МНЕНИЕ

Сначала появились хакеры. Потом появились фрикеры (телефонные пираты) - тоже мошенники в сфере высоких технологий.

По некоторым данным, в настоящее время в Москве работает около 500 нелегальных переговорных пунктов. С них круглосуточно ведутся как международные, так и междугородние переговоры. Последние, правда, составляют незначительную часть - всего 5%. Именно разговоры с дальним зарубежьем приносят основной доход фрикерам+ и огромный расход ничего не подозревающим абонентам МГТС.

В России телефонное пиратство появилось не так давно, пять лет назад. История умалчивает, кому первому пришла в голову идея поиграть телефонными проводками. Однако первый опыт нелегального подсоединения к чужой абонентской линии оказался настолько удачным, что сразу же нашлась масса его продолжателей. Телефонные “пиявки” беззаботно накручивали телефонный диск, начиная с “восьмерки”, а их соседи в это время в предынфарктном состоянии бегали с огромными счетами по абонентским отделам МГТС, тщетно пытаясь доказать, что у них нет знакомых ни в Лос-Анджелесе, ни в Пекине.

За пять лет пиратство превратилось из вполне бытового явления в высокодоходный “черный” бизнес с использованием современнейшего электронного оборудования. По самым скромным подсчетам один нелегальный переговорный пункт приносит своему владельцу около 5-6 тыс. долл. в день.

Схема действия фрикеров проста. Снимается квартира с телефоном. В ней устанавливается компьютер - для регистрации телефонных переговоров и, самое главное, аппаратура подмены номера. Она имеет много вариантов. Наиболее современные модели настолько компактны, что трудно обнаруживаются даже при внезапной проверке нелегального переговорного пункта сотрудниками милиции.

Переговоры ведутся с квартирного телефона, но на АТС вместо его номера определяется совершенно другой - тот, который введен в память пиратской техники. Так действует однопроводная схема. Но существуют и многопроводные. Обслуживание у фрикеров не хуже, чем у крупных операторов телефонной связи. Клиент может звонить, куда ему вздумается, с любого городского телефона через контактный номер “черного” оператора. А определитель номера на АТС опять же зарегистрирует тот, который ему “подскажет” аппаратура. Есть и более изощренные схемы. Уже известны случаи, когда за переговоры между Пекином и Парижем расплачивался абонент, проживающий в богом забытой квартирке где-нибудь в Бескудникове. Таким образом, Москва превратилась в перевалочную базу нелегальных международных переговоров.

Телефонные номера своих жертв мошенники выбирают, как правило, произвольно. Говорят, их нашествию не так давно подвергся даже один из начальников силового ведомства. За три дня его “нагрели” на 125 тыс. руб. Причем, согласно данным машинограммы, время, потраченное на разговоры с заграницей, фактически равнялось 13 суткам. Остается только догадываться, сколько клиентов телефонного притона, используя номер “силовика”, одновременно передавали приветы из далекой России своим родственникам.

Наибольшей опасности с точки зрения нелегального подключения подвергаются абоненты Останкинского телефонного узла. Около шести тысяч жителей этого района уже получили огромные счета за переговоры, к которым не имели никакого отношения. Не следует расслабляться и абонентам Севастопольского, Филевского и Преображенского узлов.

Все или по крайней мере большинство фрикеров - студенты из развивающихся стран и торговцы из государств Юго-Восточной Азии. И рассчитаны их конторы в основном на соотечественников, граждан Вьетнама, Китая, ряда стран Ближнего Востока и Африки. Иностранцы звонят иностранцам, а расплачиваются ни в чем не повинные россияне.

Нелегальные операторы международной связи никогда не испытывают недостатка в клиентах. По их расценкам одна минута разговора стоит в среднем в 4-5 раз дешевле, чем по тарифам “Ростелекома”. Так что в глазах своих товарищей азиатские и африканские пираты выглядят почти благодетелями, чем и обеспечивают себе любовь и уважение. Пример? Пожалуйста.

В последний день лета работники Управления по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий (Управление “Р”) провели операцию по пресечению деятельности нелегального переговорного пункта на Сиреневом бульваре. В результате был арестован его владелец - вьетнамец, торгующий на Измайловском рынке. Через несколько дней его вывезли на место задержания для следственного эксперимента и+ натолкнулись на стену из нескольких сотен человек, решивших уговорить милиционеров отпустить их земляка.

Деятельность телефонных пиратов становится все агрессивнее, а размеры нанесенного ими ущерба ужасают: по официальным данным, потери составляют 30 млн. долл. в год. Однако, по мнению некоторых специалистов МГТС, реальная цифра на порядок выше. Огромные убытки терпят не только компании, оказывающие услуги международной и междугородней связи. Недополученные ими деньги - это недоплаченные налоги. В общем, страдает и городской бюджет.

Кто же способен защитить абонентов, телекоммуникационные компании и бюджет столицы от телефонного пиратства? Увы, пока горизонт остается пустым. Существуют, конечно, предприятия, потенциально способные взяться за такое дело. Хотя бы та же самая Московская городская телефонная сеть. Но на внедрение в жизнь своих технологических разработок ей нужно около 12 млн. долл. Вряд ли сейчас эта или любая другая телекоммуникационная компания готовы в одиночку потратить такие средства для защиты абонентских линий.

Однако мировая практика показывает, что какие бы суммы ни были вложены в разработку защитных технологий, в конечном итоге они окажутся потраченными зря. Радикально пресечь деятельность пиратов может только одно средство - тюремная камера. Но, увы, никому из изобличенных фрикеров еще не пришлось познакомиться с особенностями российской тюрьмы.

В 1999 г. работники Управления “Р” пресекли деятельность 70 нелегальных переговорных пунктов. К административной ответственности было привлечено 90 иностранцев. А вот к уголовной - ни одного. В основном их действия квалифицировались по статье, согласно которой самое строгое наказание - штраф. Пугает ли он человека, имеющего доход в несколько тысяч долларов в день? Да он утром отправится на рынок, и уже к обеду вновь будет владельцем “переговорника”. Чтобы такого больше не случалось, Управление “Р” стало ориентироваться не на количественные показатели, а на качественные. Теперь основное внимание уделяется не просто захвату выявленных пиратов, а подготовке доказательной базы, необходимой для возбуждения уголовных дел.

Кроме того, справедливому возмездию мешает и еще один фактор, не менее банальный, чем отсутствие финансовых средств. Это несовершенство нашего законодательства. Оказывается, в нем не предусмотрена ответственность за собственно деяния фрикеров: изготовление, хранение научно-технических разработок, предназначенных для неправомерного использования телефонных сетей, а также распространение и получение телекоммуникационных услуг. Виновные несут ответственность только за причинение имущественного вреда. Вот и отделываются в худшем случае штрафами.

Проблема телефонного пиратства давно перестала быть “делом утопающих”. Понятно, что старания отдельно взятых Ивановых, Петровых и Сидоровых ситуацию не спасут. Они, конечно, могут отправиться на Горбушку или на Митинский рынок, купить защитные устройства типа “Барьер” и обезопасить себя от получения многотысячных счетов, по крайней мере, до того момента, пока пираты не подберут к ним ключи. Или, что более действенно, отключиться от выхода на межгород. Но, поверьте, бизнес фрикеров от этого сильно не пострадает. Найдутся другие жертвы. Да и не к лицу нам, гордым абонентам, отступать перед напором пиратов. По-моему, это они, а не мы, должны бояться и трепетать. Разве не так?

Версия для печати