ПРОБЛЕМЫ PR
Создатели не любят распространяться о себе, а напрасно...
Прежде всего отмечу, что данная статья адресована не только тем, кто интересуется историей Рунета или ищет подходящего провайдера, но и всем фирмам, которые скромно умалчивают о своей истории (не публикуют на сайте корпоративную биографию, не рассылают пресс-релизы и т. д.). В одном из номеров нашего еженедельника (см. PC Week/ RE, № 42/2000, с. 53) г-н Колесов совершенно справедливо сетовал, что в последнее время журналистов все чаще “грузят” неинтересной и совершенно не относящейся к пресс-поводу информацией. Позволю себе заметить, что есть еще одна тенденция: все чаще тружеников пера приглашают на мероприятия, где не “грузят” никакой информацией, ни устной, ни письменной. И не потому, что не о чем рассказать, а просто руки, видимо, не доходят+ Или не считают нужным+
Вот свежий пример. Неподписанное приглашение, пришедшее в редакцию от луноподобной незнакомки (Natalia, moony@rinet.ru), выглядело так: “Дорогие друзья! ISP Rinet отмечает свой пятилетний юбилей. Будем рады видеть представителя вашего издания в числе гостей на нашем празднике 9 ноября в клубе PиRОГИ. Начало в 18:00. Приходите, будет весело”. Забегая вперед, отмечу, что примерно сотне гостей, среди которых явно преобладала Интернет-молодежь неопределенного возраста, было действительно очень весело, причем вовсе не от количества выпитого и съеденного, хотя и того и другого было в достатке.
Сергей Рыжков: “Расцвет Rinet еще впереди!”
Прежде чем отправиться на юбилей (надо же знать, к кому идешь в гости!), я заглянул на www.rinet.ru, но ни истории фирмы, ни ее кодекса и миссии (непременного атрибута фирменного сайта, соответствующего мировым стандартам) там не обнаружил. Не было там никаких сведений и о персонале. Только весьма внушительный список компаний, использующих Rinet для доступа к Сети по выделенным линиям (многие из них хорошо известны), перечень фирм, разместивших у именинника свои WWW-серверы (среди них оказались такие разные по характеру деятельности организации, как студия Web-дизайна Артемия Лебедева, радио “Ракурс”, сервер технической поддержки “АрВид”, Минский подшипниковый завод и т. п.), информация о ценах на услуги, полезные советы, входы в поисковые системы и т. д.
Итак, первая попытка составить априорное представление о славном пути виновника торжества (чтобы не задавать топ-менеджерам Rinet вопросы, ответы на которые давно известны) с треском провалилась. Тогда я обратился к электронному архиву PC Week/RE, хранящему копии всех статей, опубликованных в нашем еженедельнике за пять с половиной лет существования. Просмотр базы данных (ее объем на сегодня - около 25 тыс. статей) занял менее секунды и СУБД “Кодекс” любезно предоставила мне 11 публикаций, где встречается буквосочетание Rinet.
Самая старая из них - “Компьютерная пресса на выставках Netcom и SofTool” (автор - Эдуард Пройдаков) - была опубликована в октябре 1996 г. В ней, среди прочего, речь шла о первом номере ежемесячного иллюстрированного альманаха “Планета Интернет”, выпущенного ООО “Мамонт-1” (адрес редакции - luka@rinet.ru). Ага, подумал я, стало быть, неординарные клиенты водились у юбиляра и раньше+
В марте 1997 г. увидела свет небольшая заметка Рафаэля Шамиева (тогдашнего научного редактора PC Week/RE) “Связь на 56 Кбит/с в России - уже сегодня”. В ней рассказывалось о том, что фирма Rinet, дочернее предприятие компании Plus Communications, участвует в одной из программ для Интернет-провайдеров, проводимых фирмой U.S. Robotics. “Ну вот, постепенно проясняются сведения и о родителях младенца”, - заметил себе автор. Следующие семь статей были малоинформативны, поскольку очутились в списке лишь потому, что упомянутые в них фирмы или персоны, судя по электронному адресу, являлись клиентами юбиляра.
Десятой, в порядке убывания возраста, публикацией оказалось “Открытое письмо веб-мастерам” (PC Week/RE, № 6/99, с. 8). Среди подписавших этот крик души - сотрудник ISP Rinet Константин Харин. Письмо примечательно тем, что обращает внимание компьютерной общественности на то, что большинство российских сайтов в той или иной мере страдает отсутствием грамотности. Увы, обращение актуально и по сей день. На мой взгляд, специалистам, ответственным за выкладываемый на всеобщее обозрение контент, его надо перечитывать ежедневно, желательно - перед началом рабочего дня.
И последней оказалась статья “Партнеры или конкуренты?” (PC Week/RE, № 47/99, с. 1), в которой был упомянут сетевой конкурс русской литературы “Тенета-Ринет” (http://teneta.rinet.ru). Вот с таким скудным багажом знаний я и отправился по указанному в приглашении адресу. Несмотря на то, что из-за занятости на работе я пришел минут на двадцать позже назначенного времени, банкетный зал был заполнен менее чем на четверть, да и первые лица компании еще отсутствовали.
Менеджер по рекламе Наталья Бондаренко (как выяснилось, адрес moony@rinet.ru принадлежал именно ей) сообщила, что каких-либо юбилейных пресс-релизов, слайдов или речей не будет, поскольку все присутствующие и так хорошо знают виновника торжества. А будут тосты, веселые аукционы, музыка, танцы и т. д. Если же меня интересуют какие-либо цифры, характеризующие историю их дружного творческого коллектива, то она готова записать мои вопросы и, как только будет время, по возможности на них ответить. Пока автор этих строк старательно выкладывал на бумагу то, о чем бы хотел спросить первых лиц “Ринета”, подошел Сергей Рыжков - директор и один из основателей компании-именинницы. Пользуясь царившей вокруг веселой суетой и неразберихой, я, незаметно для окружающих, заманил его в сравнительно тихий уголок клуба “Пироги” и стал “пытать”.
PC Week: Сергей Игоревич, как возникла и развивалась компания Rinet?
Сергей Рыжков: Начнем с того, что компании с таким названием в Москве просто нет. А есть ООО “Кроникс Плюс”, оказывающее услуги под торговой маркой Rinet. Коллектив же, стоящий у его истоков, вышел из недр многопрофильного научно-производственного ТОО “Кроникс” (оно основано выходцами из “Релкома” и “Демоса”), в рамках которого существовало Интернет-подразделение, созданное по моей инициативе в июне 1995 г. при финансовой и технической поддержке дистрибьюторско-интеграторской фирмы Plus Communications. Первоначально в этом подразделении работало всего два человека, а его технические возможности выглядели, по нынешним временам, достаточно скромно: выделенный 64 кбит/c канал, связывающий нас с “Демосом” и входной модемный пул на семь номеров. Как только мы убедились, что можем предоставлять клиентам качественный (мы никогда не стремились к дешевизне!) доступ к Сети, возник вопрос - под какой легко запоминающейся торговой маркой оказывать телекоммуникационные услуги? Чтобы “не обижать” ни “Кроникс”, ни Plus Communications, марку выбрали нейтральную - Rinet, расшифровывая ее для себя как Русский Интернет. В том же году был зарегистрирован сайт www.rinet.ru. Нашим первым клиентом стала компания “Програмбанк”, занимающаяся разработкой автоматизированных банковских систем. День заключения договора с этой компанией мы и считаем днем своего рождения. Хотя само ООО “Кроникс Плюс” (чувствуете в нем части имен “папы” и “мамы”?) официально было зарегистрировано лишь год спустя - в ноябре 1996-го.
К концу 1996-го пропускная способность канала, связывающего нас со Всемирной паутиной, выросла вдвое, а число клиентов увеличилось до 500 (10 из них были корпоративными). Показатели 1997 г. выглядят так: канал на “Демос” - 768 кбит/c, число клиентов - около 1000 (из них корпоративных - примерно 30). Далее суммарная мощность наших российских каналов росла так: 2 Мбит/c (1998-1999 гг.), 10 Мбит/c (2000 г.), а зарубежных - 768 кбит/c (1998 г.), 1 Мбит/c (1999 г.), 2 Мбит/c (2000 г.). Пропорционально росту числа клиентов (сейчас их около 2000, в том числе 50 - корпоративных) увеличивался и модемный пул: 80 номеров (1998 г.), 110 (1999 г.), 125 (2000 г.). Число сотрудников фирмы не увеличивается с 1998 г. - нас по-прежнему 16 человек.
Артемий Лебедев: “Rinet предоставил нам бесплатный и
неограниченный по времени хостинг в обмен на нашу вечную любовь”
Чтобы вам было совсем ясно, добавлю: торговая марка “Кроникс” ныне принадлежит ЗАО “КБ Кроникс/Cronyx Engineering” (www.cronyx.ru), созданному на базе ТОО “Кроникс”, - отечественному производителю высококачественного оборудования и программного обеспечения. Мы очень дружны с этой компанией.
PC Week: Почему Студия Артемия Лебедева разместила свой WWW-сервер именно у вас?
С. Р.: Об этом лучше спросить у самого Артемия. Насколько я знаю, он, тогда еще мало кому известный дизайнер, прежде чем обратиться к нам, обошел несколько провайдеров. Видимо, наши условия пришлись ему по душе. Нам он тоже сразу понравился, и мы предложили ему бесплатно размещать на наших площадях созданные им некоммерческие сайты. В свою очередь, он разработал первую версию нашего сайта, оказал нам рекламную поддержку, художественно оформил наши Интернет-карточки и т. д. Кроме того, свои сайты держат у нас не только его некоммерческие, но и коммерческие клиенты. Сейчас мы поддерживаем (осуществляем хостинг) около двухсот сайтов, причем многие из них являются бесприбыльными. Об их популярности говорит то, что у нас, как у провайдера, практически с самого начала деятельности исходящий трафик выше входящего! То есть мы “поставляем” информации больше, чем “потребляем”. У большинства других российских провайдеров картина прямо противоположная.
PC Week: Как вы видите свое будущее?
С. Р.: Едва ли мы станем крупнейшим в Москве dial-up-провайдером, поскольку конкуренция на этом рынке чрезвычайно высока. Поэтому мы стремимся совершенствовать работу с корпоративными клиентами, осваиваем сегмент так называемых домашних сетей (это когда к Интернету по выделенной линии подключается целый многоквартирный дом). Кроме того, есть планы по развитию собственных Интернет-проектов.
PC Week: Удачного вам развития! И пожелание - не скрывайте свою историю от посетителей www.rinet.ru. Чем больше фирма открыта, тем больше доверия она вызывает!
Разбор полетов
Кратко перечислим выводы, которые специалист, отвечающий за формирование имиджа фирмы, должен сделать из приведенной выше истории (тема данной статьи давно витала в воздухе, поэтому автор приносит извинения ООО “Кроникс Плюс” за то, что именно оно попалось под горячую руку).
1. У любой компании всегда есть, что рассказать о себе. Было бы желание.
2. Если есть пресс-повод, то должно быть и соответствующее печатное сообщение. С общими пожеланиями к его содержанию можно ознакомиться в PC Week/RE, № 17/2000, с. 34.
3. Подписывайте приглашения не загадочными сетевыми псевдонимами, а именем и фамилией с указанием должности и телефона, чтобы знать, с кем в случае необходимости связаться.
4. Указывайте время начала регистрации (съезда гостей) и время начала мероприятия.
5. Не надо смешивать названия фирм с названиями торговых марок.
6. Регламент мероприятия желательно соблюдать.
7. На сайте уважающей себя компании должна быть корпоративная история и список персон, коим дозволено общаться с внешним миром.