Влад Боркус
Волна новшеств в электронной коммерции и Интернет-технологиях не ослабевает
Actis Systems: сентябрьская атака
В начале сентября российская компания Actis Systems, поставляющая решения для электронного бизнеса, и австрийская венчурная компания Red-Stars.com data AG объявили о создании фирмы Red-Stars.com services AG, которая займется предоставлением Интернет-услуг в странах Центральной и Восточной Европы.
Суть проекта заключается в продаже услуг оффшорного программирования компании Actis Systems, для чего в Вене создан офис продаж. 70% акций новой фирмы будет принадлежать австрийской компании, 30% - Actis Systems. Так же разделится объем инвестиций компаний в проект и будущее предприятие.
Одновременно в Москве Actis Systems анонсировала свою новую разработку, предназначенную для автоматизации процессов размещения контента на Web-узлах и управления им. Эта система разделяет сами данные и их представление в Интернете, а также позволяет вводить правила прохождения публикуемых документов внутри организации.
Система доступна в двух вариантах, в которых хранение информации осуществляется либо в СУБД (более мощный и дорогой вариант), либо в файлах, размеченных в формате XML. Из этих данных система автоматически генерирует документы в представлении, желательном для пользователя, например в форматах HTML или PDF.
Разработка содержит специальные интерфейсы, позволяющие любому сотруднику компании управлять Web-содержанием, при этом пользовательский интерфейс персонифицируется. Система дает возможность пользователям не только публиковать на сайте документы, но и создавать собственные разделы, менять структуру навигационного меню. Благодаря этим особенностям работа с контентом на сайте не требует специфических знаний в области Web-дизайна и программирования и может быть передана от Web-мастера к сотрудникам организации, создающим этот контент. Помимо прочего, это означает уменьшение себестоимости сайта и времени, требуемого на его обновление.
Специальным расширением описанной технологии станет платформа для организации онлайновых СМИ, проходящая обкатку на одном известном в Рунете проекте. Коммерчески доступные версии всех описанных программных продуктов появятся в октябре. Цена инсталляции пакетов в зависимости от функциональности и объема консалтинговых услуг составит от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов.
Выставки: одна за другой
Начало сентября ознаменовалось одновременным проведением сразу двух выставок-конференций, посвященных Интернет-технологиям. Одна из них прошла в Сокольниках, а вторая - Ecommex’2000 - в Центре международной торговли на Красной Пресне.
Экспозицию Ecommex’2000 многолюдной не назовешь
Ecommex’2000 характеризовалась слабой экспозицией из двух десятков стендов и большой концентрацией на пленарных заседаниях выступлений чиновников. Последние доказывали собравшимся, насколько архиважна электронная коммерция для России, и объясняли, как они собираются ее “двигать”, “развивать” и “вводить в законное русло”. Резюмируя их речи, можно сделать вывод, что в нашей стране формируется программа развития электронной коммерции, однако ключевые “Закон об электронной коммерции” и “Закон об электронной цифровой подписи” раньше весны следующего года приняты не будут. Отрадно, однако, понимание многими из выступавших, что отсутствие регулирующего закона лучше, чем плохой закон. Впрочем, доклады на секциях были более содержательны.
Из пленарных выступлений мне запомнился доклад Ильи Пономарева, “идеолога” (chief vision officer) и управляющего партнера недавно созданной, но уже сильно разрекламированной компании Arrava Internet Management. По его мнению, экспоненциального роста числа пользователей Рунета не было и не ожидается, а будет плавный линейный рост, какой наблюдался в странах Латинской Америки. Более того, пользователи Рунета - люди в большинстве своем весьма бедные (огромная их часть работает в научных институтах и университетах, подключенных к Интернету в рамках Соросовской программы), а потому ценность их как клиентов с точки зрения бизнеса близка к нулю. В этом смысле B2C и контентные проекты имеют перспективы, только если они ориентированы на Запад.
Что касается B2B-проектов, то здесь ситуация также непростая. Прежде чем их внедрять, следует упорядочить бизнес-процессы внутри самих компаний (Arrava этим и занимается). Создаваемые же сейчас в Рунете в больших количествах торговые площадки Интернета либо имеют сомнительные, на взгляд г-на Пономарева, рыночные перспективы, либо используются для отмывания денег и ухода от налогов (эти сайты часто обновляются и приравнены к СМИ, которые не платят НДС). Такие вот дела.
B2B-порталов прибыло
12 сентября компания Independent Media объявила об открытии нового проекта с громким названием “Горизонтальный межотраслевой B2B-портал” Business.ru. Предполагается, что этот сайт станет “точкой встречи” предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Среди услуг, предоставляемых порталом, - возможность организации на нем фирмами своих страничек, размещение прайс-листов, новости на экономические темы, получаемые из таких газет, как “Ведомости”, The Moscow Times и пр., аукционы, дискуссионные форумы и защищенные виртуальные переговорные комнаты.
На первом этапе все эти услуги будут бесплатны, затем, по словам Франсуа Девера, издателя проекта, предполагается взимать абонентную плату в несколько десятков долларов в месяц. Кроме того, создатели Business.ru надеются на получение доходов от рекламы.
В составе проекта организовано также подразделение, занимающееся внедрением корпоративных систем ЭБ.
Independent Media декларировала намерение вложить в российские Интернет-проекты 5 млн. долл., львиная доля которых должна пойти на развитие Business.ru.
Port.ru заработает на технике IBM
12 сентября компания Port.ru подписала контракт с IBM на огромную для российских Интернет-компаний сумму - 1 млн. долл. На эти деньги в течение года будет закуплено около 130 серверов семейства NetFinity, которые будут использованы для расширения платформы электронных служб Port.ru.
По словам технического директора Port.ru Виктора Лавренко, IBM предложила наиболее выгодные условия поставки (помимо нее в конкурсе участвовали Compaq, HP, Dell и др.). Рост потребностей в мощной технике объясняется как увеличением нагрузки на систему, так и желанием перейти на более быструю и дешевую разработку технологического ПО. Последнее достигается за счет применения инструментов RAD, что, правда, снижает итоговую производительность создаваемых программ. Платформы “не-Intel” в данном конкурсе не рассматривались, однако специалисты Port.ru планируют в будущем использовать их для наиболее критичных частей своей инфраструктуры.
Комментируя это событие, Евгений Голланд, президент Port.ru, заявил, что основные показатели его компании (число пользователей, число показов страниц и т. п.) растут примерно на 10% в месяц. При этом количество пользователей Рунета увеличивается более скромными темпами, т. е. Port.ru расширяется “вглубь” рынка, оттесняет другие проекты, захватывает русскоговорящих пользователей, живущих за границами России.
Напомним, что недавно Port.ru, как и ряд других российских Интернет-проектов, получил инвестиции объемом в миллионы долларов. По словам Евгения Голланда, проект построен так, что он окажется прибыльным, как только перестанут вкладываться огромные деньги в его развитие. Но сейчас подобные вложения необходимы, так как рынок Интернет-услуг быстро развивается и нужно “столбить место” в расчете на будущее.
В настоящее время доход от размещаемой на Port.ru рекламы, по информации г-на Голланда, составляет “несколько сотен тысяч долларов в месяц”. “Некоторые же его сервисы, например Torg.ru, постепенно переходят к взиманию платы с компаний, размещающих в них информацию о своих товарах и услугах.