РЕЦЕНЗИИ

Васильев А., Андреев А. VBA в Office 2000. Учебный курс. СПб., “Питер”, 2000. - 432 с.

Как подступиться к изучению программирования? С чего начать и в каком направлении двигаться? В последнее время эти вопросы задают все чаще. И многие спрашивающие имеют в виду именно освоение разработки приложений в среде Office/VBA как весьма популярного и перспективного инструмента программирования. (Полтора года назад мой знакомый уезжал на постоянное жительство в США. Изучив спрос на тамошнем рынке труда, он решил срочно переквалифицироваться из бухгалтера в программиста. За три месяца до отъезда начал “с нуля” изучение VBA и, действительно, попав за океан, устроился на работу программистом...)

Казалось бы, чего проще: на книжных лотках всегда лежит 2-4 книги на эту тему - покупайте, читайте, пишите программы. Но при ближайшем рассмотрении все оказывается гораздо сложнее.

Процесс освоения программирования включает в себя два неотъемлемых компонента: изучение технологии программирования на логическом уровне и изучение некоторого конкретного инструмента. При этом нужно помнить, что технологию, методику программирования можно изучать не только с помощью блок-схем и математических формул, но и с использованием какого-то конкретного языка. Поэтому хотелось бы четко разделить постановки двух разных задач: изучение Бейсика (например) и изучение технологии программирования на примере Бейсика.

В эпоху всеобщего обучения программированию в технических вузах (еще 10-15 лет назад) обычно этот предмет студенты забывали сразу после сдачи зачета (речь, конечно, не идет о подготовке специалистов по вычислительной технике). Причин такого результата было много, но одна из них - подмена изучения технологии заучиванием набора лексических составляющих языка программирования, вследствие чего возникла ситуация: “Каждый отдельный оператор понимаю. Но как из них сложить программу?”.

Сегодня такой подход в принципе нереален, так как число элементов языка исчисляется тысячами. При этом современные средства разработки предоставляют качественно новые инструменты (по сравнению с компиляторами двадцатилетней давности), более понятные на чисто интуитивным уровне, которые можно последовательно изучать в ходе решения конкретных задач уже на самых первых шагах.

С момента появления Visual Basic (1991 г.) я стараюсь следить за изданиями по этой тематике и должен сказать, что лучшим (а может быть, и единственным) учебником для начинающих программистов (не только по VB!) был перевод книги “Running Visual Basic” Росса Нельсона, изданного “Русской Редакцией” в 1995 г. (см. PC Week/RE, № 5/95, с. 6).

Подзаголовок рецензируемой книги - “Учебный курс” и наименования ее глав в виде последовательности семнадцати “уроков” настраивают на ожидание чего-то подобного. Но, к сожалению, уже с первых страниц становится понятно, что речь идет совсем не об учебном курсе, а о справочнике по VBA. В этой связи хотел бы сразу выразить сомнение, что “материала книги достаточно для того, чтобы научиться автоматизировать свою работу в рамках MS Office”.

Причем издатели явно погорячились, указав в анонсе, что в книге можно найти полную характеристику языка: в ней содержится лишь небольшая часть даже часто используемых конструкций. Разумеется, невозможно в одной книге дать полное описание языка VBA, но все же упомянуть о существовании огромного множества других конструкций было бы полезно. А дать представление о наборе функций по обработке строк и дат просто необходимо.

По сути дела книга представляет собой краткий справочник по VBA - сильно сокращенный вариант электронной справки Office/VBA. И такое издание действительно полезно для программистов, особенно для тех, кто не очень силен в английском языке или предпочитает иметь дело с печатными документами, а не с электронными. Но следует иметь в виду, что книга дает только общее представление о том или ином элементе VBA - для его практического использования скорее всего придется дополнительно изучать электронную справку.

Мне кажется, что данная книга в качестве учебника может быть полезнее как раз для достаточно опытных разработчиков, которые смогут быстро найти обзор ключевых объектов разных офисных приложений. Только жаль, что авторы, рассмотрев работу пяти программ (Word, Excel, PowerPoint, Access и Outlook), оставили без внимания FrontPage. (Было бы гораздо логичнее исключить Access, который имеет наиболее специфическую реализацию VBA и которому посвящено много специализированных книг.)

Итак, книга действительно может быть полезной при изучении VBA, но она скорее относится к необходимым, но никак не достаточным условиям его освоения. Все же учебный курс и справочник - это “две большие разницы”; ведь и прочитав энциклопедию (очень полезное издание), нельзя овладеть методикой научного исследования.

Web-сайт издательства “Питер”: www.piter-press.ru.

Версия для печати