, укрепляется репутация фирмы в глазах корпоративных заказчиков и внешних инвесторов. Во-вторых, обозначился целый ряд признаков, что российское правительство будет все активнее содействовать развитию отечественной компьютерной отрасли (прямое финансирование проектов, предоставление гарантий под инвестиции, налоговые льготы и пр.). Очевидно, что на поддержку смогут рассчитывать в первую очередь те, кто готов решать значимые с точки зрения государства задачи.
* * *
Конференция завершилась традиционным футбольным матчем между сборными компьютерных компаний и корпоративных заказчиков. Он закончился вничью со счетом 3:3. Из-за довольно жаркой погоды было решено не назначать дополнительное время и выявить победителя через год на следующей конференции.
Cognitive Technologies: (095) 135-5510.