Компании “Микротест” (www.microtest.ru), Cisco Systems (www.cisco.com) и “Трансинформ” сообщили о реализации масштабного проекта построения единой сети передачи данных Министерства путей сообщения (МПС) Российской Федерации.

Появление подобного проекта вызвано несколькими причинами, главная из которых - отсутствие единой сети передачи данных у такой мощной и разветвленной организации, как МПС. Логика развития этой крупнейшей государственной структуры, в трех сетях передачи данных которой использовались три разных протокола, привела к необходимости скорейшего перехода к протоколу IP как базовому для всех информационных систем министерства.

Юрий Игошин: "В проекте задействовано 40

субподрядчиков и около 20 заказчиков"

Без такой сети было затруднено введение единого финансового учета, создание системы управления запасами, общей системы управления перевозками, что в конечном счете тормозило дальнейшее развитие информационной структуры МПС в целом.

Для решения данной проблемы осенью 1998 г. был проведен тендер с целью выбора системного интегратора, способного модернизировать сети передачи данных (СПД) МПС. Компания “Микротест” (в соавторстве с фирмой “Техносерв”) выиграла тендер (ранее этот тандем успешно обновил телекоммуникационную сеть Свердловской железной дороги) и в декабре 1998 г. заключила договор подряда на модернизацию СПД МПС России. В ее задачи входили проектирование, поставка оборудования, сертификация, монтаж, обучение, приемо-сдаточные испытания и ряд других работ. К реализации проекта было привлечено 40 субподрядчиков. Крупнейшим поставщиком телекоммуникационного оборудования стала компания Cisco Systems (4647 устройств).

Олег Латушкин: “Создаваемая СПД МПС адекватна

масштабам российских железных дорог”

Со стороны Министерства путей сообщения проект курировало государственное унитарное предприятие (ГУП) “Трансинформ”, которое выполняло функции заказчика и координатора работ над проектом. Такая объединяющая функция была очень важна, если принять во внимание масштаб модернизации: монтаж проводился силами 17 железных дорог, в состав которых входит свыше 5 тыс. предприятий с общей численностью персонала более 1,5 млн. человек.

“Этот проект МПС во многом выстрадало, - сказал Олег Латушкин, главный конструктор сети, директор “Трансинформа”. - Существующая система передачи данных создавалась в 70-х годах, естественно, что оборудование и протоколы, использованные в ней, устарели”.

Первая очередь проекта была завершена в короткие сроки: к декабрю 1999 г. сеть в составе 17 региональных, 450 периферийных и 1500 оконечных узлов успешно прошла приемосдаточные испытания и началась опытная эксплуатация 17 дорожных сегментов. Магистральный сегмент, связывающий все дороги и ГВЦ МПС, заработал в феврале 2000 г., когда цифровые каналы с пропускной способностью от 128 до 2048 кбит/с были выделены для связи с каждым региональным дорожным узлом.

Система эксплуатации сети строится на разработанной в ходе проекта концепции безопасности сети, включающей оценку угроз и рисков в работе сети. Для профессиональной реализации данной концепции уполномоченная Гостехкомиссией лаборатория компании “Микротест” проводила проверку и сертификацию всего устанавливаемого оборудования: было проверено 22 тыс. единиц техники 51 типа ведущих мировых производителей.

Роберт Эйджи: “Благодаря использованию IP-протокола

стоимость проекта снизилась в два-три раза по сравнению

с традиционными решениями”

“Вся сеть построена на маршрутизаторах Cisco”, - отметил Юрий Игошин, генеральный директор компании “Микротест”. Он подчеркнул, что СПД базируется на первичной сети связи, создаваемой ЗАО “Транстелеком”.

Параллельно проводилось обучение свыше 600 специалистов МПС. Для более оперативной и эффективной подготовки такого количества персонала были открыты дополнительные классы в учебных центрах компании “Микротест” в Екатеринбурге и Москве. Слушателям читались сертифицированные курсы по оборудованию и ПО Cisco Systems, Sun Microsystems, Microsoft. Повышение квалификации проводилось опережающими темпами, чтобы специалисты могли принять участие в работе к моменту начала монтажа сети.

В плане развития СПД МПС на нынешний год - увеличение числа периферийных узлов до 600 и оконечных - до 6000.

“Создание адекватной масштабам российских железных дорог сети передачи данных на базе стандартного универсального протокола TCP/ IP позволило нам преодолеть барьер, препятствующий развитию отраслевых информационных систем, - считает Олег Латушкин. - Новый импульс получила традиционная информационная система управления грузовыми и пассажирскими перевозками. Кроме того, стало возможно внедрение современных систем: управления финансами и ресурсами на базе SAP R/3, экономического анализа и прогнозирования, маркетинга и взаимодействия с клиентами и даже телемедицины”. К этому стоит добавить, что в дистанционном обучении участвует 15 вузов, а к системе телемедицины подключено шесть дорожных больниц.

“Модернизированная сеть передачи данных МПС, построенная на основе самых современных технологий, таких, как MPLS и VPN, является крупнейшей корпоративной телекоммуникационной структурой в России и одной из самых больших в Европе”, - сказал Роберт Эйджи, генеральный директор по Центральной и Восточной Европе корпорации Cisco Systems.

“Микротест”: (095) 787-2058; Cisco Systems: (095) 961-1410; ГУП “Трансинформ”: (095) 262-4103.

Версия для печати