Новые ASP обеспечивают быстрый старт Web-приложений

Поговорим об очевидном. Уже больше года назад для Шамира Шаха, исполнительного вице-президента по стратегическому планированию и развитию бизнеса корпорации National Discount Brockers (NDS), было совершенно ясно, что многие клиенты компании с радостью применяли бы сотовые телефоны и карманные ПК в беспроводной онлайновой торговле ценными бумагами, имей они такую возможность.

Шамир Шах из NDB обеспечил беспроводной доступ

к сайту компании без скороспелых ИТ-решений

Все дело заключалось лишь в сроках, объеме работы и бюджетных средств, необходимых для ее предоставления. Около сотни ИТ-специалистов NDB уже были завалены множеством проектов и загружены повседневными заботами по поддержке сайта э-коммерции. Внедрение перспективных беспроводных Web-технологий требует отслеживания изменений протоколов связи, аппаратуры и языков разметки данных, а для этого нужны крупные инвестиции. Однако у NDB уже был некоторый опыт использования беспроводных Web-технологий, что и помогло осуществить задуманное.

Итак, в конце прошлого года Шамир Шах решил приступить к развертыванию первого этапа инициативы NDB по беспроводной торговле ценными бумагами. Для реализации этих планов NDB вступила в кооперацию с фирмой Aether Systems, которая принадлежит к пока небольшому, но растущему числу ASP (сервис-провайдеров приложений), специализирующихся на помощи в переводе э-бизнеса на беспроводные технологии. В результате NDB удалось быстро запустить свое первое беспроводное Web-приложение и приобрести ценные знания об основных потребностях пользователей беспроводных брокерских служб.

“Все это благодаря аутсорсингу. Нам не пришлось беспокоиться о проверке аппаратуры”, - сказал Шах.

К помощи беспроводных ASP обращается все больше предприятий э-бизнеса. Компании, считающие время и деньги, например NDB или фирма CDNow, видят в аутсорсинге лучший способ для быстрого развертывания беспроводных Web-приложений, невзирая на сложность и изменчивость беспроводных технологий и не тратя средства на прямые инвестиции в новое оборудование, ПО или кадры.

Тем не менее, по мнению экспертов, ASP вовсе не панацея для э-бизнеса. Например, если э-компания имеет дело с конфиденциальными данными своих клиентов, ей следует тщательно разобраться в технологиях и процессах защиты, используемых аутсорсинговыми службами, прежде чем доверить им эти данные.

Услуги ASP отнюдь не дешевы. Многие из них, сообщает аналитик корпорации International Data (Остин, шт. Техас) Чарул Вайес, запрашивают за начальную установку служб от 100 до 200 тыс. долл. Сверх того зачастую нужно вносить ежемесячную плату за каждого пользователя.

Однако, как отмечают специалисты по стратегии э-бизнеса, ASP все же полезны в том плане, что позволяют быстро ввести в действие беспроводные приложения. “Кто сегодня самостоятельно внедряет беспроводные процессы, неизбежно связывает себя крупными финансовыми обязательствами, - подчеркнул Шах. - Мы хорошо разбираемся в технологиях торговли ценными бумагами и представляем, сколько стоит поддержка онлайновой биржевой системы и каковы должны быть первичные инвестиции. Мы вовсе не мечтаем повторить все это заново на беспроводной основе”.

Новый рынок на взлете

Беспроводные провайдеры, которых представляет Aether Systems (Оуинг-Милз, шт. Мэриленд), - это новейшая разновидность ASP. Несмотря на различия в предложениях отдельных фирм, большинство беспроводных ASP-служб вращается вокруг хост-приложений, преобразующих контент и данные Web, а также унаследованные системы в форматы типа Wireless Markup Language (беспроводной язык разметки) и Handheld Device Markup Language (язык разметки для карманных устройств), доступные пользователям разнообразной карманной аппаратуры, включая WAP-телефоны (на базе Wireless Application Protocol), PDA (персональные цифровые секретари) фирмы Palm, ПК на платформе Pocket PC корпорации Microsoft и двусторонние пейджеры вроде BlackBerry фирмы Research in Motion.

Сервис-провайдеры облегчают освоение беспроводного э-бизнеса

Ниже приведены данные о некоторых ASP, которые помогают э-компаниям быстро создать

беспроводные службы и держаться на переднем крае прогрессирующих беспроводных технологий

Некоторые провайдеры, в частности Aether, также помогают э-компаниям в создании и хостинге беспроводных приложений и даже объединяют их в комплект с беспроводными устройствами, которые э-компании могут продавать своим онлайновым клиентам. Вдобавок они предлагают поддержку беспроводных пользователей.

Сегодняшний выбор беспроводных ASP пока еще невелик, однако их число быстро растет. Среди них есть начинающие провайдеры, например фирмы ViaFone.com и 2Roam (обе из Редвуд-Сити, шт. Калифорния) или Air2Web (Атланта). Часть беспроводных ASP, включая Aether и ее конкурентов, таких, как фирмы 724 Solutions (Торонто) и w-Technologies (Нью-Йорк), ориентируется на индустрию финансовых услуг. Aether также обслуживает предприятия транспорта, здравоохранения и правительственные организации. Все эти провайдеры активно осваивают рынок беспроводных служб, обороты которого в ближайшие годы, вероятно, будут быстро расти (по прогнозам IDC, от 14 млн. долл. в 1999 г. до 732 млн. долл. к 2004 г.).

Помимо хостинга беспроводных Web-приложений некоторые ASP начинают предлагать беспроводные службы как дополнение к уже используемым хост-приложениям. К таким ASP относятся фирмы UpShot (Маунтин-Вью, шт. Калифорния) и Done.com (Белмонт, шт. Калифорния).

Затраты NDB на услуги Aether пока вполне окупаются. Брокерская компания смогла быстро предложить рынку беспроводные средства, всего за 10 месяцев запустив в действие свою первую службу Mobility, рассчитанную на более богатый и состоятельный слой клиентов.

Эта служба функционирует с сентября. За 49,99 долл. в месяц клиенты получают в свое распоряжение КПК Palm V с модемом корпорации OmniSky и доступ с этого устройства к котировкам акций NDB, биржевым новостям и сведениям о рынке ценных бумаг, а также электронную почту. В дополнение к хостингу связующего ПО, обеспечивающего беспроводной доступ к Web-приложениям и торговой системе NDB, Aether обрабатывает сервисные запросы клиентов и выполняет заявки на обслуживание и предоставление аппаратуры.

Получив благодаря Aether определенный опыт в беспроводных технологиях, NDB теперь думает о расширении своих предложений в этой сфере. Компания усвоила важную истину: клиенту нужен большой выбор беспроводной аппаратуры, а не только КПК Palm. В I квартале будущего года NDB планирует создать службы, рассчитанные на весь диапазон таких устройств, включая WAP-телефоны, Pocket PC и двусторонние пейджеры. Расширенный сервис станет доступным для всех без исключения клиентов NDB.

Шамир Шах, остановивший выбор на Aether после рассмотрения предложений пяти ASP, не рассказал, во сколько ему обходятся услуги этой компании.

Ни забот, ни хлопот

Хотя некоторые э-компании, подобно NDB, рассматривают ASP как хороший способ быстрого внедрения беспроводных технологий, другие больше ценят в них возможность избежать хлопот и затрат, связанных с необходимостью реагировать на молниеносные перемены, которые происходят в беспроводных технологиях.

“Мы все еще живем в эпоху конкурирующих стандартов, и кому знать, кто станет победителем?” - заметил Д. Р. Граймз, исполнительный директор фирмы NetBank (Атланта), Интернет-банка, пользующегося беспроводными Web-службами компании Air2Web. Начав беспроводное обслуживание клиентов в сентябре этого года, NetBank намерен как можно шире распространить его среди своих 135 тыс. держателей счетов, предложив им большой выбор устройств, включая PDA, WAP-телефоны и даже сотовые телефоны, не совместимые с WAP, но использующие службу Short Message Service. Гарантируя поддержку столь многих видов беспроводной аппаратуры, NetBank неизбежно был бы вынужден оперативно реагировать на технические перемены, например на изменения довольно молодого стандарта WAP. Поэтому NetBank, уже имея опыт аутсорсинга других операций через ASP, решил воспользоваться им и для организации беспроводных Web-служб.

Пока что NetBank, по словам Граймза, рассматривает Air2Web как безопасную, защищенную и надежную службу.

Однако не все корпорации готовы положиться на сравнительно молодых ASP в поддержке критически важных беспроводных служб или в защите конфиденциальных данных клиентов. И это совершенно правильно, считают эксперты. До подписания контракта с беспроводным ASP, предупреждает Стив Батмен, главный технолог фирмы Mobilicity (Нью-Йорк), специализирующейся на консультациях и интеграции в области беспроводных технологий, ИТ-менеджеры должны полностью убедиться, что сервис-провайдер имеет надежный бизнес-план и не является фирмой-однодневкой. Следует также удостовериться, что данный беспроводной ASP вложил средства в создание защищенной среды. По прогнозу Батмена, бизнес рассматривает беспроводной сервис как конкурентное преимущество, и поэтому многие, особенно крупные, корпорации предпочтут держать беспроводные службы в собственных руках.

ASP переходят на беспроводной доступ

Обороты рынка беспроводных ASP сегодня еще невелики, но у него

хорошие перспективы на будущее - средний прирост более 100% в год

“Сегодня ситуация с беспроводными средствами напоминает ту, что четыре года назад имела место в Интернете, когда технология обновлялась почти каждую неделю или месяц, - отметил Батмен. - Стоит подождать, когда осядет пыль, а уж потом делать ставку на аутсорсинг”.

Примером организаций, остановивших выбор на разработке беспроводных Web-систем силами собственных специалистов, является фирма Excara. Эта компания имеет сайт PurchasingCenter.com, торгующий промышленными товарами. Недавно она решила развернуть ПО SiteMorf фирмы NetMorf для преобразования Web-контента (а это 350 тыс. пунктов каталога) в форму, пригодную для приема на WAP-телефоны. Руководство Excara надеется, что NetMorf поможет компании идти в ногу с изменениями стандартов беспроводных технологий благодаря постоянному обновлению средства SiteMorf. На себя Excara берет прямую ответственность за безопасность и надежность.

Нельзя сказать, что менеджеров э-бизнеса, избравших путь беспроводного аутсорсинга, не волнуют вопросы безопасности и все, что с нею связано. Шах из NDB хорошо обдумал проблемы обеспечения надежности и безопасности еще до того, как подписал договор с Aether. Например, он потребовал, чтобы в контракте был пункт о запрещении Aether любого использования информации клиентов NDB. Кроме того, Шах удостоверился, что беспроводные сеансы Aether обеспечены криптозащитой. До развертывания новой технологии Шах вынес систему защиты Aether на одобрение ИТ-отдела NDB.

Рассматривая варианты выбора беспроводного ASP, NDB заодно оценила долгосрочные перспективы всех провайдеров с учетом прочности их финансового положения и планов роста.

Хотя услуги беспроводных ASP подходят не для каждой компании, этот путь пригодился фирме CDNow (Форт-Вашингтон, шт. Пенсильвания), занимающейся розничной э-торговлей музыкальными дисками. Если другие Интернет-компании осваивают беспроводные технологии, вкладывая в разработку и отладку этих функций миллионы долларов, то для CDNow это было неприемлемо. Подобно очень многим онлайновым фирмам, CDNow не имела стабильных прибылей, и в итоге в сентябре этого года ее купила фирма Bertelsmann AG.

“Мы хотели контролировать свои издержки, чтобы не повторять ошибку компаний, перерасходующих средства, - пояснил Срджан Лонкар, руководитель группы беспроводных технологий CDNow. - Я не думаю, что надо тратить так уж много сил, чтобы разобраться в возможностях беспроводного приложения”.

Проект внедрения беспроводных услуг стартовал в начале года, когда Лонкар подобрал группу из специалистов разных отделов компании, причем четыре человека непосредственно занимаются беспроводными средствами и еще десяток помогают им в случае необходимости. Однако мало кто из них имел достаточный опыт в беспроводной технологии или стратегии. Поэтому в мае CDNow заключила договор с беспроводным ASP - фирмой ViaFone. Через пять месяцев, в середине октября, компания смогла запустить свое первое WAP-приложение. Лонкар не пожелал раскрывать финансовые детали контракта.

Первый вариант беспроводного предложения CDNow сам Лонкар называет “голым скелетом”. С помощью беспроводных браузеров можно осуществлять поиск на сайте, просматривать предложения наиболее популярных музыкальных записей, получать рекомендации и заказывать диски. Система CDNow пока не позволяет покупать другие товары, например DVD или видеокассеты.

Скоро CDNow планирует организовать доступ на сайт с устройств Palm V и VII. Далее на очереди двусторонние пейджеры и голосовой доступ.

Хотя сегодня компания может предложить лишь минимальный уровень беспроводных услуг, важно, что CDNow при поддержке ViaFone быстро смогла приобрести ценный опыт в использовании беспроводных технологий. Это очень существенно, так как Лонкар надеется, что беспроводные средства обеспечат CDNow новый канал взаимодействия с покупателями и будут способствовать торговле. А это решающий фактор для Интернет-компаний, борющихся за выживание.

“Я ставил целью заложить основы для будущего использования беспроводных приложений не только с точки зрения технологий, но и в плане перспектив бизнеса, - сказал Лонкар. - И видя, что это приходится по вкусу массовому покупателю, мы готовы продолжать в том же направлении”.

ASP предоставляют беспроводной сервис в пакете

Вы интересуетесь рынком хост-служб беспроводных приложений, но опасаетесь заключить договор с новым, непроверенным беспроводным ASP? Не стоит волноваться. Скоро вы, вероятно, сможете воспользоваться беспроводными хост-службами того же сервис-провайдера, который вам предоставляет корпоративные приложения.

ASP, уже предлагающие хост-продукты для автоматизации торговых операций, деловых процессов и другие приложения, уделяют все больше внимания внедрению их беспроводных версий. Примером являются два небольших ASP, фирмы Done.com и UpShot.com, активно занимающиеся этим в последние полгода.

Done.com (Белмонт, шт. Калифорния) концентрирует внимание на управлении деловыми процессами, а UpShot.com (Маунтин-Вью, шт. Калифорния) предлагает приложение для автоматизации торговли. Беспроводной доступ мобильных агентов к ПО UpShot.com для управления торговлей позволяет им оперативно получать контактные данные и информацию о коммерческих инициативах. А пользователи Done.com всегда в курсе изменений деловых проектов, вносимых их сотрудниками или заказчиками, и имеют к ним доступ в любое время и из любого места.

Например, начинающая фирма Conduit (Сан-Франциско, шт. Калифорния), пользуясь беспроводным компонентом ПО управления деловыми процессами Done.com, смогла заключить ряд весьма важных сделок. Эта компания помогает поставщикам строительных материалов осуществлять взаимовыгодные обмены, и ее исполнительный директор Сьюджи Джадхав отметил, что открывшаяся для торговых агентов возможность быстро реагировать на пожелания заказчиков, используя беспроводную аппаратуру, оказалась критически важной для привлечения крупных клиентов.

Conduit пользуется приложениями Done.com уже полгода, начав с ПО управления набором кадров. Три месяца назад она решила добавить беспроводные функции на базе WAP-телефонов и КПК Palm VII. Четыре агента компании используют их для получения извещений от клиентов, посылающих по электронной почте информацию о текущих сделках.

Если беспроводные средства помогают заключить даже одну-единственную сделку, это полностью окупает затраты на обслуживание, которое ежемесячно обходится Conduit в $500, сказал Джадхав. “Когда вы посылаете кому-то электронную почту и можете получить ответ через две-три минуты, шансы на деловую удачу повышаются”.

Версия для печати