Последние пару недель PR-активность отечественных компаний, специализирующихся в области электронного бизнеса, была особенно высока: прошли две выставки, посвященные Интернету: Internetcom’2000 и Internet Business Russia - 2000, несколько конференций; был анонсирован ряд крупных проектов и медиаресурсов; компании eHouse и “РосБизнесКонсалтинг” объявили о впечатляющих результатах своей деятельности; создано новое агентство Интернет-рекламы Magic-on-Line (партнер AdWatch, объявивший, что его оборот составит 2 млн. долл. в год), а уже упомянутый “РосБизнесКонсалтинг” объявил о преобразовании себя в “Интернет-холдинг”.
Все это происходило на фоне скачкообразных изменений котировок акций ведущих американских “.com”-компаний, приведших к падению индекса NASDAQ до рекордно низкого уровня в 3000 единиц (с последующим ростом до 3330), и все громче слышащихся разговоров о том, что прибыльность компаний, вроде Amazon.com или Yahoo, может никогда и не наступить. Но наши фирмы вели себя так, как будто погода совсем безоблачная. И хотя тревожные звонки уже раздаются и у нас, Рунет, похоже, живет по своим собственным законам.
Arrava строит Интернет-телевидение в Москве
На выставке Internetcom’2000 созданная в июле этого года, но уже успевшая наделать много шуму компания Arrava Internet Management (PC Week/RE, № 23/2000, с. 20; PC Week/RE, № 34/2000, с. 22) объявила о начале крупного проекта по созданию системы интерактивного телевидения в Москве и показала на своем стенде ее действующий прототип.
Пользователи этой системы смогут заказывать удобное для себя время просмотра передач, участвовать в голосованиях, определяющих ход развития той или иной передачи или тематику получаемых новостей, работать в Интернете, контролировать через Интернет состояние бытовой техники и управлять ею и т. п.
В отличие от других проектов, реализуемых сейчас в Москве, в частности компанией “Комкор”, Arrava не будет прокладывать новые каналы связи, а попытается использовать существующие сети кабельного телевидения (КВТ) или системы спутникового телевидения. Программный компонент всех систем будет строиться на основе продукции Microsoft.
При использовании кабельной сети у ее оператора располагается специальный сервер управления передачами, а у конечного пользователя - приставка (ценой $300-500), подключаемая к обычному телевизору и обеспечивающая все перечисленные выше функции. По словам Ильи Пономарева, президента компании Arrava, технически кабельная сеть позволяет задействовать на нужды этой системы полосу пропускания как минимум в 33 Мбит/с, чего вполне хватает для высококачественной доставки сжатого телесигнала или данных.
В тех местах, где операторы КТВ не захотят устанавливать необходимое оборудование или КТВ вообще недоступно, пользователи смогут работать через систему приема спутниковых передач, но обратную связь им придется осуществлять через обычные телефонные каналы и модем.
Предполагается, что стоимость годовой эксплуатации системы для оператора КТВ в масштабе микрорайона составит около 10 тыс. долл., а абонентная плата для конечных пользователей - $10 в месяц.
Развитие этого проекта Arrava ведет на деньги западного инвестора, имя которого не называется. Предположительно в это начинание будет вложено порядка 8 млн. долл. Массовое производство приставок планируется начать во II квартале следующего года.
AYAXI: новая компания и новые проекты
На прошедшей вслед за Internetcom’2000 выставке Internet Business Russia - 2000 другая молодая Интернет-компания, AYAXI (www.ayaxi.ru), объявила об открытии двух проектов: Poll4All.ru и TenderOnline.ru.
AYAXI, организованная в мае этого года, занимается двумя направлениями деятельности: созданием заказных решений электронного бизнеса (разработка и интеграция Интернет-приложений, технологический и стратегический консалтинг), а также собственных Интернет-проектов, на которых она отрабатывает новые бизнес-модели и технологии, предлагаемые затем клиентам и партнерам.
За короткий срок существования AYAXI сумела заполучить в число своих клиентов такие фирмы, как Тюменская нефтяная компания (для нее разрабатывалась стратегия развития Интернет-ресурса, и теперь планируется его практическое создание), IBS (создавалась внутрикорпоративная автоматизированная система поддержки разработки продуктов Product Development) и “Совфрахт” (корпоративный сайт и система управления контентом на нем).
Новый проект Poll4All позволяет любому пользователю сети Интернет организовать собственный опрос. Он может самостоятельно создать анкету, определить выборку, правила, по которым размещаются приглашения об участии в опросе в баннерной сети или на его собственном сайте.
По утверждению представителей AYAXI, Poll4All дает возможность проводить большие и серьезные опросы Интернет-аудитории и получать разнообразную статистическую информацию по интересующей тематике вместе с социально-демографическими данными о самих респондентах. Компания предлагает также услуги по составлению анкет и их проверке, осуществляемой профессиональными социологами.
Чтобы стимулировать респондентов к участию в опросе, организуется либо лотерея с розыгрышем призов, либо система накопления призовых очков. В последнем случае пользователь регистрируется на сайте Poll4All как постоянный респондент и за участие в каждом опросе получает премиальные очки, которые затем может конвертировать в реальные товары в Интернет-магазине. (Одним из таких магазинов является книжный магазин Bolero холдинга eHouse.)
Второй проект, TenderOnline, представляет собой В2В-ресурс, позволяющий оптимизировать покупку-продажу услуг и товаров через систему тендеров и делового партнерства. Он состоит из двух частей - собственно системы проведения тендеров (СПТ) и бизнес-каталога.
СПТ включает в себя 12 разделов (”Страхование”, “Офисная техника”, “Обучение и подбор персонала”, “Полиграфия”, “Консалтинг”, “Связь” и т. п.) и позволяет упростить процесс переговоров и выбора деловых партнеров.
Бизнес-каталог - это обширный перечень деловых предложений с подробным рубрикатором. В нем можно разместить предложение о покупке или продаже товаров, объявление о деловом сотрудничестве, оказании услуг, посредничестве. Кроме того, компании могут создать на сайте свою Интернет-страницу, а также подписаться на нужный раздел - в этом случае информация о размещаемых предложениях будет приходить по Е-mail.
Еще одна торговая площадка
Фонд развития трубной промышленности в октябре официально объявил о начале работы в тестовом режиме информационно-торговой системы (ИТС) e-Metex (www.emetex.ru) и проведении пробных торгов с участием представителей производства и потребителей металлопродукции.
Торговая площадка e-Metex призвана обеспечить возможность прямых контактов производителей с потребителями разного уровня, расширить рынок сбыта и снизить операционные издержки для предприятий трубной промышленности. ИТС e-Metex позволяет не только размещать информацию о намерении продать/купить продукцию или осуществлять поиск контрагентов, но и согласовывать параметры сделок, заключать сделки, обмениваться документами по заключенным сделкам, получать торговые отчеты и использовать систему взносов для гарантии исполнения сделок.
eHouse - миллионер по обороту
В начале октября холдинг eHouse сделал два интересных объявления: о своих финансовых результатах и о том, что откроет свою промоушн-систему AllShops.ru для всех желающих.
По словам генерального директора холдинга Владислава Улендеева, финансовые показатели выглядят так: оборот шести крупных магазинов eHouse в сентябре - 1,79 млн. долл., а за 10 месяцев, прошедших с момента его основания, - 10,25 млн. долл; чистая прибыль в сентябре - 10,6 тыс. долл., за 10 месяцев - 50 тыс. долл. В эти цифры не включены данные по обороту торговой площадки eMatrix, открытой в июле этого года.
Около 90% оборота формируется тремя компьютерными магазинами холдинга: Dostavka.ru, Wstore.ru и Megashop.ru. При этом число их клиентов достигло 20,1 тыс., из которых 5,7 тыс. - бизнес-клиенты. В месяц в каждом из них обслуживается более 1000 заказов. Книжный магазин Bolero.ru, магазин игрушек Kenga.ru и магазин парфюмерии Aromat.ru формируют оборот около 100 тыс. долл. в месяц, но имеют существенно более высокую норму прибыли.
Приведенные цифры кажутся невероятными в свете того, что компьютерные магазины, не входящие в eHouse, такие, как NAK Microwave, рапортуют о цене заказа в $30-$60. Иначе говоря, суммарный месячный оборот трех компьютерных магазинов холдинга должен был бы составлять 100-200 тыс., а не 1, 5 млн. долл. Однако представители eHouse говорят о кардинально иной структуре своих покупателей, в которой преобладают корпоративные клиенты, приобретающие дорогую технику (ноутбуки и пр.). В результате средняя цена заказа в компьютерных магазинах eHouse, как утверждается, составляет $498. В конце года холдинг намерен провести открытый аудит и окончательно развеять все сомнения в том, как получается столь высокий для Рунета оборот.
Второе, о чем объявил холдинг, это открытие доступа к своей рекламной системе AllShops.ru всем желающим, в том числе конкурентам. Напомним, что эта система строится по принципу всплывающих окон, содержащих “флаги” магазинов-участников, а не показа баннеров. До сих пор в ней участвовало лишь шесть магазинов eHouse.
По словам Рустема Ахиярова, президента холдинга, сейчас баннерная реклама Интернет-магазинов экономически невыгодна ввиду ее высокой себестоимости. Участие же в AllShops бесплатно, хотя к желающим подключиться и будут предъявляться минимальные требования (в основном сводящиеся в тому, чтобы они действительно были магазинами, а не витринами. По его оценке, есть по крайней мере пара десятков магазинов, которые можно привлечь сразу). Показы же “флагов” будут строиться по принципу “обратной комиссии”, т. е. за каждый показ всплывающего окна “флаг” магазина будет продемонстрирован в системе дважды. Система получается согласованной, так как в каждом окне отображается сразу шесть “флагов”.
Анатолий Шкред, председатель совета директоров eHouse, считает, что открытие доступа к AllShops не только не подорвет ничьих позиций, но, напротив, укрепит их. По его оценке, реальной конкуренции между Интернет-магазинами нет, а первоочередная задача состоит в расширении самого рынка Интернет-коммерции. “Главным нашим конкурентом является косность покупателей. Нужно убедить клиента, что в Интернете покупать можно, - заявил он. - Анализ же рынка показывает, что списки клиентов многих магазинов практически не пересекаются, поэтому необходим механизм «передачи» клиентов от одного магазина к другому”.
В планы холдинга входит достижение в 2000 г. суммарного оборота в 16, а в 2001-м - 36 млн. долл. Кроме того, намечено решить некоторые технические проблемы: сделать единую систему поиска по товарным позициям, ввести единый формат обмена данными, единую систему скидок, свою систему рейтингов магазинов, а также передать проект AllShops в управление независимой компании.
“РосБизнесКонсалтинг” стал Интернет-холдингом
По мере того как все больше Интернет- и “.com”-компаний США становятся банкротами, инвесторы проникаются скептицизмом по отношению к фирмам, именующим себя подобным образом. Некоторые российские компании, получающие вложения с Запада (скажем, Port.ru), уже смекнули, куда дует ветер, и позиционируют себя как сервисные, хотя и предлагающие услуги через Интернет. Другие же, с некоторым опозданием, вводят слово “Интернет” в свое название.
В начале октября информационное агентство “РосБизнесКонсалтинг” (РБК) объявило о преобразовании себя в Интернет-холдинг. Собственно говоря, предоставление информации уже давно не является единственной сферой деятельности РБК, сделавшего себе имя в период кризиса 1998 г. на открытии бесплатного доступа к ленте финансовой информации. С 1999-го его ИТ-отдел, набравший опыт на поддержке ресурса Rbc.ru, начал предлагать услуги по созданию и сопровождению Интернет-проектов для сторонних организаций. Сейчас в РБК работает более 250 программистов и технических специалистов (общее число сотрудников составляет 500 человек).
По словам генерального директора компании Юрия Роменского, в РБК будет четыре структуры, которые займутся созданием информационного контента, развитием собственных Интернет-ресурсов, построением заказных Интернет-решений и предоставлением рекламных услуг (исследования, планирование рекламных кампаний, разработка и т. п.).
В настоящий момент под эгидой РБК находится более 12 проектов, но не все они были изначально созданы самой компанией. Например, Krovatka.ru, HotBox.ru, Webboard.ru приобретены в результате слияний. РБК дал инвестиции и организовал менеджмент этих проектов. Такая практика, как утверждает г-н Роменский, продолжится. В 2001 г. в покупку и развитие проектов будет вложено 2 млн. долл. Однако РБК ставит своей целью не построение суперпортала, а создание “кольца” узкоспециализированных сайтов, опирающихся на “раскрученный брэнд”.
Кроме того, холдинг намерен развивать направление Web-разработки. Директор этого направления Алексей Кузовкин сообщил, что число проектов РБК (созданных или находящихся в работе) превысило два десятка. Например, создаются решения для Comstar, “ЮКОСа” и различных министерств, несколько торговых площадок.
Председатель совета директоров РБК Герман Каплун считает, что в ближайшей перспективе рост доходов от этого направления будет самым значительным. Сейчас, по его словам, подписка на финансовую информацию дает компании 2 млн. долл. в год, примерно 3 млн. долл. генерируется за счет рекламы на сайтах, а услуги Web-разработки приносят холдингу еще 3 млн. долл. (их рентабельность - около 30%). В 2001 г. оборот от услуг построения Web-проектов предполагается увеличить в два-три раза.
В конце года РБК также собирается провести свой аудит, чтобы подтвердить объявленные цифры.
Новые порталы
В начале октября в Рунете произошло еще несколько интересных событий. Так, открылись два новых крупных портала, нацеленные на широкую аудиторию, - Runet.com и Moscowout.ru.
Первый из них предоставляет возможность быстрого и структурированного доступа к текущей и архивной общественно-политической информации по темам, разделам и времени публикации. Кроме ленты новостей на сайте размещаются анонсы важнейших мероприятий, тематические обозрения, фотоматериалы и т. п. Здесь же предоставляются услуги электронной почты, передачи данных через FTP-сервер, Интернет-знакомств и пр.
Портал создан фирмой Runet.com, основанной в начале 2000 г. группой частных инвесторов из США и России, в число которых входит известная компания Robertson&Blums. В октябре анонсированы также другие проекты компании, Intermedia.ru и Biletik.ru, предоставляющие соответственно новости старейшего агентства информации развлекательного и культурного характера и возможность заказать билеты на концерты, в театры, кинозалы и т. д.
Другой проект этого же плана - Moscowout.ru - посвящен отдыху и развлечениям в Москве. В его базе содержится информация более чем о трех тысячах клубов, ресторанов, кинотеатров, театров, галерей, музеев, спортивных залов, стадионов, салонов красоты, парков и других объектов городского досуга. Помимо этого на сервере собрана обширная база данных по гостиницам и транспорту Москвы. Ресурсы портала содержат рецензии, советы и отзывы из самых разных источников - начиная от популярных изданий и экспертов, специализирующихся на культурной и светской жизни Москвы, и заканчивая отзывами посетителей.
Проект организован компанией E-Business East, зарегистрированной в этом году в Лондоне группой частных инвесторов и имеющей свои отделения в Израиле, Индии, Чехии, Венгрии, Польше и России.
Похоже, что в области предоставления информации о развлечениях в Рунете начинается “мясорубка”, - ведь там уже существуют такие “раскрученные” проекты, как Afisha.ru, eStart.ru и созданный компанией “Город-Инфо” сайт Weekend.ru. А аудитория Рунета растет не так уж и быстро.
Куда идем мы с пятачком+
Интересной особенностью осени стало то, что российские Интернет-компании начали нести потери.
В октябре было распространено письмо двух ведущих сотрудников Cyberplat.com - ее директора по маркетингу Владимира Руденко и директора по развитию бизнеса Вадима Белопольского - о том, что они покидают эту компанию. Хотя причины их ухода не раскрываются, но это событие довольно интересное, так как Вадим Белопольский работал в проекте CyberPlat с момента его основания, а Владимир Руденко, бывший руководитель отдела маркетинга компании IBS, - просто человек, довольно известный на рынке.
Чуть раньше, в сентябре, был зарегистрирован первый случай выхода иностранного инвестора из российского проекта - Pole.ru. Если это сопоставить с тем, что некоторые нашумевшие компании не получили этим летом финансовых вливаний, на которые рассчитывали, то складывается любопытная картина.
Между тем есть и радостные известия. Например, агентство eMartin.net со ссылкой на отчет IDC распространило данные об обороте электронной коммерции в России в 2000 г. Согласно этому сообщению, он составит 90 млн. долл. Как получилась эта цифра, не совсем ясно, но в любом случае она ниже, чем данные одних только продаж в секторе B2C в Бразилии (300 млн. долл., данные Boston Consulting Group). Но позитивная тенденция по сравнению с прошлым годом видна невооруженным глазом.