В начале декабря в Рунете вступила в действие новая система микроплатежей Eaccess, в которой для расчетов в Интернете используются финансовые возможности региональных телефонных компаний. Ее создатель, фирма “Аксесс КОМ”, полагает, что система окажется удобной для оплаты информационных услуг Интернета, бронирования билетов, оплаты аренды ПО и т. п.
В основе Eacces лежит идея применения возможностей существующей в телефонных компаниях схемы кредитования клиентов, пользующихся premium-сервисами: междугородными телефонами, платными услугами и пр. Как известно, потребитель подобных услуг оплачивает их не до, а после получения. В Интернете это работает следующим образом.
При выборе оплаты через Eaccess на сайте продавца платной услуги клиент автоматически переключается на сайт этой платежной системы. Ему показывается та сумма, с которой придется расстаться, и код заказа. Затем клиент звонит по специальному телефону системы Eaccess и в тоновом режиме набора вводит этот код. Вернувшись в Интернет на сервер Eaccess, пользователь снова указывает код платежа для его проверки системой, после чего ему сообщают логин и пароль для доступа к услуге. Возвращаясь на платный ресурс, он вводит пароль и получает требуемый доступ. Впоследствии клиенту приходит счет от “Ростелекома”.
Издержки механизма, используемого в Eaccess, ясны. Если пользователь работает не через выделенную линию, а через модем, то ему приходится отключаться от Интернета, освобождать телефон, а затем подключаться к Интернету снова. Эта процедура может быть довольно обременительна.
Кроме того, для вовлеченных телефонных компаний возникает риск неоплаты услуги со стороны клиента, хотя, как утверждают руководители проекта, этот риск просчитывается (он составляет до 2% в сфере дорогих покупок и до 30% для развлекательного контента) и заложен в бизнес-схему.
Однако в Рунете до сих пор нет удобного механизма осуществления платежей, поэтому Eaccess с ее довольно прозрачной и привычной для многих процедурой оплаты может найти спрос. К ней уже подключилось несколько сайтов информационных агентств, таких, как “Прайм-ТАСС”, “Финмаркет”, “AK&M”.