Наш еженедельник неоднократно писал о чемпионатах мира по футболу среди роботов (см., например, PC Week/RE, № 34/99, с. 1). Напомню его основные принципы: полуметровые роботы выступают в лиге F2000, 15-сантиметровые - в лиге F180, а в симуляторной лиге играют программы, общающиеся через сервер-судью (более подробно см. сайт www.robocup.org).
Официальный международный сезон-2000 открылся Первым европейским чемпионатом (ЧЕ) по футболу роботов, который прошел в Амстердаме. На нем присутствовали две российские команды (в симуляторной лиге). Создатели Polytech 100 из Санкт-Петербургского государственного политехнического университета приехали на турнир лично, а вторая команда, PSI (авторы - Александр Кожушкин и Алексей Лисица), была прислана в виде файла.
По мнению Льва Станкевича, участника чемпионата и руководителя разработчиков Polytech 100, на ЧЕ произошли довольно заметные изменения в подготовке команд: почти все авторы стали копировать прошлогоднего победителя, программу CMUnited-99 университета Карнеги - Меллона. В результате чемпионат выиграла впервые выступившая на соревнованиях такого масштаба команда Португалии. Те же, кто использовал свои оригинальные наработки (в том числе Polytech 100 и PSI), оказались в аутсайдерах. Учитывая эту тенденцию, на мировой чемпионат в Мельбурне (Австралия) питерский Политех тоже отправил Polytech 100 по электронной почте.
Четвертый чемпионат мира прошел в Мельбурнском выставочном центре с 26 августа по 2 сентября. Наши команды там выступили тоже плохо. В лиге F2000 победу одержала немецкая команда CS Freiburg, в лиге F180 - Cornell Big Red Корнельского университета (США), в симуляторной лиге - FC Portugal (та же португальская программа!), в новой лиге шагающих роботов Sony - UNSW United австралийского Университета Южного Уэльса.
С чем же связаны неожиданные результаты 2000 г.: почему усовершенствованная копия программы - чемпиона мира прошлого года обыгрывает CMUnited-99, фактически саму себя, тоже совершенствовавшуюся целый год? Команда университета Карнеги - Меллона трудится над своими виртуальными футболистами уже пять лет, и их программа держалась бессменным чемпионом вплоть до последних соревнований. CMUnited-99 отличается прекрасно отлаженным “нижним” уровнем: ведением и перехватом мяча, ударами по воротам, пасами и т. п. Чтобы не повторять пути американцев, почти все остальные участники и особенно молодые команды забросили свои оригинальные, но сырые разработки и клонировали американскую программу (исходные тексты опубликованы на их сайте и на сайте Robocup). Португальцы на базе этого кода смогли создать команду, сильно играющую в нападении: она атакует тройками с прострелом вдоль ворот от первого к третьему игроку через второго, и на такую комбинацию вратари чужих команд, обычно берущие прямые мячи, реагировать не могли. Другими словами, победила наиболее техничная команда, предложившая оригинальную схему типа 4-4-3.
Правда, разобраться в коде CMUnited-99 очень трудно, поэтому другие разработчики просто механически добавляли к нему свои тактические модули верхнего уровня. Но это путь бесперспективный - при изменении параметров работы футбольного сервера (например, при смене оборудования) такие программы отказывают, потому что для их перенастройки надо знать все нюансы функционирования кода нижнего уровня.
В группе Политеха произошли изменения: место прежних студентов, окончивших вуз, заняли молодые ребята, и сейчас ведется работа над двумя новыми программами - полностью оригинальной и частично использующей код CMUnited-99. Есть у Политеха планы выступить и в классе реальных роботов; это интереснее, но нужны спонсоры - на создание роботов требуется порядка 22 тыс. долл. Любопытно, что в этом классе активно трудятся иранские энтузиасты: их команда выигрывает или попадает в призеры всех чемпионатов последнего времени. 4
Может, все-таки найдутся компании, готовые оказать поддержку российскому футболу роботов? PC Week/RE обязательно расскажет о такой поддержке. Льву Станкевичу можно написать по адресу: stankevich@servccphtf.stu.neva.ru.