26 сентября российское представительство Microsoft провело пресс-конференцию, посвященную итогам своей деятельности за последний год и планам дальнейшей работы в подведомственном регионе (кроме стран СНГ в него теперь входит еще и Монголия). По-видимому, после долгого летнего перерыва в общении с прессой руководители московского офиса решили рассказать о работе корпорации по полной программе, включая, в частности, сугубо технологические вопросы (Digital DashBoard, .Net, OLAP и пр.). В результате, после двухчасового выступления генерального директора представительства Ольги Дергуновой, у участников встречи, кажется, уже не было сил на какие бы то ни было обсуждения положений доклада.
“Итоги деятельности Microsoft, планы и прогнозы на
будущее: все было хорошо, а будет еще лучше!”
Результаты работы Microsoft в мире были обнародованы в середине июля (см. Web-версию PC Week/RE, № 27/2000). Годовой доход корпорации составил 22,96 млрд. долл., а чистая прибыль - 9,42 млрд. долл. Это соответственно на 16 и 21% больше аналогичных показателей за прошлый год. Итоги впечатляющие, но стоит отметить, что эти темпы роста бизнеса самые низкие за последние 6 лет: средние скорости роста доходов и прибыли за пятилетку равнялись 34 и 46%. В то же время рентабельность (отношение прибыли к доходам) все последние годы неуклонно возрастала и достигла в прошедшем году огромной величины в 41%.
Однако нас больше интересует работа Microsoft в России, которая служит хорошим индикатором состояния и динамики развития отечественной компьютерной индустрии в целом. Тем более это интересно в плане понимания того, преодолела ли отечественная вычислительная отрасль последствия кризиса, поразившего страну два года назад. (Кстати, как много было публикаций на эту тему в связи с первой годовщиной того печального события и как их мало их сегодня. Проехали? Забыли? Заодно еще раз посетуем на отсутствие достоверной статистики о рынке.)
Уже второй год подряд руководство московского представительства дает лишь относительные данные о своих экономических показателях, проверяя журналистов на готовность самостоятельно вычислить абсолютные (табл. 1). По сведениям Microsoft, в закончившемся финансовом году был достигнут прирост продаж на 57% по сравнению с 1999-м, что, по нашим расчетам, составило 35,5 млн. долл. Таким образом, докризисных показателей 1998 финансового года достичь не удалось (37 млн. долл.). И это при том, что в 1998 г. в отчетность московского отделения Microsoft не был включен такой крупный регион, как Украина.
Таблица 1. Результаты деятельности Microsoft/Russia 1995-1999 гг.
Учитывая то, что другой “барометр” программной индустрии, фирма “1С”, сообщает о превышении докризисных показателей, можно предположить, что восстановление сегмента крупных корпоративных заказчиков (здесь сейчас сосредоточены интересы Microsoft) заметно отстает от рынка малых и средних предприятий.
Весьма характерным именно для России является постоянный рост доли OEM-поставок Microsoft - она увеличилась с 26% в 1996 г. до нынешних 44% (общий мировой показатель корпорации стабильно держится на отметке около 30%). Еще одна любопытная характеристика прошедшего года (табл. 2) - заметное увеличение доли операционных систем и серверных продуктов при одновременном снижении составляющей приложений (фактически это MS Office).
Таблица 2. Структура продаж продуктов Microsoft/Russia по группам
Вместе с тем складывается впечатления, что сегодняшняя стратегическая задача российского отделения Microsoft заключается не столько в достижении каких-то абсолютных показателей дохода, сколько в усилении своего присутствия в сегменте серверных платформ и в среде крупных корпоративных клиентов. Здесь на фоне конкурентов динамика развития бизнеса Microsoft выглядит весьма оптимистично (в России большинство западных компаний вообще не раскрывают свои показатели по регионам, но есть ряд косвенных признаков в пользу данного предположения).
В частности, по оценкам компании Gallup Media, 57% московских предприятий работают под Windows NT. По данным IDC, в России прирост числа проданных серверов с Windows NT в 1999 г. составил 88% в штучном исчислении, а их доля в общих поставках была равна 70% по количеству и 42% по стоимости. Но тут нужно сделать важное уточнение: речь идет о стоимости компьютеров с предустановленными ОС, без учета отдельных продаж коробок и лицензий.
В целом Ольга Дергунова весьма положительно оценила перспективы развития бизнеса Microsoft в России, отметив, что страна находится в состоянии экономической и политической стабильности и со стороны предприятий растут потребности в применении ИТ. При этом отрадно отметить наличие признаков того, что государство намерено повышать внимание к развитию отечественной компьютерной отрасли вообще и к охране интеллектуальной собственности в частности.
Московский офис Microsoft: (095) 967-8585.