Искушение WAP’ом
Еще год назад все, Что было связано с WAP (Wireless Application Protocol - протокол беспроводных приложений), казалось весьма отдаленным, туманным и неопределенным. Однако сейчас эта технология доступа к ресурсам Интернета с мобильных устройств стала привычной, повседневной для тысяч российских пользователей.
Приближение WAP-услуг было стремительным. В конце 1999 г. в журналах еще мелькали заголовки типа “WAP воплощается в реальных продуктах”, а уже в начале нынешнего года наиболее частыми стали сообщения о контрактах на поставку оборудования.
На Западе популярность сотовых телефонов с возможностью выхода в Интернет растет очень быстро и WAP-сервис присутствует почти в половине покупаемых аппаратов.
Ведущие отечественные компании мобильной связи не упустили шанса доказать свой возросший профессиональный уровень и своевременно влились в общемировой поток. Два крупнейших GSM-оператора страны ввели в коммерческую эксплуатацию свои WAP-службы, и это стало переломным моментом в продвижении новой технологии на российский рынок и создании сетевого WAP-доступа на обширных территориях для большинства российских абонентов сотовой связи.
По оценкам представителей операторских компаний, общее число WAP-пользователей в России достигло примерно 3000.
Возможность временно приобщиться к WAP-услуге и оценить ее особенности появилась в редакции благодаря предложению компании “Би Лайн” (www.beeline.ru) попробовать их WAP. Чтобы воспользоваться WAP-сервисом, необходимо иметь сотовый телефон, поддерживающий эту технологию, и подписаться на услугу передачи данных. “Би Лайн” в настоящее время предлагает клиентам три модели WAP-трубок: Siemens S35i, Nokia 7110 и Ericsson R320s. Их цена с учетом НДС составляет соответственно $179, $347 и $455. Для тестирования был представлен Ericsson R320s.
Все настройки этих аппаратов приведены на страничке www.beelinegsm.ru/app/611/wap_611.asp. Я убедился, что при правильной установке параметров дальнейшая работа с телефоном не представляет сложности (хотя инструкция по реализации этого сервиса в руководстве на телефон R320s занимает целых десять страниц, что вполне может отпугнуть некоторых пользователей).
Войдя в главное меню, вы выбираете WAP Services и после нескольких операций выходите на один из WAP-сайтов, например wap.beeline.ru или wap.infoart.ru. В частности, WAP-сервер “Би Лайн”, созданный совместно с агентством “Интерфакс”, содержит информацию о погоде, расписание авиарейсов и железнодорожных сообщений, новости, телепрограммы и т. д.
Сам сервис по своей сути неоднозначен, и у потенциального пользователя достаточно быстро слетает пелена радужных рекламных обещаний и наступает период осмысления представленных возможностей и соответственно определенных ограничений, порожденных этой инновацией. С одной стороны, новая технология превращает привычный сотовый телефон в мультисервисный терминал, существенно расширяющий спектр информационных, управленческих, финансовых и других услуг. С другой стороны, достигаются подобные услуги не совсем так, как ожидает потребитель, все заметно медленнее, сложнее и скромнее по результатам, чем при традиционном доступе в Интернет с настольных ПК.
Микробраузер телефона способен вместить лишь короткие заголовки и небольшие тексты. Манипуляции с клавиатурой, а точнее номеронабирателем, сложны, многоступенчаты и очень протяженны по времени. К тому же, несмотря на быстрое развитие WAP-служб, реальный WAP-ресурс Сети в тысячи раз меньше, чем HTML-контент. Если кто-то из пользователей рассчитывает на быструю навигацию, на просмотр десятков страниц текста и графики, то скорее всего он будет разочарован. Ну а тот, кто четко знает, что ему нужно, и готов ограничить себя короткими запросами и небольшими сводками, вероятно, останется доволен нововведением.
К тому же большое значение имеет и навык. Первый запрос о расписании поездов у меня занял минут пять, не меньше, и мне показалось, что легче было бы дозвониться в справочную. Но проделав это несколько раз, я стал укладываться в минуту и желание звонить исчезло - WAP-служба оказалась доступнее. То же самое с адресами. Ввод информации достаточно сложен, но наиболее “ходовые” адреса можно заложить в память и тогда все упрощается.
Первое время удручали возможности просмотра с помощью микробраузера, по сравнению с которыми восьмистрочный пейджер кажется широкоформатным телевизором. Однако фактор интерактивности и оперативность получения заказной информации все же перевешивают это неудобство. Так что в целом новый сервис радует, он является реальным шагом к мобильному Интернету. Если же хочется большего, стоит чуть-чуть подождать: инновационный процесс продолжается. Неплохих результатов можно ожидать от дальнейшего развития SMS-структуры, буквально считанные дни отделяют нас от коммерческого внедрения GPRS-служб, не за горами и старт Bluetooth-технологии.