“Бойцы невидимого фронта”

ОБЗОР

В то время как фирмы - производители ПК строят оптимистические планы на будущее, EMS-компании и сегодня чувствуют себя уверенно

За год объем продаж полупроводниковых микросхем во всем мире вырос на 53% и достиг рекордного уровня. Так, по данным ассоциации полупроводниковой индустрии SIA (Semiconductor Industry Association, www.semichips.org), рост рынка составил около 7 млрд. долл. Эксперты связывают это главным образом с невиданным спросом на Интернет- и телекоммуникационные устройства. Тем не менее объемы продаж микропроцессоров для ПК в последние месяцы увеличились лишь на единицы процентов. А вот объем продаж микросхем флэш-памяти, используемых в мобильных телефонах, вырос более чем на 100%. Это говорит о том, что спрос на аппаратуру связи значительно превысил спрос на компьютеры. И это действительно так.

Весь сентябрь аналитики и инвесторы внимательно следили за котировками акций компьютерных компаний. Предупреждения о неважных финансовых результатах корпораций Apple и Intel породили опасения по поводу замедления роста рынка персональных компьютеров, несмотря на начало самого благоприятного для отрасли сезона. Акции Apple потеряли в системе Nasdaq свыше 52% цены, а капитализация компании сократилась почти на 10 млрд. долл. Пострадала и другая крупная компания - Gateway, которая сильно зависит от потребительского спроса. Ее акции после сообщений о том, что Apple намерена открыть несколько собственных розничных магазинов, упали на 16%. Акции Intel только за один день потеряли 6,5% цены, а Dell - почти 8%, опустившись до абсолютного минимума за год. На Нью-Йоркской фондовой бирже подешевели акции других компьютерных гигантов - Compaq и Micron.

И все же многие аналитики продолжают утверждать, что последние события нехарактерны для индустрии в целом. Согласно прогнозу IDC, общий объем продаж ПК вырастет в этом году примерно на 17%, причем в IV квартале, благодаря рождественским праздникам и повышенному спросу на корпоративные ПК, ожидается увеличение продаж на 19%. Напомним, что в 1998 г. рост индустрии ПК составил почти 24%. Впрочем, недавно несколько руководителей крупных фирм-производителей вновь подтвердили, что их оптимистичные прогнозы по поводу повышения спроса на ПК остаются неизменными. И на это есть свои причины. Например, посетивший Москву вице-президент Compaq и руководитель группы коммерческих персональных компьютеров и электронного бизнеса Франсуа Борнибю заметил, что рынок нашей страны имеет огромный потенциал (не меньший потенциал, благодаря растущей численности населения, и у Китая). В этой связи в европейской штаб-квартире корпорации совместно с московским представительством уже обсуждаются возможные варианты производства ПК в России.

Кстати, о производстве. По данным Technology Forecasters, бизнес компаний, работающих в области обслуживания производства электроники (EMS, Electronics Manufacturing Services), в отличие от индустрии в целом, с 1998 г. ежегодно растет на 25%. В следующем году объем этого рынка составит 178, а к 2003 г. достигнет 283 млрд. долл.

Известно, что все продаваемые компьютеры можно очень условно подразделить на брэнднеймы (brandname) и “безымянные”, или “белые коробки” (noname, или white box). Кстати, если в США доля рынка “белых коробок” составляет менее 20%, в Европе около 40%, то в Китае она достигает примерно 90%. При этом доля “безымянных” фирм-производителей ежегодно сокращается.

Здесь, правда, следует иметь в виду, что даже при покупке компьютера самого известного брэнднейма с большой вероятностью можно сказать, что он произведен вовсе не той фирмой, название которой указано на системном блоке. Всем наверняка известны такие громкие имена, как IBM, Compaq, Apple, Silicon Graphics, Sun Microsystems и Hewlett-Packard, однако вряд ли многие слышали о фирмах Solectron, SCI Systems или Celestica. Это и есть “бойцы невидимого фронта”, в чьи руки вверили часть своего бизнеса известные компании, перечисленные выше. Дело в том, что в компьютерной индустрии сильно не только разделение труда, но и аутсорсинг (или EMS), т. е. привлечение внешних соисполнителей для какой-либо контрактной работы. Практически все компании брэнднейм поручают производство своих изделий фирмам-контракторам. Да и сами брэнды часто выступают в роли EMS-компаний.

Например, корпорация Acer выполняет деликатные заказы своих прямых конкурентов. Так, до весны этого года компьютеры для домашнего рынка IBM Aptiva изготовлялись именно на заводах Acer. В мае компания IBM отказалась от услуг Acer в производстве настольных компьютеров. По словам представителей IBM, данное решение было принято в связи с необходимостью реструктуризации ряда направлений ее бизнеса. При этом было также заявлено, что Acer тем не менее продолжит производство ноутбуков IBM. Одновременно с этим сообщалось о намерении отдать значительную часть производства ПК на аутсорсинг компаниям SCI Systems и Solectron.

Выгоды аутсорсинга очевидны. По мнению специалистов из IDC, производителям компьютеров все труднее и труднее снижать цену на свои изделия, а контрактное производство - часто единственный путь для решения этой проблемы. Ассортимент услуг компаний по аутсорсингу постоянно расширяется. Диверсификацию деятельности контракторов можно проследить на примере канадской фирмы Celestica (www.celestica. com). Кроме сборки она теперь может выполнять заказы в области дизайна, проектирования, создания прототипов, тестирования, анализа ошибок, дистрибуции и ремонта техники.

Благодаря аутсорсингу фирмы-производители могут экономить значительные средства на оплате труда и складировании продукции, а выпуск готовых изделий происходит гораздо быстрее. Кроме того, контракторы способствуют выходу продукции производителя на международные рынки. Сэкономленные средства производители обычно вкладывают в научно-исследовательские разработки, что позволяет им создавать технику, превосходящую по характеристикам изделия конкурентов. Теперь об оплате труда. По данным Dataquest, за час работы на сборочном производстве в Америке платят 4,5 долл., в Европе - 1,8, а в Китае - 0,7 долл. В России ставка еще ниже.

Немудрено поэтому, что компьютеры iMac корпорации Apple собираются на заводах LG Electonics. По словам финансового директора сингапурской фирмы NatSteel Electronic, которая выпускала печатные платы для iMac, его компания обеспокоена тем, что помимо производства отдельных частей и сборки iMac, LG Electronics получает и другие контракты.

Надо сказать, что по контрактам производятся не только ПК. Менее половины всех струйных принтеров с эмблемой “HP” сходят с конвейеров самой корпорации, причем это количество собираются еще уменьшить. Правда, сначала выпуск новых моделей идет только на нескольких фабриках под чутким руководством инженеров Hewlett-Packard. И лишь после того, как производство полностью отлажено, заказы начинают выполнять фирмы-контракторы.

Кстати, Hewlett-Packard - корпорация, известная почти фанатичным отношением к качеству и надежности своей продукции, уже нескольких лет не боится наклеивать свои “брэнды” на компьютеры, выпущенные фирмами-контракторами. На сегодняшний день 100% ПК корпорации производится благодаря аутсорсингу. Основные заказы компании выполняет фирма SCI Systems, хотя с рядом контрактов работают Celestica и Solectron. По словам одного из сотрудников Hewlett-Packard, корпорация постоянно контролирует качество продукции, и если контрактор не справляется, то заказ передается другой компании.

Аналогичная ситуация наблюдается и в сфере сетевых технологий. Яркий пример тому - компания Cisco. По некоторым данным, 100% ее печатных плат и 55% готовых продуктов производятся на стороне. Более того, даже поставщики телекоммуникационного оборудования, скажем Lucent или Nortel, годами придерживавшиеся принципа вертикальной интеграции, начинают обращаться к сторонним производителям.

В этом году компания Cabletron Systems объявила о продаже своих производственных мощностей в Рочестере (США) и Лимерике (Ирландия) сингапурской фирме Flextronics International. Причем в марте минувшего года Cabletron, решив продать завод в Рочестере канадской фирме Celestica, затем передумала и объявила о том, что Celestica будет производить около 40% всего сетевого оборудования Cabletron на своих мощностях.

Первая среди равных

Сегодня десять ведущих фирм-контракторов контролируют более трети всего рынка производства ПК. Самыми крупными и известными среди них являются Solectron, SCI Systems, Selestica, Flextronics International, Jabil Circuit и Sanmina. За последние несколько лет они приобрели свыше 50 новых производственных участков в разных странах мира. В настоящее время первое место на этом рынке занимает компания Solectron, второе - SCI Systems, третье - Celestica.

Итак, самая крупная компания-контрактор Solectron (www.solectron.com) не так давно потеснила бывшего лидера на этом сегменте рынка - фирму SCI Systems, которая по-прежнему остается официальным поставщиком таких компаний, как Dell и Compaq.

Компания Solectron образована в 1977 г. в Силиконовой долине на базе бывшего завода IBM. Кстати, многие сотрудники Solectron, включая нынешнего главу компании, раньше работали на Голубом гиганте. С начала 90-х годов дела Solectron идут весьма успешно: среднегодовые темпы роста компании составляют около 50%. В нынешнем финансовом году (он закончился в августе) чистая прибыль компании увеличилась на 42%. В 2001 г. ожидается, что продажи вырастут до 20 млрд. долл.

Спектр продуктов, выпускаемых Solectron, необычайно широк. Это и печатные платы, и сотовые телефоны, и ПК, и принтеры, и телефоны, и пейджеры, и телевизионные приставки, и телефонные станции, и маршрутизаторы и т. д. Более того, Solectron занимается даже сборкой дорогостоящего серверного оборудования.

Одним из способов расширения сферы деятельности и увеличения доходов для Solectron является покупка новых производственных мощностей, что стало возможным благодаря стремительному росту ее акций. Например, она приобрела у IBM завод по выпуску печатных плат для ноутбуков. Ранее аналогичные сделки были заключены Solectron и с другими лидерами индустрии, включая Hewlett-Packard, Mitsubishi, Philips, Ericsson и Texas Instruments. За последнее время Solectron купила десяток с лишним технологических участков. Теперь их у нее более 50 (в том числе 20 заводов): в США, Германии, Франции, Великобритании, Ирландии, Швеции, Израиле, Мексике, Бразилии, Японии, Малайзии, Китае, на Тайване. Персонал компании насчитывает свыше 65 тыс. человек.

Особо не афишируя, в числе своих самых крупных заказчиков представители Solectron называют Cisco, IBM, Mitsubishi, NCR, Hewlett-Packard и Sun Microsystems.

Тесно сотрудничает Solectron и с мировым лидером в области дистрибуции - компанией Ingram Micro. Благодаря тесной кооперации альянс предлагает свои услуги практически по всему миру: Solectron занимается изготовлением и сборкой продукции, а Ingram Micro - выполнением и доставкой заказов. Усилия альянса сфокусированы на обслуживании таких брэндов, как Compaq и Hewlett-Packard.

Весной этого года канадская компания Nortel Networks, один из крупнейших в мире производителей телекоммуникационного оборудования, и Solectron договорились о сделке, в рамках которой последняя покупает у Nortel несколько заводов. Общая стоимость контракта составила 900 млн. долл. Кроме того, компании заключили соглашение сроком на четыре года. На основании этого договора стоимостью 10 млрд. долл. Solectron будет поставлять Nortel комплектующие и услуги.

А вот IBM недавно заявила о подписании 10-летнего контракта c Solectron на сумму 1,8 млрд. долл. Корпорация поможет новому партнеру создать гибкую и надежную инфраструктуру, отвечающую быстро меняющимся запросам глобальных электронных рынков. Новая система позволит ускорить продвижение товаров на онлайновые рынки, увеличить качество предоставляемых услуг и производительность всех 57 сайтов Solectron. При разработке своих решений Solectron будет использовать полный набор ресурсов IBM, включая средства и методы управления, а также на нее будут работать специальные группы сотрудников IBM. Кроме того, компания получит доступ к 133 информационным центрам IBM, расположенным в разных странах мира.

Сегодня аутсорсинг становится основной стратегией производства для OEM-производителей комплексного оборудования. До недавнего времени считалось, что EMS-бизнес не такой уж доходный, однако рост и успехи работающих в нем компаний сегодня несомненны.

Версия для печати