Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

Дэннис Фишер, Кармен Нобель

Слияние фирм Phone.com и Software.com, произошедшее в августе нынешнего года, обещает существенно ускорить распространение беспроводных систем, хотя сама концепция беспроводной “Всемирной паутины” так до конца и не продумана.

Phone.com занимается созданием микробраузеров, а специализация Software.com - инфраструктура обработки сообщений. Такое сочетание вполне может привести к появлению уникальных интегрированных услуг, но для этого вновь образованной фирме предстоит решить немало проблем. Необходимо будет наладить тесное взаимодействие между всеми ранее приобретенными компаниями, различными подразделениями и партнерами обоих участников сделки, особенно теми, которые появились у них за последние несколько лет (см. врезку “Усыновление+”). Если это удастся, клиенты обеих фирм вполне могут рассчитывать на светлое будущее.

Усыновление по стратегическим соображениям

Семьи Phone.com и Software.com значительно расширились после недавних приобретений.

“Когда сливаются две такие мощные компании, как эти, обладающие самыми современными технологиями, они получают отличную возможность повысить качество предлагаемых услуг, - уверен один из клиентов Software.com Крис Уорд, директор по маркетингу фирмы iBasis (Берлингтон, шт. Массачусетс), специализирующейся на оказании услуг IP-телефонии и унифицированной обработки сообщений. - Беспроводные технологии внесут весомый вклад в их общий бизнес”.

Phone.com (Редвуд-Сити, шт. Калифорния) занимает лидирующее положение на рынке беспроводных микробраузеров. В число ее клиентов входят AT&T, Sprint PCS и недавно созданная фирма Verizon Wireless.

Software.com (Санта-Барбара, шт. Калифорния) со своей стороны выпускает программную платформу, используемую многими ведущими поставщиками приложений обработки почты, а также в содружестве с Cisco Systems (Сан-Хосе, шт. Калифорния) предлагает средства унифицированной пересылки сообщений. Кроме того, фирма известна мобильными продуктами электронной почты и мгновенного обмена сообщениями.

Тем не менее объединенной компании предстоит преодолеть немало трудностей, с которыми сталкиваются все разработчики беспроводных средств, когда пытаются предложить свою продукцию непосредственно операторам связи. С такой задачей, например, так и не удалось справиться фирме Wireless Knowledge, отделившейся от корпорации Microsoft. Ее попытки прямого маркетинга потерпели неудачу из-за ряда проблем с инфраструктурой, и в конце концов она была вынуждена ограничиться индивидуальными поставками продукции корпоративным клиентам.

Не избежать объединенной фирме и конкуренции. Достаточно вспомнить хотя бы Airstream, инициативу Microsoft (Редмонд, шт. Калифорния), направленную на создание серверной инфраструктуры беспроводного доступа ко множеству приложений этой корпорации. Собирается Microsoft обеспечить мобильный доступ и к своему серверу Exchange Server 5.5. Более того, представители корпорации открыто заявляют о намерении вторгнуться на территорию Phone.com и начать освоение рынка беспроводных телефонных браузеров.

Другой потенциальный соперник - корпорация Lotus Development, предложившая в начале нынешнего года пакет Mobile Notes. Предназначенный для установки на сотовых телефонах, персональных цифровых секретарях и пейджерах с доступом во “Всемирную паутину”, он сочетает в себе средства обработки, календарь и службу каталога.

Главным козырем Phone.com и Software.com должно стать разнообразие продуктов. Слияние является логическим продолжением политики Phone.com, недавно - в феврале - присоединившую фирму Onebox.com. Вместе с этим поставщиком приложений электронной и голосовой почты, факсимильной связи и других беспроводных систем фирме достались и 2,5 млн. его зарегистрированных пользователей.

“Phone.com уже заполучила Onebox, использующую инфраструктуру Software.com, - отмечает Том Триннир, вице-президент по разработке сетевых систем фирмы Verizon Wireless (Редмонд, шт. Вашингтон). - Благодаря этому она не только смогла предложить унифицированную обработку сообщений с дополнительными функциями, но и получила в свое распоряжение всю инфраструктуру”.

По словам представителей Phone.com, в самом начале следующего года фирма обещает предоставить клиентам систему унифицированной обработки почты, обеспечивающую оперативный обмен сообщениями между сотовыми телефонами, ПК и персональными цифровыми секретарями РДА.

Эта услуга, возможно, получит поддержку со стороны фирмы Cisco (Сан-Хосе, шт. Калифорния), с которой Software.com и Phone.com связывают весьма теплые отношения. Этот известный производитель сетевого оборудования владеет некоторой частью акций обеих фирм, а Software.com к тому же входит в число его клиентов. Немаловажно и то, что исполнительным директором объединенной компании станет Дональд Листвин - бывший руководитель Cisco, курировавший Интернет-технологии и услуги для телекоммуникационных компаний.

Слияние двух фирм, конечно же, не сможет решить проблемы, свойственные беспроводным сетям США.

Мало кто, например, способен сегодня разобраться в будущем американских беспроводных сетей третьего поколения. В отличие от Европы, где принят единый стандарт GSM (Global System for Mobile Communications - глобальная система связи с подвижными объектами), на территории США даже после перехода на сети третьего поколения будет действовать несколько конкурирующих между собой стандартов. Хотя это и позволяет многим поставщикам подобных услуг обеспечить более скоростной доступ, однако рассеивает все надежды на создание в этой стране единой беспроводной сети.

Свою долю неопределенности относительно перспектив сетей третьего поколения вносит и проблема распределения спектра радиочастот. Небольшим недавно образованным компаниям просто необходимо знать, могут ли они рассчитывать на собственные радиоканалы, но ясности в этом вопросе нет и в ближайшем будущем не предвидится. Федеральная комиссия США по связи недавно перенесла срок проведения давно ожидаемого аукциона на частоты диапазона 700 МГц с сентября на март. Это было сделано по просьбе таких крупных претендентов на радиочастоты, как Verizon Wireless, запросивших дополнительное время для разработки бизнес-планов и определения своей стратегии в ходе аукциона. Усугубляет ситуацию и то, что этот диапазон в настоящее время используется телевизионными станциями и никто не может заставить их перейти с этих частот на другие вплоть до 2006 г.

И все же, хотя распространение беспроводных сетей третьего поколения потребует определенного времени, уже сейчас наметилась тенденция к объединению операторов связи, предлагающих широкий спектр услуг в различных областях. Примером того, как национальная компания пытается расширить сферу действия в международных масштабах, может служить недавняя сделка, в ходе которой немецкая Deutsche Telekom приобрела американскую корпорацию VoiceStream Wireless. Сегодня практически все операторы связи стремятся предложить своим клиентам как проводные, так и беспроводные телекоммуникационные услуги.

“По мере дальнейшей консолидации, - предсказывает Триннир из Verizon, - мы все чаще начнем становиться свидетелями того, как производители ПО будут расширять ассортимент своей продукции и ее возможности”.

   

Представители Microsoft открыто заявляют о намерении вторгнуться на территорию Phone.com.

Версия для печати